методическая разработка настольный лэпбук «Времена года»
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Плешко Светлана Александровна

Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от четырёх до шести лет.

Лэпбук «Времена года» активизирует речь дошкольников, способствует расширению и закреплению представлений ребёнка о временах года, расширяет кругозор по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку. Расширяет представления о жизнедеятельности людей в разные времена года, об особенностях поведения представителей животного мира в разное время года. Развивает мелкую моторику, зрительный гнозис и многое другое.

Дети могут работать с пособием в ходе занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchiy_nastolnyy_lepbuk.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий настольный лэпбук «Времена года»

Актуальность.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, не всегда проявляют интерес к данным играм. Поэтому возникла необходимость включения в образовательный процесс новых более захватывающих игр. Развивающий настольный лепбук «Времена года» является пособием, содержащим систему игр на закрепление представлений о временах года.

 

Практическая значимость

Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от четырёх до семи лет.

Лэпбук «Времена года» активизирует речь дошкольников, способствует расширению и закреплению представлений ребёнка о временах года, расширяет кругозор по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку. Расширяет представления о жизнедеятельности людей в разные времена года, об особенностях поведения представителей животного мира в разное время года. Развивает мелкую моторику, зрительный гнозис и многое другое.

Дети могут работать с пособием в ходе занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе.

Практическую значимость пособия подчеркивает возможность его использования воспитателями, как групп компенсирующей направленности, так и групп общеразвивающей направленности. Данное дидактическое пособие прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Пособие можно также использовать в качестве диагностического материала при подведении итогов тематического блока «Времена года».

Цель, задачи дидактического пособия

Основная цель - выявление, закрепление и обогащение знаний детей о временах года, формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Времена года»;

- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;

- формировать знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.;

- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;

- формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Времена года»;

- развивать речевое внимание;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать фантазию, речевое творчество;

- стимулировать творческую активность детей.

Описание дидактического пособия

Данный лэпбук представляет собой тематическую папку, в которой собраны игры с объемными прикрепляемыми, открепляемыми деталями на тему «Времена года».

Игра «Деревья» это 4 иллюстрации с изображением дерева в разные времена года и набором снежинок, цветочков, листочков на ленточках для выполнения дыхательных упражнений.

Игра «Четвёртый - лишний» это набор линейных карточек на определение лишнего предмета и набор прищепок с характерными признаками времен года.

Игра «Одень по сезону девочку Аню» это карточку-символ каждого времени года, игровое поле с изображением девочки в комнате, набор сезонной одежды и карточки подсказки.

Игра «Лото» это четыре игровых поля, набор карточек с изображением символов, явлений, предметов четырех времен года.

Основные направления работы

Главное правило игры заключается в умении классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о разных временах года: признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года.

Данное правило игры способствует решению речевых и познавательных задач.

Данное пособие можно использовать для мониторинга представлений дошкольников о временах года. Педагог предлагает ребенку выбрать карточку с определённым временем года, после чего закрепить её на игровом фоне. Далее воспитанник выбирает нужную одежду и одевает Аню.

С целью развития у детей фантазии, речевого творчества, чувства юмора можно предложить детям составить небылицы, фантастические рассказы. Для этого правила игры нужно изменять. Педагог нарушает логическую цепочку.

Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия педагога:

- на обучающем этапе педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает)правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми);

- на этапе закрепления педагог косвенно воздействует на игру (находится рядом), при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает;

- на этапе полного освоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей.

Варианты игр, упражнений, заданий пособия «Времена года»

Игра № 1 «Деревья»

Задачи: развивать целенаправленный, сильный, длительный ротовой выдох, расширять кругозор и словарный запас детей по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».

Ход игры. Педагог знакомит ребёнка с временами года. Рассказывает о том, что они отличаются не только названиями, но и определёнными погодными условиями. Предлагает посмотреть на первые страницы лэпбука и обратить внимание, как выглядят деревья весной, зимой, летом и осенью. А после предлагает подуть на листочки снежинки и цветы деревьев, чтобы оживить картинку.

Игра № 2 «Четвёртый - лишний»

Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о временах года (признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года).

Ход игры. Педагог предлагает ребёнку игровое поле, на котором необходимо выделить «лишний» предмет и закрепить на нём прищепку с характерным признаком нужного времени года, после объяснить свои действия. В игру включён набор карточек и прищепок.

Игра № 3 «Одень по сезону девочку Аню»

Задачи: развивать мелкую моторику, зрительный гнозис, обогащать словарный запас (название одежды и её материала), развивать представления детей об одежде, её связи с холодным и тёплым сезоном.

Ход игры. Педагог предлагает ребёнку выбрать карточку с определённым временем года, после чего закрепить её на игровом фоне (в комнате на стене). Далее воспитанник выбирает нужную одежду и одевает Аню. В игру включён набор одежды и карточки подсказки.

Игра № 4 «Лото»

Задачи: расширять преставления детей о временах года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях, развивать зрительную память, устную речь, наблюдательность, формировать умение определять время года по характерным признакам, закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, а также упражнять в согласовании притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с именами существительными в роде и числе.

Ход игры. (1-ый вариант). Ребёнок подбирает нужную карточку к заданному фону, устно выполняет задание символов, которые изображены в уголке картинки, и закрывает пустое окно на фоне.

(2-й вариант игры от 2 участников). Педагог раздаёт по одному фону участникам игры. Маленькие карточки перемешивает и раскладывает на столе рисунком вниз. Каждый берёт по очереди по одной карточке и смотрит, подходит ли она к его фону по времени года. Если да, то он закрывает этой маленькой карточкой окошко на своём фоне и устно выполняет задание символов. Если нет, то карточку необходимо положить обратно на стол рисунком вниз. Выигрывает тот, кто первым закроет на своём фоне все окошки. Символ «Сердце» - назовите картинку ласково; символ «Ладошка» - педагог предлагает ребёнку представить, что все картинки его, после чего предлагает ответить на вопросы: «Чьё, чьи, чья, чей этот предмет?» Например: «Чьи сапоги?» - «Мои сапоги».

 

Ожидаемые результаты.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Практические рекомендации

Представленные в дидактическом пособии«Времена года» игровые правила, игры и задания можно видоизменять, дополнять, варьировать.

Перспективы дальнейшей разработки темы

К пособию можно подбирать новые игры и задания, в пособие можно добавить картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме Времена года

Методическая разработка по теме "Времена года"  рекомендуется для детей с нарушениями слуха в возрасте от 5 до 7 лет. В зависимости от уровня речевого развития ребенка, его словарного запаса и во...

Методическая разработка. Лэпбук "Времена года".

Дидактическое пособие лэпбук «Времена года» - комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие познавательной и речевой активности у детей разного дошкольного возраста....

Методическая разработка "Лэпбук времена года"

Лэпбук - это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, система...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Времена года"

Цель: обучение детей называть времена года по их признакам. Нахождение соответствующих картинок, развитие зрительной памяти, внимания, речи, любить природу в разное время года Задачи:- формироват...

Методическая разработка лэпбук "Времена года"

Лепбук «Времена года» представляет собой раскладывающуюся двухстороннюю папку, которую можно разложите на столе, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении....

Развивающие настольные лэпбуки «Времена года» («Весна», «Осень», «Зима»)

ull;Данные дидактические пособия предназначены для работы с детьми от трех до семи лет.•Лэпбуки «Времена года» активизируют речь дошкольников, способствуют расширению...