Мастер - класс «Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»
консультация

Суворова Наталья Борисовна

Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»

 

К какой группе относят следующие методы:

  • чтение произведений русского народного творчества; С
  • рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
  • лепка народных игрушек; П
  • демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
  • аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
  • рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
  • беседа о русском народном творчестве; С
  • эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
  • рассказывание русских народных сказок; С
  • просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
  • художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
  • пение колыбельных, народных песен; С
  • рисование элементов народных художественных промыслов. П

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_pedagogov_narodnye_promysly.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»

Подготовила:

Суворова Наталья Борисовна

воспитатель высшей категории

Слайд Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает
в детях первые яркие, образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Итак, в рамках семинара рассмотрим такие понятия, как декоративное рисование, народная культура, народное творчество, народное искусство и народные промыслы.

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.

Народная культура включает в себя такие понятия, как народное творчество, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возникло народное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища.

С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка и др.).

Слайд Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды.

Задачи декоративного рисования:

  • развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;
  • развивать чувство цвета;
  • развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;
  • совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.

Слайд Важной задачей обучения является — развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

     Развитие   чувства   цвета   выделяется   как   главная   задача.   Цвет   в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они не отделимы "друг от друга.

     Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира.

Основное назначение орнамента-украсить поверхность предмета, более четко выявить форму.

Слайд Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким.

Например, игра “Собери дорожку”.

Игровая задача:

-для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);

  • для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);

Слайд  для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”).

Симметрия - в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную.

Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности.

Слайд Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

  • знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
  • углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
  • творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности - украшение объемных форм.

В основе обучения декоративному рисованию, лежит знакомство с народными промыслами.

Слайд Младший дошкольный возраст

Составлять узоры в рисовании, используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги(фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету). Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми в средней группе.

Композиции узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступны детям. Вначале в 3,5-—4 года они овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье), затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).

Слайд Средний дошкольный возраст

   Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы(мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания(цвет фона и элементов)

   В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать.

   Слайд В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей.

Также  в декоративном рисовании используется образец.

  Закрепляя навыки повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточки, платочки), круга (тарелочки). Чтобы выполнить узор, ребенок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину. В процессе создания узора ребенка учат сопоставлять одинаковые части. В узор включаются дуги, цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса.

В старшей группе, узоры должны быть симметричны.

Слайд Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.

В подготовительной группе детей учат составлять симметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Также ставится и другая задача- научить выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства — дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным; композициям.

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

II. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» 
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
 - наглядные
 - словесные
 - практические
 
Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»

К какой группе относят следующие методы:

  • чтение произведений русского народного творчества; С
  • рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
  • лепка народных игрушек; П
  • демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
  • аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
  • рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
  • беседа о русском народном творчестве; С
  • эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
  • рассказывание русских народных сказок; С
  • просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
  • художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
  • пение колыбельных, народных песен; С
  • рисование элементов народных художественных промыслов. П

III. РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  • 1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
  • 2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
  • 3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
  • 4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
  • 5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
  • 6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
  • 7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
  • 8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
  • 9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера (прялка)

IV. ЗАГАДКИ

1.Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы...

А ну, назови-ка меня!

Дымковская игрушка.

2. Посмотришь - как от солнышка рябит!

Есть барыни и бравые солдаты,

Коровушки, олени полосатые.

Слепили все игрушки эти здорово

Нам мастера деревни… Филимоново.

3. Бочонки, копилки, матрешки, грибки –

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет...

Полхов-Майданская роспись

4. Кто ответит на вопрос,

Что за сказочный поднос?

Есть букет в нем крупный, яркий:

В середине - цветом жарким

Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,

Много маленьких цветочков,

И травинок, и листочков,

И узорная кайма по подносу пролегла?

Отвечаем на вопрос -

Это - жостовский поднос.

5. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют…. хохломой.

6. «Снежно белая посуда

Расскажи ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми» (гжель)

7. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Городецкая роспись

 

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Матрёшка

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Раскрашивание шаблонов игрушек, посуды, одежды различными видами росписи, оформление выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

Кроссворд «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

и

2

3

4

5

6

7

8

9

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Нетрадиционная техника декоративно-прикладного искусства "Декупаж"

Познакомить с техникой «Декупаж», показать особенности работы в этой технике...

План – конспект мастер класса на тему «Декоративно-прикладное искусство - квиллинг»

мастер класс для воспитателей на тему «Декоративно-прикладное искусство -  квиллинг». формирование представления у педагогов о декоративно-прикладном искусстве— квиллинг, з...

Семинар-практикум для педагогов «Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ»

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение з...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Декоративно-прикладное творчество, как способ самопознания и исцеления через творческое самовыражение»

Цель мастер-класса:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности по теме «Декоративно-прикладное творче...

Выступление на семинаре - практикуме, тема: «Народные промыслы. Декоративно – прикладное искусство в ДОУ».

Перспективное планирование: «Народные промыслы. Декоративно – прикладное искусство в ДОУ»....

Мастер-класс: Нетрадиционная техника декоративно-прикладного искусства «Декупаж»

Знакомство педагогов в техникой "Декупаж" и ее практическое использование....