Перспективное планирование средняя группа
материал (средняя группа)

Канакова Елена Игоревна

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по «Ознакомлению с художественной литературой и развитие речи»

Месяц

Сентябрь

Образовательная ситуация  № 1

Образовательно – развивающая  задача Развитие литературной речи: овладение средствами передачи текста, описания игрушки, умение отвечать на вопросы по произведению. Развитие воображения: придумывание различных вариантов окончания сказки.

Педагогическая задача. Создание условий  для развития литературной речи детей: приобщение к совместному искусству, развитие у детей умения участвовать в беседе, загадывание загадок, создание условий для развития воображения.

Образовательная ситуация  № 2

Образовательно – развивающая  задача. Развитие литературной речи: овладение средствами передачи текста, ответы на вопросы по содержанию сказки.

Педагогическая задача Знакомство со сказкой « Пых». Обучение детей выделению персонажей, причин их поступков, сюжета путем вопросов по произведению

Октябрь

Образовательная ситуация  № 3

Образовательно – развивающая  задача Развитие воображения: сочинение сюжетного рассказа с помощью воспитателя Развитие связной речи – составление рассказа

Педагогическая задача Приобщение детей к словесному искусству. Создание условий для развития воображения: анализ содержания  картинки, помощь в возникновении новых образов воображения, нового сюжета рассказа

Образовательная ситуация № 4 

Образовательно – развивающая  задача Развитие литературной речи: овладение средствами передачи текста, умение отвечать на вопросы по произведению, видоизменять персонажей и сюжет сказки.  Подбор эпитетов для описания предмета

Педагогическая задача Познакомить детей с русской народной сказкой «Смоляной бычок». Развивать речь, отвечая на вопросы по содержанию сказки, подбирать признаки к заданному предмету. Развитие воображения, придумывание новых вариантов сказки

Образовательная ситуация № 5 

Образовательно – развивающая  задача Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвет). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместители. Развитие воображения: освоение  действия «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет)

Педагогическая задача Ознакомление детей с предметами заместителями. Использование заместителей  для активации воображения детей при пересказе сказки. Активизация воображения детей путем вопросов, приводящих к расширению количества персонажей  сказки, выполняемых ими действий

Образовательная ситуация № 6.

Образовательно – развивающая  задача Развитие воображения : освоение действия детализации в процессе рисования и сочинения истории

Педагогическая задача. Активизация воображения детей путем вопросов, приводящих к преобразованию схематического изображения в детализированный содержательный  образ .Знакомство со способом создания детализированного  изображения – картинки- на основе схематизрованного образа – человечка-  и образцом сочинения истории по изображению

Ноябрь

Образовательная ситуация № 7

Образовательно – развивающая  задача. Развитие литературной речи: овладение средствами передачи текста, умение отвечать на вопросы по произведению. Подбор предмета к определенному признаку

Педагогическая задача Знакомство с русской народной сказкой «лисичка со скалочкой». Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки, подбор предметов к за данному признаку свойству.

Образовательная ситуация № 8 

Образовательно – развивающая  задача Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (величина). Развитие умения пересказывать  сказку, опираясь на заместители.

Педагогическая задача Обучение детей использованию заместителей для пересказа сказки

Образовательная ситуация № 9

Образовательно – развивающая  задача Использование заместителей для разыгрывания и пересказа сказки. Развитие воображения: освоение действий детализации и «опредмечивания» заданного признака реальности (величина). Развитие речи: подбор предметов к заданному признаку

Педагогическая задача Обучение детей использованию заместителей для разыгрывания и пересказа сказки. Создание условий для развития воображения : освоения действий « опредмечивания» заданного признака реальности ( величина) путем подбора предметов к заданному признаку

Образовательная ситуация № 10

Образовательно – развивающая  задача Овладение умением  описывать предметы, используя сравненияя, отгадывать предмет по описанию. Отгадывание загадок. Развитие воображения: сочинение рассказа  про описанные игрушки. Развитие умения действовать  в игровой ситуации в соответствии с принятой ролью

Педагогическая задача Создание условий для отнесения свойств к определенному предмету и отгадывания предмета с заданными свойствами. Помощь детям в сочинении рассказа про игрушки. Обучение детей принятию роли и выполнению действий в соответствии с  ролью. Загадывание загадок.

Декабрь

Образовательная ситуация № 11

Образовательно – развивающая  задача Познакомить детей  со сказкой Д.Ч.Харриса «Братец Лис и братец Кролик». Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки. Развитие  умения обозначать  своё отношение  к персонажам сказки с помощью символических средств

Педагогическая задача Чтение новой сказки, уточнение знаний детей о содержании сказки с помощью вопросов , связанных с содержанием сказки

Образовательная ситуация № 12.

Образовательно – развивающая  задача Развитие умения обозначать  свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств. Разучивание считалки

Педагогическая задача Организация ситуации , способствующей формированию у детей умения обозначать свое отношение  к персонажам  сказки при помощи символических средств в виде картинки. Разучивание с детьми считалки.

Образовательная ситуация №13

Образовательно – развивающая  задача Знакомство детей с русской народной сказкой «Теремок». Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки. Развитие  умения находить общие признаки предметов

Педагогическая задача Знакомство детей с русской народной сказкой «Теремок» Создание условия для развития  речи детей  путем привлечения  их к ответам на вопросы по содержанию сказки. Обучение детей выделению признаков предметов путем вовлечения их в сравнение предметов, имеющих общие признаки     ( цвет, форму, пушистость, колючесть)

Январь

Образовательная ситуация №14

Образовательно – развивающая  задача Развитие выразительной речи  и выразительных движений: разыгрывание сказки по ролям.

Педагогическая задача Знакомство со сказкой « Теремок» Помощь детям  в разыгрывании сказки по ролям: выполнении детьми действий в процесс повторного прочитывания сказки воспитателем

Образовательная ситуация №15  ( диагностическое №1) 

Образовательно – развивающая  задача Развитие воображения:  освоение действия детализации.

Педагогическая задача Активизация воображения детей путем вопросов, приводящих к преобразованию схематического изображения в детализированный содержательный образ. Создание детализированного графического изображения на основе схематизированного образа  Обучение детей сочинению истории с опорой на созданный рисунок: сочинение истории по изображению на основе предложений детей

Образовательная ситуация №16

Образовательно – развивающая  задача Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка», воспитывать эмоциональное восприятие  содержания сказки и оценивать характеры героев. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки, подбор признаков  к заданному предмету.

 Педагогическая задача  Чтение детям сказки. Уточнение представлений детей о ее содержании  путем специальных вопросов. Обучение детей описанию предмета путем вовлечения их  в подбор признаков к заданному предмету.

Февраль

Образовательная ситуация №17 (диагностическое №2)

Образовательно – развивающая  задача Освоение действия замещения: выбор заместителей  по заданному признаку (размер). Развитие  умения пересказывать  сказку, опираясь на заместители, и их перемещение  по ходу прочтения или пересказа сказки.

Педагогическая задача. Обучение детей пересказу сказки с опорой на внешние средства: двигательную модель сказки

Образовательная ситуация№ 18

Образовательно – развивающая  задача Развитие воображения: освоение действия  «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет). Развитие воображения: сочинение историй с опорой на заместители. Развитие умения изображать отдельные действия  в игровой ситуации, используя выразительные движения.

Педагогическая задача Создание условий для «опредмечевания» геометрических фигур. Обучение детей сочинению историй с опорой на внешние средства: заместители ( кружки разного цвета)Обучение детей выражению эмоционального отношения к происходящему ( к ситуации) в движений.

Образовательная ситуация №19

Образовательно – развивающая  задача Знакомство  с белорусской народной сказкой «Два жадных медвежонка». Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки. Развитие умения находить общие признаки предметов.

Педагогическая задача Чтение детям сказки Уточнение представлений детей о ее содержании пути специальных вопросов. Обучение детей выделению признаков предметов путем вовлечения их в сравнение животных, имеющих общие признаки

Март

Образовательная ситуация №20 

Образовательно – развивающая  задача Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданным признакам (цвет, форма, размер). Развитие умения пересказывать сказку с опорой на заместители. Развитие речи: подбор признаков  к заданному предмету. Освоение действия моделирования  игрового пространства при проведении игры – драматизации  

Педагогическая задача Обучение детей моделированию пространства помещения групп при помощи заместителей – геометрических фигур, их размещения и перемещения в пространстве для проведения в последующем игры- драматизации по сюжету сказки (план 21-22)

Образовательная ситуация №21 

Образовательно – развивающая  задача  Развитие умения выразительно пересказывать стихи. Рисование иллюстрации к прочитанным стихотворениям

 Педагогическая задача Создание условий для публичного прочтения детьми стихов вслух; выражения отношения к стихотворениям путем передачи в своем рисунков понравившихся фрагментов стихотворений

Образовательная ситуация №22

Образовательно – развивающая  задача  Знакомство детей со сказкой Ш.Перро «Красная шапочка».  Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки, подбор признаков к предметам и предметов к заданному признаку.

Педагогическая задача  Знакомство детей со сказкой Ш.Перро «Красная шапочка». Уточнение представлений детей о ее содержании путем специальных вопросов. Обучение детей выделению свойств и признаков предметов, а также подбору предмета к определенному признаку

Образовательная ситуация №23

Образовательно – развивающая  задача  Освоение действия замещения, выбор заместителей по заданному признаку. Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместители.

Педагогическая задача  Обучение детей пересказу литературного произведения с опорой на заместители геометрические фигуры разной формы величины.

Образовательная ситуация №24.

 Образовательно – развивающая  задача  Знакомство со словацкой народной сказкой «У солнышка в гостях». Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки. Развитие умения  изображать отдельные  действия  в игровой ситуации, используя выразительные движения.

Педагогическая задача  Обучение детей выражению эмоционального отношения к происходящему ( к ситуации)

Апрель

Образовательная ситуация №25

Образовательно – развивающая  задача  Развитие умения обозначать ) в движении свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств

Педагогическая задача  Создание условии для развития у детей умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств в виде картинки, в которой отношение к персонажам обозначается цветом, величиной, аккуратностью обстановки

Образовательная ситуация№ 26 ( диагностическое №3).

 Образовательно – развивающая  задача  Освоение действия  моделирования  игрового пространства при проведении игры – драматизации. Развитие выразительной речи и выразительных движений: разыгрывание сказки по ролям

Педагогическая задача  Обучение детей моделированию пространства помещения группы при помощи заместителей – геометрических  фигур, их размещения и перемещения в пространстве для проведения  в последующем игры – драматизации по сюжету сказки

Образовательная ситуация№ 27 ( диагностическое №4)

Образовательно – развивающая  задача  Развитие воображения: освоение  действия  «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет). Развитие воображения: сочинение историй с опорой на заместители. Развитие умения  передавать своё отношение к персонажу при помощи символических средств

Педагогическая задача   Обучение детей сочинению истории с опорой на заместители: кружки разных цветов. Обучение детей выражению эмоционального отношения к происходящему путем его символического обозначения.

Образовательная ситуация28 ( диагностическое №5)

Образовательно – развивающая  задача  Развитие воображения: освоение  действия  «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет). Развитие воображения: сочинение историй с опорой на заместители. Развитие умения  передавать своё отношение к персонажу при помощи символических средств

Педагогическая задача   Обучение детей сочинению истории с опорой на заместители: кружки разных цветов. Обучение детей выражению эмоционального отношения к происходящему путем его символического обозначения.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по «Развитию ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Месяц

Сентябрь

ОД № 1

Программное содержание:  Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Октябрь

ОД № 2

Программное содержание: Расширение представлений о словах. Сравнение слов по звучанию. Знакомство детей с протяженностью слов. Развитие произвольных движений пальцев рук

ОД №3

Программное содержание: Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство детей с термином «звук». Развитие произвольных движений пальцев рук.

Ноябрь

ОД №4

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

ОД №5

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие движений пальцев рук.

Декабрь

ОД №6

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Январь

ОД №7 Диагностическое №1

Программное содержание: Выявление уровня способности интонационно выделять звук в слове; способности определять первый звук в слове; способности различить на слух твердый и мягкий согласные звуки. №14, 12, 16

Февраль

ОД №8

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

ОД №9

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

ОД № 10

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие умения определять первый звук в слове. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Март

ОД № 11

Программное содержание: Освоение действия и/в звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

ОД № 12

Программное содержание: Закрепление действия и/в звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Апрель

ОД №13

Программное содержание: Установление способности моделировать слоговой состав одно-трехсложных слов, составлять слова с помощью заместителей и способности называть слова на заданный звук.

ОД №14 Диагностическое №2

Программное содержание: Установление способности моделировать слоговой состав одно-трехсложных слов, составлять слова с помощью заместителей и способности называть слова на заданный звук.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по «Развитию элементарных математических представлений»

Месяц

Сентябрь

ОС № 1

Образовательно-развивающая задача: Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, величины) с помощью фиксирующих значков.

Педагогическая задача: Создание условий для освоения детьми действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, величины) с помощью фиксирующих значков.(план №1)

Октябрь

ОС № 2

Образовательно-развивающая задача: Освоение действий использования условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов.

Педагогическая задача: Обучение детей выделению различных свойств предметов(цвета, количества) с помощью обозначающих значков.(план №2)

ОС № 3

Образовательно-развивающая задача: Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, величины) с помощью обозначающих их значков.

Педагогическая задача: Обучение детей выделению различных свойств предметов(цвета, количества) с помощью обозначающих значков.(план №3)

Ноябрь

ОС № 4

Образовательно-развивающая задача:  Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, ) с помощью обозначающих  значков.

Педагогическая задача: Обучение детей выделению различных свойств предметов(цвета, количества) с помощью обозначающих значков.(план №5)

ОС № 5

Образовательно-развивающая задача: Развитие представлений о количестве предметов от одного до пяти и обозначение количеств значками (числовыми карточками) без использования счета и без установления взаимно однозначного соответствия.

Педагогическая задача:

Создание условий для выделения детьми  в окружающем количества предметов от одного до пяти без применения арифметических действий.(план №6)

Декабрь

ОС № 6

Образовательно-развивающая задача:  Освоение действий использования заместителей для отбора заданного количества предметов.

Педагогическая задача: Ознакомление детей  со способом обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному ,при помощи фишек.(план №8)

Январь

ОС № 7

Образовательно-развивающая задача: Овладение детьми способом отбора требуемого количества предметов с помощью заместителей.

Педагогическая задача: Обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов из большего, соответствующего заданному в виде отобранных фишек.(план №10)

ОС № 8

Образовательно-развивающая задача: Освоение действий использования условной меры при  сравнении предметов по величине.

Педагогическая задача: Создание ситуации необходимости использования условной меры при сравнении предметов по величине, побуждение детей к использованию условной меры (мерки)(план №11)

Февраль

ОС № 9

Образовательно-развивающая задача: Овладение действиями замещения определенного количества предметов фишками (при отборе требуемого количества)

Педагогическая задача: Обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному и обозначенному фишками.(план№12)

ОС № 10

(диагностика №3)

Цель: Направлено на выявление уровня овладения действием измерения с помощью условной мерки (опосредствованное сравнение предметов по величине)

Март

ОС № 11

Образовательно-развивающая задача: Овладение действиями замещения определенного количества предметов(при отборе требуемого количества)

Педагогическая задача: Обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному  в виде фишек.(план №13)

ОС № 12

(диагностика №1)

Цель: Направлено на выявление уровня овладения действиями сравнения по количеству двух множеств предметов при помощи модели в виде двух групп фишек. (план №17)

Апрель

ОС № 13

Образовательно-развивающая задача: Освоение действий использования условной меры в естественных жизненных ситуациях (в повседневной жизни)

Педагогическая задача: Создание условий для опосредованного сравнения предметов по величине.(план №18)

ОС№14

 (диагностика №2)

Цель: Направлено на выявление уровня овладения действиями отбора количества предметов при помощи фишек. (план №15)



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

СРЕДНЯЯ ГРУППА (* - занятия И. А. Лыковой)

Месяц:

№ п\п

Тема:

Цель:

Мониторинг (первичный)

Сентябрь

1

Рисование

«Ёж в траве»

Овладение действием символизации. Создание живописной композиции с изображением ежа в траве. Овладение действием детализации.

2

Лепка

«Кошка выгнула спину»

Овладение действием моделирование реального объекта в пластике. Создание объёмного изображения объекта в движении. Овладение действием детализации.

3

Рисование

(Диагностическое №1)

 «Кошка играет на ковре».

Овладение действием символизации. Создание живописной композиции с изображением объекта в движении.

Октябрь

4

Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали»

Знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого цветов на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура – дождевой тучи.

5

Лепка «Собачка»

Овладение действием моделирование реального объекта в пластике. Создание объёмного изображение объекта в движении, дополняя деталями.

6

Рисование «Собака гуляет»

Создание выразительного образа собачки. Формирование умения сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей. Развитие умения создавать живописную композицию с изображением объекта в движении.

7

Лепка «Весёлая лошадка»

Овладение действием моделирование реального объекта в пластике. Создание объёмного изображение объекта в движении, дополняя деталями.

Ноябрь

8

Рисование «Нарядная лошадка»

Создание выразительного образа лошадки. Формирование умения сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей. Развитие умения создавать живописную композицию с изображением объекта в движении.

9

Рисование «Растрёпанная ворона»

Овладение действием моделирования реального объекта в графике. Создание графического предметного изображения. Овладение действием детализации.

10

Лепка

«Оленёнок»

Овладение действием моделирования реального объекта в движении. Формирование обобщённых способов создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра). Развитие творчества.

11

*

Аппликация предметная

«Цветной домик»

Разрезание («на глаз») широких полосок бумаги на «кубики» (квадраты) или «кирпичики» (прямоугольники). Деление квадрата по диагонали на два треугольника (крыша дома).

Декабрь

12

Рисование «Оленёнок»

Создание выразительного образа оленёнка. Формирование умения сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей. Развитие умения создавать живописную композицию с изображением объекта в движении.

15

*

Аппликация с элементами рисования

«Праздничная ёлочка»

(Поздравительная открытка)

Аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлок декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками). Создание красивых новогодних открыток в подарок родителям.

13

Рисование «Клоун»

Овладение действием моделирования. Создание изображение человека в цвете. Развитие творчества.

Январь

14

Рисование «Лицо клоуна»

Овладение действием моделирования. Создание изображения лица человека в цвете. Овладение действием детализации.

16

*

Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Создание на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат) разных образов сказочных избушек – лубяной для зайчика и ледяной для лисы.

Февраль

17

Лепка

«Лыжник»

Овладение действием моделирования реального человека в пластике. Создание объёмного изображения человека в движении.

18

Рисование «Лыжная прогулка»

Овладение действием символизации. Создание живописной композиции с изображением человека в движении.

19

*

Аппликация предметная «Быстрокрылые самолёты»

Изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Видоизменение деталей: срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперёк и по диагонали.

20

«Куст и дерево зимой»

Овладение действием моделирования. Создание предметного изображения в цвете.

Март  

21

Рисование

«Дерево и куст в солнечном свете»

Овладение действием моделирования. Создание предметного изображения в цвете.

22

Аппликация коллективная «Цветы для мам»

Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка: надрезание «берега» (края) бахромой.

23

Рисование

«Весна в лесу»

Освоение действием моделирования. Создание живописной композиции с изображением пейзажа. Овладение действием детализации.

24

Рисование «Подснежники»

Овладение действием моделирования. Создание предметного изображения в цвете.

25

Рисование

«Дома бывают разные»

Овладение действием моделирования. Создание предметного графического изображения.

Апрель

26

Рисование

«Облака в небе и лужи на земле»

Освоение действием моделирования. Создание живописной композиции с изображением пейзажа. Овладение действием детализации.

27

Рисование

«Цветы на лугу»

 Освоение действием моделирования. Создание живописной композиции с изображением пейзажа. Овладение действием детализации.

28

*

Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная)

«Рыбки играют, рыбки сверкают» (на основе незавершённой композиции)

Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.

Итоговый мониторинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование средняя группа

Перспективное планирование по физической культуре средняя группа...

перспективное планирование средняя группа

СЕНТЯБРЬ  Темы месяцаФорма организации музыкальнойдеятельности Программные задачи РепертуарИнтеграция образовательных областей...

Перспективное планирование. Средняя группа.Формирование целостной картины мира.

Перспективное планирование в средней группе.ФЦКМ.Даны темы недель,цели, литература,где можно найти нужное занятие....