Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
консультация (подготовительная группа)
Цель:
вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного
искусства.
Задачи:
1. Систематизировать и углубить знание педагогов о народном творчестве.
2. Охарактеризовать происхождение пословиц и поговорок, провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами, осмыслить содержание пословиц и их применение в разных жизненных ситуациях.
3. продолжить работу по обмену опыта педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение №6
Семинар - практикум для воспитателей
на тему:
«Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству».
Подготовила и провела воспитатель
высшей квалификационной категории
Лошина Ираида Валентиновна
Москва 2015г.
Цель:
вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного
искусства.
Задачи:
- Систематизировать и углубить знание педагогов о народном творчестве.
- Охарактеризовать происхождение пословиц и поговорок, провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами, осмыслить содержание пословиц и их применение в разных жизненных ситуациях.
- продолжить работу по обмену опыта педагогов.
Материал:
чистые листы бумаги, простые карандаши для каждого педагога,
рисунки с зашифрованными пословицами, раздаточный материал
(«Пословица рассыпалась», «Собери пословицу», «Сравнение
пословиц по смыслу»).
Ход.
- Вступительная часть.
Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет УСТОЙЧИВЫЙ интерес.
Народное искусство - как проявление творчества народа близко по своей природе к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Народное искусство, включая все его виды, обладает воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красная девица», «ясный сокол», «малые детушки».
.
Народное искусство синкретично по своему характеру, поэтому необходим синтез разных видов народного искусства в воспитании детей.
Приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятным и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.
Говоря о ценностях народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается ее терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью обрядов и красок, вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
- Основная часть.
Пословицы и поговорки – жанр устного народного творчества.
“Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы культуры. И не по этой ли причине, как бы сверяя с пословицами самое направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц…” говорил известный русский учёный Аникин В. П.
. В детском саду, в школе пословицы – неисчерпаемый источник для языковой работы. И мудр тот педагог, который воспользуется этим.
Пословицы и поговорки – кажется, что это из глубокого детства, из нашего учебника по чтению. И, в то же время, они напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, который не зависит ни от эпохи, ни от моды, он зависит от времени, которое обогащает, наполняет его. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа.
Их автором является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена, когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг. Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Поэтому мы и помним свой школьный учебник по чтению, поэтому человек обращается к пословицам и поговоркам снова и снова, на протяжении всей жизни.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?
В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.
Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»
«Пословица» и «поговорка» «ходят вместе».
Какие между ними сходства и различия?
Основой опыта и мудрости можно назвать именно пословицы.
Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Поговорка – это нечто другое. Это просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»…
Общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.
«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».
То есть:
Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом, а поговорку можно назвать «половиной пословицы».
Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.
3.Практическая часть.
- Упражнение "Сравнение пословиц по смыслу"
Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице "Как волка не корми, он все в лес смотрит" соответствует немецкая "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет".
С нашей пословицей "Яблоко от яблони недалеко падает" схожа немецкая "Какое дерево, такая и груша".
В таблице даны слева немецкие пословицы, справа - русские.
- Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Немецкие
| Русские
| |
1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут.
| 1. Язык до Киева доведет.
| |
2. Кто немало начинает, очень мало осуществляет.
| 2. Один в поле не воин.
| |
3. Ошибка других - хорошие учителя.
| 3. Овес к лошади не ходит.
| |
4. Совершенные поступки в советах не нуждаются.
| 4. Семь раз отмерь, один -отрежь.
| |
5. С красноречивым языком не пропадешь.
| 5. Дело мастера боится.
| |
6. Лицо выдает негодяя.
| 6. Кончил дело гуляй смело.
| |
7. Один все равно, что никто.
| 7. С миру по нитке - голому рубаха.
| |
8. Тухлое яйцо портит всю кашу.
| 8. Дуракам закон не писан.
| |
9. Сначала подумай, потом начинай.
| 9. После драки кулаками не машут.
| |
10. Сначала ноша, потом отдых.
| 10. Молчание - знак согласия.
| |
11. В беде сотня друзей весит очень мало. | 11. На голове густо, да в голове пусто.
| |
12. Свежая рыба - хорошая рыба.
| 12. Истинные друзья познаются в беде.
|
|
13. Дожди образуют реки.
| 13. Насильно мил не будешь.
|
|
14. Чем наряднее девушка, тем меньше от нее пользы.
| 14. На воре и шапка горит..
|
|
15. Отсутствие ответа тоже ответ.
| 15. Куй железо пока горячо.
|
|
16. Любить и петь заставить нельзя.
| 16. Ложка дегтя в бочке меда.
|
|
17. Любовь к делу делает труд легким.
| 17. На ошибках учатся.
|
|
18. Глупые руки марают стол и стены. | 18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
|
Ответы: 1-3, 2-18, 3-17, 4-9, 5-1, 6-14, 7-2, 8-16, 9-4, 10-6, 11-12, 12-15, 13-7, 14-11, 15-10, 16-13, 17-5, 18-8.
В паре первая цифра (число) означает номер немецкой пословицы, а вторая - русскую.
- Упражнение «Найди аналог среди русских пословиц»
- Идущий степь пересечет (финская).
Дорогу осилит идущий.
2. Нет человека без недостатков (турецкая).
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
3. Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
4. И короли ошибаются (вьетнамская).
На всякого мудреца довольно простоты.
5. Везде хлеб с коркой (литовская).
Нет розы без шипов.
6. В новом кувшине вода холодная (персидская).
Новая метла чисто метет.
7. Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская).
Бодливой корове Бог рогов не дает.
8. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская).
Поспешишь – людей насмешишь.
9. Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).
После драки кулаками не машут.
10. Как постелешь, так и поспишь (гагаузская).
Как аукнется, так и откликнется.
11. Рисовал дракона, а получился червяк (вьетнамская).
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
12. На море много черного, но не все это тюлени (финская).
Не все то золото, что блестит.
13. Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой (вьетнамская).
Муж и жена – одна сатана.
14. Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская).
У семи нянек дитя без глазу.
15. Разлука – смерть любви (французская).
С глаз долой – из сердца вон.
16. Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская).
Биться, как рыба об лед.
17. Пьян, как лорд (английская).
Пьяный в стельку.
18. Когда свиньи полетят (английская).
После дождичка в четверг.
19. Во рту козла – трава сладкая (персидская).
На вкус и цвет товарища нет.
20. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская).
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
21. Если бы у моей тетки росла борода, она была бы моим дядей (персидская).
Если бы да кабы во рту росли грибы.
- Упражнение «Собери пословицу»
-Соедините начало и конец пословиц.
- Не тот друг, кто медком мажет, что дерево без корней.
- Не суйся в воду, прощай птицы.
- Своя земля такова и работа.
- Срубили деревья – стыдно не учиться.
- Человек без друзей – и в горсти мила.
- Каков мастер, а тот, кто в глаза правду скажет.
- Не стыдно не знать, не зная броду.
- Упражнение «Найди лишнюю пословицу»
«Дело мастера боится»;
«Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
«Не спеши языком – торопись делом»;
«Язык до Киева доведет».
- Подбери антонимы к пословицам
Смелый побеждает, а трус…….(погибает)
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
- Упражнение «Животные в пословицах»
-Какое животное нужно вставить
- голоден, как ............(волк)
- работать , как (лошадь)
- труслив, как .........(заяц)
- изворотлив, как.......(уж)
- бегать, как (белка в колесе)
- нем, как ................(рыба)
- упрям, как........... (осел)
- болтлив, как.........(сорока)
- хитер, как........... (лиса)
- здоров, как...........(бык)
- надут, как............... (индюк)
- грязный, как.........(свинья)
- мокрый, как........... (курица)
- колючий, как........(еж)
- Упражнение «Пословицы шутят»
- Прочитайте пословицы (мудрые изречения) и найдите ошибки
в словах. Заменить нужно только одну букву.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
- Полк в овечьей шкуре. (Волк.)
- Нашла коза на камень. (Коса.)
- От бобра бобра не ищут. (Добра.)
- Крутится как булка в колесе. (Белка.)
- Яйца куницу не учат. (Курицу.)
- Не делай из муки слона. (Мухи.)
- Лось человека не красит. (Ложь.)
- Купить кита в мешке. (Кота.)
- Упражнение Пословица «рассыпалась»
- Составьте пословицу
- Труд, портит, кормит, лень, а. (Труд кормит, а лень портит.)
- И, люби, кататься, Любишь, саночки, возить. (Любишь кататься, люби и саночки возить)
- Ценят, делам, по, Дерево, плодам, а, по, человека —. (Дерево ценят по плодам, а человека — по делам).
- Землю, как, любимую, мать, Береги, родимую. (Береги землю родимую, как мать любимую)
- Руки, научит, Голова, сделают. (Голова научит, а руки сделают)
- Стрела, а, Слово, ранит, не. (Слово не стрела, а ранит)
- Товарища, а, Сам, выручай, погибай. (Сам погибай, а товарища выручай)
- Упражнение «Найди похожую по смыслу пословицу»
- К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов. Русские пословицы.
Дружба да братство — дороже богатства. (украинская) Потрудись, а потом и требуй.(казахская) Без ученья нет и уменья. (вьетнамская) Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (армянская). Молчаливость лучше многословия (китайская). Одинокое дерево ветер легко валит. (удмурт.) С красноречивым языком не пропадешь. (немецкая) | Слово — серебро, молчанье — золото. . Что потрудимся, то и поедим. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Язык до Киева доведет. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ученье - свет, а неученье – тьма. Один в поле не воин |
- Упражнение «Вставь частицу «не» в пословицу»
- Вставьте частицу «не», чтобы предложения превратились в пословицу.
- Дружба крепка лестью, а правдой и честью.
- Семеро одного ждут.
- Близок локоток, да укусишь.
- Из черного пса сделаешь белой собаки.
- На чужой каравай рот разевай.
- Тот друг, кто медком мажет а тот, кто в глаза правду скажет.
- Шила в мешке утаишь.
- Слово воробей, вылетит – поймаешь (две частицы «не»)
- После драки кулаками машут.
- Волков бояться — в лес ходить.
- Хочешь есть калачи, лежи на печи.
- Без труда вытащишь и рыбку из пруда.
- Загадки по народным пословицам и поговоркам
- Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) Коня;
б) Сапожника;
в) Бегуна;
г) Волка. - Что летит, когда лес рубят?
а) Птицы;
б) Шишки;
в) Брёвна;
г) Щепки.
(Лес рубят – щепки летят.) - Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?
а) Купленному;
б) Дарёному;
в) Выигранному;
г) Краденому. - Что, согласно русской пословице, делают с цыплятами осенью?
а) Выводят;
б) Съедают;
в) Считают; - Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
а) Колом;
б) Комом;
в) Маслом не испортишь;
г) Отдай врагу. - Откуда не вытащишь рыбку без труда?
а) Из аквариума;
б) Из морозилки;
в) Из пруда;
г) Из пеликана.
- Как заканчивается пословица: «И волки сыты...»?
а) И овцы целы;
б) И волчата довольны;
в) И зайцы рады;
г) И пастухи уволены. - Чем, согласно русской пословице, красна изба?
а) Икрой (красной);
б) Рыбой (красной);
в) Пирогами;
г) Борщом. - Продолжите русскую пословицу: «У семи нянек ...»:
а) Четырнадцать глаз;
б) Семь ремней;
в) Дитя без глазу;
г) Дитя без синяков. - Где держит камень человек, таящий злобу на кого-нибудь?
а) Во рту;
б) За спиной;
в) В кармане;
г) За пазухой. - Что мудренее вечера?
а) Ночь;
б) День;
в) Утро;
г) Полночь. - Кто, согласно поговорке, не подточит носа, когда дело прекрасно
выполнено?
а) Слон;
б) Комар;
в) Буратино;
г) Любопытная Варвара.
13.Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
а) Покорит;
б) Сдвинет;
в) Пробурит;
г) Обойдёт.
(Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.)
14.У какой отрицательной эмоции, согласно русской поговорке, глаза велики?
а) У зависти;
б) У ненависти;
в) У страха;
г) У тоски.
- Упражнение «Нарисуй пословицу»
- Упражнение «Отгадай пословицу по рисунку»
Вода с гор потекла, весну принесла.
Береги нос в большой мороз.
Чаще мойся, воды не бойся.
Рука руку моет.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Окончил дело – гуляй смело.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Заключительная часть.
Нашу встречу хочется закончить словами К.Д. Ушинского. Он писал о пословицах: «По форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц.»
Литература.
1.Т.С. Комарова, «Народное искусство в воспитании детей», Москва, 1997 г.
2.Н.А. Сытова «Подготовительная игра. Мудрость народная в пословицах и
поговорках».
3. Н.В. Безденежных «Народная мудрость в пословицах и поговорках».
4. В.П. Аникин «Русские народные пословицы поговорки, загадки».
- К.Д. Ушинский Руководство к преподаванию «Родного слова», собр. соч.
т.6.
6. А.С. Ермолов «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах,
поговорках и приметах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...
Воспитание эмоционально - ценностного отношения к народным праздникам детей дошкольного возраста
обрядовые праздники и фольклорные развлечения, инсценировки народных сказок очень важны в жизни дошкольников. Они способны дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробуд...
Папка – передвижка «Как воспитать у детей ценностное отношение к предметному миру»
Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные ...
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству.
Народное искусство...
Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству
Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству...
Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей, личностное развитие ребенка через привитие ценностного отношения к народной культуре
Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей, личностное развитие ребенка через привитие ценностного отношения к народной культуре...