Семинар-практикум для педагогов «Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»
методическая разработка
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно его принято считать создателем культуры народа, народных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Народные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно его принято считать создателем культуры народа, народных традиций.
С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.
Народная культура включает в себя такие понятия, как народное творчество, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.
В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возникло народное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.
Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, например, вышивка на одежде или орнамент на жилище.
С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка и др.).
Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды.
Задачи декоративного рисования:
- развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;
- совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.
Важной задачей обучения является — развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Развитие чувства цвета выделяется как главная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они не отделимы "друг от друга.
Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира.
Основное назначение орнамента-украсить поверхность предмета, более четко выявить форму.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:
- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.
Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности - украшение объемных форм.
В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.
Младший дошкольный возраст
Составлять узоры в рисовании, используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги(фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету). Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми в средней группе.
Композиции узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступны детям. Вначале в 3,5-—4 года они овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье) , затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).
Средний дошкольный возраст
Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы(мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания(цвет фона и элементов)
В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать.
В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей.
Также в декоративном рисовании используется образец.
Закрепляя навыки повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата( салфеточки, платочки), круга (тарелочки). Чтобы выполнить узор, ребенок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину. В процессе создания узора ребенка учат сопоставлять одинаковые части. В узор включаются дуги, цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса.
В старшей группе, узоры должны быть симметричны.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.
В подготовительной группе детей учат составлять симметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Также ставится и другая задача- научить выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства — дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным; композициям.
Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.
II. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
- наглядные
- словесные
- практические
Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»
К какой группе относят следующие методы:
- чтение произведений русского народного творчества; С
- рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
- лепка народных игрушек; П
- демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
- аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
- рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
- беседа о русском народном творчестве; С
- эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
- рассказывание русских народных сказок; С
- просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
- художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
- пение колыбельных, народных песен; С
- рисование элементов народных художественных промыслов. П
III. ЗАГАДКИ
1.Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы...
А ну, назови-ка меня!
Дымковская игрушка.
2. Посмотришь - как от солнышка рябит!
Есть барыни и бравые солдаты,
Коровушки, олени полосатые.
Слепили все игрушки эти здорово
Нам мастера деревни… Филимоново.
3. Бочонки, копилки, матрешки, грибки –
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет...
Полхов-Майданская роспись
4. Кто ответит на вопрос,
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий:
В середине - цветом жарким
Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,
Много маленьких цветочков,
И травинок, и листочков,
И узорная кайма по подносу пролегла?
Отвечаем на вопрос -
Это - жостовский поднос.
5. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты,
Блестят они, как золотые.
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют…. хохломой.
6. «Снежно белая посуда
Расскажи ка: ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми» (гжель)
7. Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Городецкая роспись
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
Матрёшка
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Раскрашивание шаблонов игрушек, посуды, одежды различными видами росписи, оформление выставки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Голос имеет власть!" или "Искусство говорить"
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога. Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, х...
Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
Цель: вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного искусства.Задачи:1....
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».
Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....
Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством» 2021 год
Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп...
Выступление на семинаре - практикуме, тема: «Народные промыслы. Декоративно – прикладное искусство в ДОУ».
Перспективное планирование: «Народные промыслы. Декоративно – прикладное искусство в ДОУ»....
Мастер - класс «Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»
Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество» К какой группе относят следующие методы:чтение произведений русского народного творчества; Срассматривание иллюстраций и...