Выступление на тему: «От формирования правильной речи до читательской грамотности у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей».
материал

Спириденкова Ирина Анатольевна

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Выступление на тему:

«От формирования правильной речи до читательской грамотности у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей».

Разработала:

                                                                          Спириденкова Ирина Анатольевна

воспитатель

«От формирования правильной речи до читательской грамотности у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей».

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза.

Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, по мнению В.И. Логиновой, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребёнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определённые правила: чётко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух в раннем детстве рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.п.

В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
  2. Его принадлежность к подлинному искусству;
  3. Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение воспитателя в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге», праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Можно выделить типы занятий, которые будут способствовать формированию любви и интереса к чтению у детей раннего возраста:

  1. Чтение и рассказывание одного предложения.

2.Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой

Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение)

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Семья - главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. Перейдем к еще одному важному условию формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста - работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи:1. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста, позитивными и негативными стереотипами. 2. Расширить их представления о детской литературе.3. Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Для успешного формирования интереса к книге и чтению в раннем возрасте необходимо решать следующие задачи в семье и детском саду:

В семье:1. Ежедневное чтение детям художественных произведений. 2.Ввести в круг чтения детскую периодику. 3. Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал. 4. Создавать детскую домашнюю библиотеку.

В детском саду:1. Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения. 2. Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения, выбору книг, книжных новинок.3. Активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению). 4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Итак, литературный вкус надо формировать у ребёнка с ранних лет. Включение ребёнка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению. Таким образом, для формирования интереса к чтению и книге у детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: учет возрастных особенностей развития ребенка; организация ежедневных чтений в свободной форме; создание книжных уголков (в домашних условиях и в условиях ДОУ);тщательный подбор литературных произведений; беседы о книгах; вечера сказок, загадок; кукольные драматизации; сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

 Современные дети — это больше «зрители»,  которые хотят  воспринимать    «красивую картинку». Чтение уходит на второй  пл...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Выступление на тему "От формирования правильной речи до читательской грамотности для дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей"

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...