Родительское собрание «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Чиркова Светлана Николаевна

Конспект родительского собрания "Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста" будет полезен и интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».

  Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи: «Трудовое воспитание дошкольника».

Сегодня нашу встречу я хочу начать со слов К.Д.Ушинского

  «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия. Которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

  Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся , если скажем: главное научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются её лучшие качества.

  Как говорил великий Гельвеций

  Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.

Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

  Воспитатель: На днях я у детей взяла небольшое интервью, задавая им такие вопросы, как «Что такое труд?», «Надо ли детям трудиться и как вы помогаете своим родителям дома?», «Кто больше всех трудится в семье?», «Хорошо ли быть ленивым?». А вот как они ответили на все эти вопросы.

Просмотр видеозаписи детей «Всё о труде».

  Воспитатель: Как видите, даже дети считают, что труд – это важно и нужно.

  И продолжая начатую тему, хочу вас ознакомить с задачами трудового воспитания в детском саду. Дошкольнику свойственно стремление к активности, самостоятельности; трудовая деятельность удовлетворяет эту потребность ребенка. Организация трудового воспитания дошкольников связана с решением следующих задач: воспитанием трудолюбия, ответственного отношения к трудовым обязанностям, интереса к результатам труда; обучением детей трудовым умениям и навыкам; формированием умения трудиться в коллективе; ознакомлением с трудом взрослых; воспитанием уважения к труду, бережного отношения к результатам труда.

  Трудолюбие нужно формировать у ребенка еще с самого раннего детства. Для развития хорошего отношения ребенка к труду, в семье тоже должно быть отношение к труду на должном уровне. Будет очень хорошо, если малыш уже с ранних лет будет иметь какие-то свои обязанности. Все его заслуги и старания должны объективно оценивать родители, поскольку это повлияет на его дальнейшие неудачи и успехи.

  Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и он так же, как и все должен принимать в этом участие. Если ребенок почувствует это, то у него будет развиваться чувство ответственности. Труд будет оказывать на него воспитательное воздействие. Не забывайте подчеркивать важность проделанной работы каждого члена семьи для общего блага. От этого ребенок будет лишь гордиться собой.

  Наглядно покажите ребенку, как вам приятно выполнять работу по дому. Ваше настроение передастся вашему малышу и вызовет у него желание сделать все самому.

  Давайте поговорим о том, какие на ваш взгляд виды трудовой деятельности применяются и в детском саду, и в семье. (ответы родителей)

Самообслуживание. Ребенок умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.

Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщает товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Умеет  без напоминания убирать свое рабочее место.

Хозяйственно - бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и на участке: протирает и моет игрушки, строительный материал, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно наводит порядок на участке детского сада: умеет подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам. Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой.

Труд в природе. Самостоятельно и ответственно выполняет обязанности дежурного в уголке природы: поливает комнатные растения, рыхлит почву. Осенью привлекаются к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой привлекаются к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам. Весной привлекаются к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Умеют вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол). Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.

  В процессе работы семьи, а также ДОУ в трудовом воспитании детей выделяют следующие  принципы :

- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения  выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня старшего дошкольника.

  Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Воспитатель: Как видим, своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному систематическому  труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитание трудолюбия - сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.

  Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре команды (по цвету жетона)

  Сегодня вы будете не только игроками, но и составом жюри. Будьте внимательны и оценивайте своих соперников честно и справедливо. Заданий будет немного, и я, надеюсь, что вместе в коллективе вы с ними легко справитесь..

1. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в пословицах и поговорках.

Давайте попробуем с вами вспомнить пословицы о труде.

я зачитываю начало пословицы, а вы заканчиваете её.

Первый конкурс

«Пословицы, поговорки, песни, стихи о труде»

2. Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам, определённому алгоритму действий или, проще говоря, правилам.

У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Вам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

Второй конкурс

 «Педагогические ситуации»

Разбор ситуаций.
1.) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?

Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.

Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде.

И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.(слайд №4)

2.) Опаздывая на работу, мама попросила дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружила, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросила: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!» Правильно ли поступила мама?
Ответ: Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. И еще одно правило -постоянная подкрепляющая оценка и подчеркивание полезности выполняемых детьми домашних дел.(слайд №5)
3) В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении « не покладая рук».Почему это произошло?

Ответ:  Вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

3 Воспитатель: На столе у вас есть листы бумаги, краски, карандаши, кисточки. Всё это пригодится вам для следующего конкурса. Вам нужно от команды выбрать одну профессию и не называя ее, прорекламировать доступным для детей уровне. Подчеркнуть важность и нужность вашей профессии в рисунке, так чтобы другие команды могли ее узнать.

Третий конкурс

«Плакат-реклама»

.4. Воспитатель: Ваши дети очень любят рисовать и они уже мечтают, что когда вырастут будут работать… А вот кем они мечтают быть, вы попробуйте угадать сами по их рисункам. На доске работы ваших детей, вам необходимо выбрать нужный рисунок. Удачи вам!!!

Четвертый конкурс

«Угадай профессию своего ребенка по рисунку». Оценивание конкурса соперниками.

 5. А сейчас я проговорив волшебные слова превращаю каждого из вас на время в чудо –мастера.  Вам необходим из разнообразного материала, лежащего у вас на подносах изготовить поделку(игрушку), а ваши соперники оценят, где мастера были лучше.

Пятый конкурс

«Чудо-мастерская»

 Воспитатель суммирует все очки, набранные участниками команды и объявляет команду победителей. Вручаются призы.

Воспитатель : Мы с вами потрудились на славу, я надеюсь, что вы почерпнули из него что-то для себя полезное. А   наше собрание подошло к концу. Я благодарю всех родителей, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы! Спасибо за сотрудничество, а я вручаю вам памятки «Советы родителям», а также предлагаю забрать сделанные вашими руками поделки и подарить их своим детям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание :"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собраниеТема: Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.Цель: • вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста сам...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей): интереса к труду взрослыхжелания трудитьсявоспитания навыков элементарной трудовой деятельноститрудолюбия....

Родительское собрание "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Воспитание толерантности  у детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель родительского собрания: способствовать повышению педагогической культуры родителей....

"Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Презентация педагогического опыта «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация педагогического опыта «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста»...