программа по дополнительному образованию
рабочая программа (подготовительная группа)

Ситникова Елена Александровна

Программа по "Эколошка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoloshka_d.s.no1_poslednyaya.docx57.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

Рамонского муниципального района Воронежской области

 

 

 

Рассмотрено                                                                       Утверждено приказом

                                                                                                    МКУДО СЮН

на заседании Педагогического совета                                от                       г. №

Протокол №   от         2022 г.                             Директор              Л.А.Шевченко

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Эколошка»

 

 

                                                                 Педагог дополнительного образования

                                                                 Ситникова Елена Александровна

     

    Возраст: 6 лет

                                                                  Срок реализации: 4 месяца

    Год разработки: 2022

                                                                 Уровень реализации: ознакомительный

 

 

 

 

 

п. Рамонь

Пояснительная записка

Вид: модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Направленность: естественнонаучная

Уровень реализации: ознакомительный

Срок реализации программы -   4 месяца.

Адресат программы: дошкольники –   6   лет 

 

Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012г.

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г.).

- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.

- Постановление правительства РФ от 17.11.2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».

- Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».

Локальные акты МКУДО «Станция юных натуралистов»:

- Положение о педагогическом мониторинге;

- Положение о работе с одаренными детьми;

- Положение о составлении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;

- Положение об аттестации обучающихся;

- Инструкции по технике безопасности на занятиях.

  

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

                            Педагогическая целесообразность

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно - прогматических до ценностных.  

          Новизна.  На сегодняшний день методика экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, было выявлено, что опытно экспериментальная работа совсем не присутствует, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).     Данная программа развивает умственные способности дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.

          Цель программы: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению

     Задачи программы:

Познавательные: расширить экологические представления детей путем ознакомления с миром окружающей их живой и неживой природы в процессе экспериментирования.

Развивающие: развить умение обследовать предметы и явления с разных сторон, помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

Воспитывающие: воспитать бережное отношение к природе,  вовлечение в  разнообразную практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды. 

                   Ожидаемые результаты освоения программы

  1. Предметные результаты:

 

Обучающийся должен знать: 

- Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;

- Различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь;

- Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.);

- Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки);

- Познакомить с растениями, которые запасают влагу. Могут расти в пустыни и саванне;

 -Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия;

 - Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета;

 - Показать разнообразие объектов неживой природы;

 - Дать детям элементарные знания о роли органов чувств;

 - Определять предметы по их качественным характеристикам;

 - Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж);

-  Устройство некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).

Обучающийся должен уметь: 

 - работать с микроскопом, лупой, увеличительными стеклами;

 - проводить опыты с объектами живой и неживой природы;

- иметь опыт безопасного использования электрических приборов;    

 - пользоваться магнитом, знать  его свойства, взаимодействие магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).       

          2. Личностные результаты:

         - развитие активности;

- умение работать в команде;

- умение действовать самостоятельно;

- планировать работу и доводить до положительного результата

 3. Метапредметные результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему

-Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы

-Выявлять причины и следствия явлений. 

 

Формы и режим занятий: очная, дистанционная.

Занятие по программе осуществляется группой детей в количестве 12 человек, с периодичностью 4 раза в неделю, 4 академических часа. Продолжительность занятия 30 минут. Учебная нагрузка определена из расчета 4 часов в неделю. 

Группа обучающихся формируется одного возраста. В работе объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав

 

                             Условия реализации программы

 

Кадровое обеспечение: уровень образования педагога – высшее, специальность – учитель географии и биологии, имеется диплом о профессиональной переподготовке по специальности – «Дошкольная педагогика и психология», высшая квалификационная категория.

 

Материально-техническое обеспечение:

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в группах;

- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники;

- лаборатория по опытно-экспериментальной деятельности;

- приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар;

- детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов. 

 

Дидактические материалы

- Методическое пособие;

- Справочник;

- Методические указания к выполнению практических заданий;

- Компьютерные презентации, учебные фильмы;

- Познавательные книги;

- Атласы; 

- Тематические альбомы; 

- Серии картин с изображением природных сообществ; 

- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны: 

-  Алгоритмы выполнения опытов. 

- Карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. 

 -  Правила поведения в уголке экспериментирования.

      - Справочник.

 

Педагогический контроль

 

Этапы педагогического контроля:

  1. - диагностика (2 раза в год);
  2. - текущий контроль (может проводиться на каждом занятии);
  3. -  итоговая аттестация (проводится на последнем занятии).

Итоговая аттестация проводится в конце обучения, на последнем занятии.

Критериями оценки обучающихся при проведении аттестации принята система уровней: высокий, средний, низкий. В ходе аттестации воспитанников определяются уровни: теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных достижений. 

Начальная диагностика (проводится в феврале при поступлении ребенка в объединение).

Итоговая аттестация (проводится в мае с целью проверки уровня усвоения образовательной программы).

Форма итоговой аттестации: тестирование.

Контрольно-измерительные материалы: диагностические карты и индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования.

Диагностическая карта

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

Год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

                                   Возрастные особенности детей

 

В возрасте 5-7 лет, когда ребенок впервые приобщается к природе, к ее разнообразию и богатству, необходимо формировать начальные представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Как свидетельствуют психолого–педагогические исследования, в этом возрасте дети обладают большой впечатлительностью, любознательностью и подражательностью. Также высок авторитет взрослого, а его суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной детям форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Поэтому именно в этом раннем возрасте необходимо сформировать у ребенка не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности.

Учебно-тематический план (на 34 часов)

п/п

Тема

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Знакомство с детской лабораторией. Инструктаж по ТБ на занятиях.

2

1

1

2.

Вода и ее свойства

6

2

4

2.1

Итоговое занятие «Волшебница вода» исследовательская работа.

Форма итоговой аттестации: беседа с обзором проделанных опытов и исследований «Природная лаборатория»

1

0

1

3

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

7

1

6

3.1

Итоговое занятие. Квест -игра

1

0

1

4

Живая природа. «Бережливые растения»

7

1

6

4.1

Итоговое занятие. «Необычное обычно»

1

1

0

5.

Человек. Органы чувств.

4

1

3

5.1

Итоговое занятие.

квест-игра «Органы чувств»

1

0

1

6.

Не живая природа. «Магнетизм», «Свойства металлов»

3

1

2

7

Итоговое занятие:  Викторина

Форма итоговой аттестации: беседа с обзором проделанных опытов и исследований.

1

0

1

                                                    Содержание

Тема 1. «Знакомство с детской лабораторией» (1 час)

Теория: Инструктаж по ТБ. Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории.

Практика: Экскурсия в детскую лабораторию (1 час)

Тема 2. Вода и ее свойства (2часа)

Теория: Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.

Практика: опыты   с водой (5часа)

Тема3 Воздух, знакомство со свойствами воздуха(1)

Теория: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность 

Практика: Опыты с воздухом ( 7 часов)

Тема4 Живая природа(2)

Теория: Познакомить с растениями, которые запасают влагу. Могут расти в пустыни и саванне. Установить, как растение ищет свет. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Практика: Опыты с растениями   ( 6    часов)

Тема 5  Не живая природа(1)

Теория: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.  Выявить свойства глины  

Практика: Опыты (2часа )   

Тема6 Человек «Органы чувств»(1)

Терия: Дать детям элементарные знания о органах чувств человека. Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, зрения-глаза, слуха – уха, вкуса – языка, осязания – кожа) Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этих важных органов. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования. 

Практика: Опыты (4  часа)

 Тема 7 Итоговое занятие: Викторина по всем пройдённым темам.

Литература для педагога

 1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальнаядеятельность»

5.«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

6. О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

7. Н. Н. Николаевой «Юный эколог».

 

 Интернет-ресурсы:

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности на занятиях посредством Интернет-ресурсов.

Практические умения пользования информационно-коммуникативными технологиями на уроках.

 

 Литература для обучающихся и родителей

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

 

Приложение

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно..

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей.

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи .

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

 

                                                                                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....