Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
консультация (подготовительная группа)

Цель:

          вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного

         искусства.

Задачи:

1.     Систематизировать и углубить знание педагогов о народном творчестве.

2.     Охарактеризовать происхождение пословиц и поговорок, провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами, осмыслить содержание пословиц и их применение в разных жизненных ситуациях.

3.     продолжить работу по обмену опыта педагогов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение №6

Семинар - практикум для воспитателей

на тему:

«Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству».

                                                           

                                                          Подготовила и провела воспитатель

                                                     высшей квалификационной категории

                                                             Лошина Ираида Валентиновна

                                                                      Москва 2015г.

Цель: 

          вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного

        искусства.

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить знание педагогов о народном творчестве.
  2. Охарактеризовать происхождение пословиц и поговорок, провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами, осмыслить содержание пословиц и их применение в разных жизненных ситуациях.
  3. продолжить работу по обмену опыта педагогов.

Материал:   

                        чистые листы бумаги, простые карандаши для каждого педагога,

                        рисунки с зашифрованными пословицами, раздаточный материал

                     («Пословица  рассыпалась»,  «Собери пословицу»,  «Сравнение

               пословиц по смыслу»).

Ход.

  1. Вступительная часть.

          Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

            Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства.  Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет УСТОЙЧИВЫЙ интерес.

      Народное искусство - как проявление творчества народа близко по своей природе к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

      Народное искусство, включая все его виды, обладает воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с  народной  музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров,  дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красная девица», «ясный сокол», «малые детушки».

.

           Народное искусство синкретично  по своему характеру, поэтому необходим  синтез разных видов народного искусства в воспитании детей.

            Приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятным и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное.

            Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.

       Говоря о ценностях  народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается ее терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью обрядов и красок, вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

  1. Основная часть.

Пословицы и поговорки – жанр устного народного творчества.

“Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы культуры. И не по этой ли причине, как бы сверяя с пословицами самое направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц…” говорил известный русский учёный Аникин В. П.

. В детском саду, в школе пословицы – неисчерпаемый источник для языковой работы. И мудр тот педагог, который воспользуется этим.

Пословицы и поговорки – кажется, что это из глубокого детства, из нашего учебника по чтению. И, в то же время, они напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, который не зависит ни от эпохи, ни от моды, он зависит от времени, которое обогащает, наполняет его. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа.

Их автором является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена, когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг. Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Поэтому мы и помним свой школьный учебник по чтению, поэтому человек обращается к пословицам и поговоркам снова и снова, на протяжении всей жизни.

 

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

«Пословица» и «поговорка» «ходят вместе».

Какие между ними сходства и различия?

Основой опыта и мудрости можно назвать именно пословицы.

Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда».

 Поговорка – это нечто другое. Это просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»…

Общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть: 

Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом, а  поговорку можно назвать «половиной пословицы».

Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.

3.Практическая часть.

  • Упражнение "Сравнение пословиц по смыслу"

Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице "Как волка не корми, он все в лес смотрит" соответствует немецкая "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет".

С нашей пословицей "Яблоко от яблони недалеко падает" схожа немецкая "Какое дерево, такая и груша".

В таблице даны слева немецкие пословицы, справа - русские.

- Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

 

Немецкие

 

Русские

 

1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут.

 

1. Язык до Киева доведет.

 

2. Кто немало начинает, очень мало осуществляет.

 

2. Один в поле не воин.

 

3. Ошибка других - хорошие учителя.

 

3. Овес к лошади не ходит.

 

4. Совершенные поступки в советах не нуждаются.

 

4. Семь раз отмерь, один -отрежь.

 

5. С красноречивым языком не пропадешь.

 

5. Дело мастера боится.

 

6. Лицо выдает негодяя.

 

6. Кончил дело гуляй смело.

 

7. Один все равно, что никто.

 

7. С миру по нитке - голому рубаха.

 

8. Тухлое яйцо портит всю кашу.

 

8. Дуракам закон не писан.

 

9. Сначала подумай, потом начинай.

 

9. После драки кулаками не машут.

 

10. Сначала ноша, потом отдых.

 

10. Молчание - знак согласия.

 

11. В беде сотня друзей весит очень мало.

11. На голове густо, да в голове пусто.

 

12. Свежая рыба - хорошая рыба.

 

12. Истинные друзья познаются в беде.

 

 

13. Дожди образуют реки.

 

13. Насильно мил не будешь.

 

 

14. Чем наряднее девушка, тем меньше от нее пользы.

 

14. На воре и шапка горит..

 

 

15. Отсутствие ответа тоже ответ.

 

15. Куй железо пока горячо.

 

 

16. Любить и петь заставить нельзя.

 

16. Ложка дегтя в бочке меда.

 

 

17. Любовь к делу делает труд легким.

 

17. На ошибках учатся.

 

 

18. Глупые руки марают стол и стены.

18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 

Ответы: 1-3, 2-18, 3-17, 4-9, 5-1, 6-14, 7-2, 8-16, 9-4, 10-6, 11-12, 12-15, 13-7, 14-11, 15-10, 16-13, 17-5, 18-8.

В паре первая цифра (число) означает номер немецкой пословицы, а вторая - русскую.

  • Упражнение «Найди аналог среди русских пословиц»

  1. Идущий степь пересечет (финская).
    Дорогу осилит идущий.

    2. Нет человека без недостатков (турецкая).
    Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

    3. Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
    Тот не ошибается, кто ничего не делает.
    4. И короли ошибаются (вьетнамская).
    На всякого мудреца довольно простоты.

    5. Везде хлеб с коркой (литовская).
    Нет розы без шипов.

    6. В новом кувшине вода холодная (персидская).
    Новая метла чисто метет.

    7. Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская).
    Бодливой корове Бог рогов не дает.

    8. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская).
    Поспешишь – людей насмешишь.

    9. Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).
    После драки кулаками не машут.

    10. Как постелешь, так и поспишь (гагаузская).
    Как аукнется, так и откликнется.

    11. Рисовал дракона, а получился червяк (вьетнамская).
    Стрелял в воробья, а попал в журавля.

    12. На море много черного, но не все это тюлени (финская).
    Не все то золото, что блестит.

    13. Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой (вьетнамская).
    Муж и жена – одна сатана.

    14. Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская).
    У семи нянек дитя без глазу.

    15. Разлука – смерть любви (французская).
    С глаз долой – из сердца вон.

    16. Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская).
    Биться, как рыба об лед.

    17. Пьян, как лорд (английская).
    Пьяный в стельку.

    18. Когда свиньи полетят (английская).
    После дождичка в четверг.

    19. Во рту козла – трава сладкая (персидская).
    На вкус и цвет товарища нет.

    20. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская).
    Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    21. Если бы у моей тетки росла борода, она была бы моим дядей (персидская).
    Если бы да кабы во рту росли грибы. 

  • Упражнение «Собери пословицу»

                -Соедините начало и конец пословиц.

  • Не тот друг, кто медком мажет,             что дерево без корней.
  • Не суйся в воду,                                       прощай птицы.
  • Своя земля                                                такова и работа.
  • Срубили деревья –                                    стыдно не учиться.
  • Человек без друзей –                                и в горсти мила.
  • Каков мастер,                                            а тот, кто в глаза правду скажет.
  • Не стыдно не знать,                                  не зная броду.

  • Упражнение «Найди лишнюю пословицу»

«Дело мастера боится»;
«Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
«Не спеши языком – торопись делом»;
«Язык до Киева доведет».

  • Подбери антонимы к пословицам

Смелый побеждает, а трус…….(погибает)

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать)

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает). 
Легко друга потерять, но трудно …..(найти). 
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают)

  • Упражнение «Животные в пословицах»

-Какое животное нужно вставить

  • голоден, как ............(волк)
  • работать , как (лошадь)
  • труслив, как .........(заяц)
  • изворотлив, как.......(уж)
  • бегать, как (белка в колесе)
  • нем, как ................(рыба)
  • упрям, как........... (осел)
  • болтлив, как.........(сорока)
  • хитер, как........... (лиса)
  • здоров, как...........(бык)
  • надут, как............... (индюк)
  • грязный, как.........(свинья)
  • мокрый, как........... (курица)
  • колючий, как........(еж)

  • Упражнение «Пословицы шутят»

             - Прочитайте пословицы (мудрые изречения) и найдите ошибки
             в словах. Заменить нужно только одну букву.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была.

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

  1. Полк в овечьей шкуре. (Волк.)
  2. Нашла коза на камень. (Коса.)
  3. От бобра бобра не ищут. (Добра.)
  4. Крутится как булка в колесе. (Белка.)
  5. Яйца куницу не учат. (Курицу.)
  6. Не делай из муки слона. (Мухи.)
  7. Лось человека не красит. (Ложь.)
  8. Купить кита в мешке. (Кота.)
  • Упражнение Пословица «рассыпалась»

                - Составьте пословицу

  • Труд, портит, кормит, лень, а. (Труд кормит, а лень портит.)
  • И, люби, кататься, Любишь, саночки, возить(Любишь кататься, люби и саночки возить)
  • Ценят, делам, по, Дерево, плодам, а, по, человека —. (Дерево ценят по плодам, а человека — по делам).
  • Землю, как, любимую, мать, Береги, родимую. (Береги землю родимую, как мать любимую)
  • Руки, научит, Голова, сделают. (Голова научит, а руки сделают)
  • Стрела, а, Слово, ранит, не. (Слово не стрела, а ранит)
  • Товарища, а, Сам, выручай, погибай. (Сам погибай, а товарища выручай)

  • Упражнение «Найди похожую по смыслу пословицу»

- К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

    Пословицы разных народов.                                       Русские пословицы.

Дружба да братство — дороже богатства. (украинская)

Потрудись, а потом и требуй.(казахская)

Без ученья нет и уменья. (вьетнамская)

Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (армянская).

Молчаливость лучше многословия (китайская).

Одинокое дерево ветер легко валит. (удмурт.)

С красноречивым языком не пропадешь. (немецкая)

Слово — серебро, молчанье — золото.  .

Что потрудимся, то и поедим.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Язык до Киева доведет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Один в поле не воин

  • Упражнение «Вставь частицу «не» в пословицу»

           - Вставьте частицу «не», чтобы предложения превратились в пословицу.

  • Дружба крепка лестью, а правдой и честью.
  • Семеро одного ждут.
  • Близок локоток, да укусишь.
  • Из черного пса сделаешь белой собаки.
  • На чужой каравай рот разевай.
  •  Тот друг, кто медком мажет а тот, кто в глаза правду скажет.
  • Шила в мешке утаишь.
  • Слово воробей, вылетит – поймаешь (две частицы «не»)
  • После драки кулаками машут.
  • Волков бояться — в лес ходить. 
  • Хочешь есть калачи, лежи на печи.
  • Без труда вытащишь и рыбку из пруда.
  • Загадки по народным пословицам и поговоркам
  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
          а) Коня; 
          б) Сапожника;
          в) Бегуна; 
          г) Волка.
  2. Что летит, когда лес рубят?
          а) Птицы; 
          б) Шишки;
          в) Брёвна; 
          г) Щепки.
          (Лес рубят – щепки летят.)
  3.       Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?
          а) Купленному; 
          б) Дарёному;
          в) Выигранному; 
          г) Краденому.
  4.       Что, согласно русской пословице, делают с цыплятами осенью?
          а) Выводят; 
          б) Съедают;
          в) Считают; 
  5.       Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
          а) Колом; 
          б) Комом;
          в) Маслом не испортишь; 
          г) Отдай врагу.
  6.       Откуда не вытащишь рыбку без труда?
          а) Из аквариума; 
          б) Из морозилки;
          в) Из пруда; 
          г) Из пеликана.
  1. Как заканчивается пословица: «И волки сыты...»?
          а) И овцы целы; 
          б) И волчата довольны;
          в) И зайцы рады; 
          г) И пастухи уволены.
  2. Чем, согласно русской пословице, красна изба?
          а) Икрой (красной); 
          б) Рыбой (красной);
          в) Пирогами; 
          г) Борщом.
  3. Продолжите русскую пословицу: «У семи нянек ...»:
          а) Четырнадцать глаз; 
          б) Семь ремней;
          в) Дитя без глазу; 
          г) Дитя без синяков.
  4.       Где держит камень человек, таящий злобу на кого-нибудь?
          а) Во рту;
          б) За спиной;
          в) В кармане;
          г) За пазухой.
  5. Что мудренее вечера?
          а) Ночь;
          б) День;
          в) Утро;
          г) Полночь.
  6. Кто, согласно поговорке, не подточит носа, когда дело прекрасно 
          выполнено?
          а) Слон;
          б) Комар;
          в) Буратино;
          г) Любопытная Варвара.

    13.Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
                а) Покорит; 
               б) Сдвинет;
               в) Пробурит; 
               г) Обойдёт.
      (Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.)

   14.У какой отрицательной эмоции, согласно русской поговорке, глаза велики?
               а) У зависти; 
               б) У ненависти;
               в) У страха; 
               г) У тоски.

  • Упражнение «Нарисуй пословицу»

  • Упражнение «Отгадай пословицу по рисунку»

Вода с гор потекла, весну принесла.

Береги нос в большой мороз.

Чаще мойся, воды не бойся.

Рука руку моет.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Окончил дело – гуляй смело.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. Заключительная часть.

Нашу встречу хочется закончить словами К.Д. Ушинского. Он писал о пословицах: «По форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц.»

Литература.

1.Т.С. Комарова, «Народное искусство в воспитании детей», Москва, 1997 г.

2.Н.А. Сытова  «Подготовительная игра. Мудрость народная в пословицах и

 поговорках».

 3. Н.В. Безденежных   «Народная мудрость в пословицах и поговорках».

 

4. В.П. Аникин  «Русские народные пословицы поговорки, загадки».

           

  1. К.Д. Ушинский Руководство к преподаванию «Родного слова», собр. соч.

т.6.

     6. А.С. Ермолов «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах,

        поговорках и приметах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...

Воспитание эмоционально - ценностного отношения к народным праздникам детей дошкольного возраста

обрядовые праздники и фольклорные развлечения, инсценировки народных сказок очень важны в жизни дошкольников.  Они способны дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробуд...

Папка – передвижка «Как воспитать у детей ценностное отношение к предметному миру»

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные ...

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству

Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству...

Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей, личностное развитие ребенка через привитие ценностного отношения к народной культуре

Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей,  личностное развитие ребенка через привитие ценностного отношения к народной культуре...