Методическая разработка "Многофункциональное пособие "Времена года".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Казакова Таисия Александровна

 Пособие «Времена года» выполнена из экологически чистого материала - жёсткого фетра - это замечательная развивающая среда для детей. Играя в них, ребёнок развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Данное пособие помогает закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, явлениях природы характерных для конкретного времени года, особенностях жизни диких животных, в конкретное время года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казакова Таисия Александровна

учитель-логопед

МБОУ Одинцовская СОШ № 12

дошкольное отделение - детский сад № 39

Многофункциональное пособие для развития речи детей раннего и  младшего дошкольного возраста «Времена года»

Актуальность: 

В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное условие успешной работы. Обучая детей педагог не должен забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком младшего возраста должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми. Так же пособие должно соответствовать требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО по развитию речи, отвечать требования СанПиН и быть безопасным для детей. Поэтому я решила своими руками сделать пособие, которое  могу  использовать в своей работе с детьми 2-3лет и  3-4 лет.

 Пособие «Времена года» выполнена из экологически чистого материала - жёсткого фетра - это замечательная развивающая среда для детей. Играя в них, ребёнок развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков.

       Преимущества фетрового пособия:

  • Очень яркая окраска.
  • Мягкая, тёплая и приятная на ощупь текстура фетра.
  • Возможность выполнить  различный уровень сложности игры.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность для ребёнка.

При создании пособия мной была поставлена цель: 

- развитие связной речи детей раннего и младшего возраста;

Для достижения поставленной цели были определены задачи: 

- развитие активного и пассивного словаря по теме «Времена года»;

- развитие мелкой моторики;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие памяти и внимания;

- актуализировать знания детей о временах года;

- закреплять умения определять и называть свойства предметов;

- учить обобщать такие понятий, как фрукты, овощи, деревья, птицы, лесные животные;

- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение;

- развитие памяти, логического мышления и воображения.

Игра содержит:

- 4 игровых поля 30/60 см голубого, светло-зелёного, зелёного и жёлтого цветов;

- комплект:  солнц  для каждого времени года, облака снежные, дождевые  (белого, серого, голубого цвета), деревья, ель, кусты, трава, грибы, цветы, листья зелёные и жёлтого цвета, набор фруктов и овощей, сугробы, опушки разных цветов, соответствующие весне, лету и осени, спящий медведь, заяц-беляк, лиса, пчела, птицы, лебеди, птенчики, гнездо, капли дождя, снежинки и т.д;

- игровое поле сад-огород, забор.

Пособие «Времена года» - помогает закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, явлениях природы характерных для конкретного времени года, особенностях жизни диких животных, в конкретное время года. Планшеты представляют собой основу из жёсткого цветного фетра и фетровых фигурок соответствующих конкретному времени года (сюжет можно выкладывать в зависимости от игровой задачи и фантазии ребёнка). Так же можно предложить ребёнку готовый сюжет, выполненный педагогом с ошибками (перепутанными элементами с различных времён года) и предложить ребёнку найти и объяснить ошибку.

Игра поможет детям осознать красоту каждого времени года. С помощью пособия дети подбирают картинки и предметы, соответствующие заданному времени года и выкладывают их на игровом поле.

Полифункциональность пособия  «Времена года»:

- Развитие речи;

- Познавательное развитие;

- Математическое представление;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Самостоятельная деятельность ребёнка;

- Домашняя игра с родителями.

В данное пособие можно играть несколькими способами:

  1. Игра  «Зима» («Весна», «Лето», «Осень»).

Педагог рассказывает о признаках определённого времени года. В процессе рассказа ребёнок выкладывает на поле необходимые детали (если необходимо, педагог помогает в выборе деталей):

- Наступила зима (берём голубое поле).

- Солнце слабо греет и редко светит, поэтому холодно. На улице мороз. Уточняем слово мороз (выкладываем на небо солнце и прикрываем его тучами). Тучи какие? – снежные, тёмные, густые и т.д. Туча одна, а когда их много это? Мороз какой? –сильный злой, трескучий.  И т.д.

- Пошёл снег (выкладываем на поле снежинки). Можно уточнить такие слова, как снежинки, снегопад, метель и вьюга. Снег какой? - белый, холодный, пушистый и т.д Снежинка какая? – маленькая, блестящая, красивая и т.д. Снежинка одна, а когда их много это? Можно посчитать снежинки. Подбор родственных слов к слову снег.

- Метель намела большие сугробы (выкладываем сугробы). Уточняем слово сугроб.

- Деревья покрываются снежными шапками (выкладываем стволы деревьев и покрываем их снегом). Где растут деревья? - в лесу, на опушке, в пролеске.

- Только ёлочка остаётся зелёного цвета (выкладываем на поле ель). Ель какая?- зелёная, стройная, высокая.

- В берлоге спит медведь (приподнимаем сугроб и показываем сонного медведя). Уточняем слово берлога. Кто такой медведь? – дикое животное. Медведь какой? – сонный, бурый, косолапый, злой, лесной и т.д.

- По лесу прыгает заяц в белой шубке. (Выкладываем на поле зайца). Уточняем, почему заяц зимой белый, а летом серый (заяц-беляк). Заяц какой? – белый, маленький, быстрый, прыгающий, длинноухий и т.д. Чьи глаза, лапы, хвост, усы и т.д.

2. Игра «Расскажи о зиме» (весне, лете, осени)

После прослушивания рассказа с опорой на зрительный и тактильные анализаторы, просим ребёнка  составить рассказ и выложить картинку самостоятельно. Если необходимо, то можно помочь ребёнку наводящими вопросами.

3. Игра «Что напутано?».

 На игровом поле предметы из разных времён года. Педагог просит  ребёнка исправить ошибки.

4. Игра «Природа».

Можно попросить ребёнка положить на игровое поле осеннее (летнее, зимнее, весеннее) дерево. Когда идёт дождь, снег? Когда солнце светит ярко, тускло?

5. Игра «Сад-огород»

Просим ребёнка отсортировать фрукты от овощей. Где растут фрукты, овощи. Собери урожай.

6. Игра «Посчитай-ка»

Просим ребёнка ответить на вопрос: - Сколько снежинок, грибов, листьев, капель, яблок и т.д.  

7. Игра «Смена времён»

Ребёнку предлагается заменить детали на планшете так, что бы время года сменялось на последующее.        

C:\Users\family\Desktop\Времена года\фото\20240112_100732.jpg C:\Users\family\Desktop\Времена года\фото\20240112_100036.jpg C:\Users\family\Desktop\Времена года\фото\20240112_101703.jpg

C:\Users\family\Desktop\Времена года\фото\20240112_101941.jpg C:\Users\family\Desktop\Времена года\фото\20240111_183635.jpg C:\Users\family\Desktop\Времена года\фото\20240111_183018.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 39 Конкурс «Калейдоскоп идей» «Многофункциональное пособие для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Времена года» учитель-логопед первой категории Казакова Таисия Александровна г. Одинцово 2024 г.

Слайд 2

Многофункциональное пособие «Времена года» выполнено из экологически чистого материала - жёсткого фетра. Это замечательная развивающая среда для детей. Играя в неё, ребёнок развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков.

Слайд 3

Цель: - развитие связной речи. Задачи: -развитие активного и пассивного словаря по теме «Времена года».; -развитие мелкой моторики; -развитие грамматического строя речи; -развитие памяти и внимания; -актуализировать знания детей о временах года; -закреплять умения определять и называть свойства предметов; -учить обобщать такие понятия, как фрукты, овощи, деревья, птицы, лесные животные; -тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение. -развивать память, логическое мышление и воображение.

Слайд 4

Полифункциональность игры: - Развитие речи; - Социально-коммуникативное развитие; - Математическое представление; - Представление об окружающем мире; - Художественно-эстетическое развитие; - Познавательное развитие; - Развитие ВПФ- внимания и мышления; - Самостоятельная деятельность ребёнка; - Домашняя игра с родителями.

Слайд 5

Комплектность игры «Времена года» Холмы, опушки, сугробы Деревья, стволы, кусты, пень, ель, трава 3 солнца, тучи, облака, капли дождя, снежинки

Слайд 6

Сад-огород Листья, грибы, цветы, фрукты, овощи Гнездо, яйца, птенцы, птицы, пчела, медведь, заяц-беляк, гуси-лебеди, лиса

Слайд 7

Ход занятия Дети выкладывают на игровое поле элементы игры в соответствии с рассказом педагога

Слайд 9

Занятие по развитию речи в младшей группе по теме «Зима»

Слайд 10

Развивающая фетровая игра «Времена года» помогает закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, явлениях природы в разное время года, особенностях жизни диких животных в конкретное время года. Игра поможет детям увидеть и осознать красоту природы в каждое время года. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Времена года"

Методическое пособие "Времена года" . Знакомство с временами года, закрепление полученнх знаний о временах года и сезонных явлениях природы....

Методическая разработка "Времена года"

Данная презентация направлена на проверку знаний детей признаки времен года. На каждом слайде ребенок должен найти три признака не соответствующих данному времени года....

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»

Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...

Учебно - методическое пособие "Времена года"

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, комму...

Методическая разработка "Времена года"

Формирование познавательных действий,  накопление представлений о временах года....

Методическая разработка "Времена года. Загадки"

Эта работа предназначена для детей с целью  закрепления  признаков  времен года;  расширить представление о временах года,   развивать речевую деятельность ребенка. Учить...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА» СОЗДАН ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ  В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ПРИ СОЗДАНИИ ДАННОЙ РАЗРАБОТКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ:-З...