Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения
консультация
« Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Понятие «мотивация» относится к числу фундаментальных категорий таких наук, как психология, педагогика, социология, лингводидактика, философия и др. Этим обусловлена множественность трактовки сущности данного понятия. Этимологически термин «мотив» восходит к латинскому «movere», что означает «двигать».
Согласно словарю С. Ожегова, «мотив» - побудительная причина, повод к какому-то действию. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского определяет мотив как, то, что побуждает деятельность человека.
А.Н. Леонтьев определяет понятие «мотив» как предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый. Мотив, как подчеркивает ученый, это «осознанная, опредмеченная потребность». В трактовке С.Л. Рубинштейна «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты внешнего мира, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию», что и является мотивом [17, С.244].
Размышляя над термином «мотивация», Фридман Л.М. говорит о том, что разные исследователи определяют мотивацию то как мотив, тем самым отождествляя эти два понятия, то как единую систему мотивов, то как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии и подчеркивает, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», поскольку последнее «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности»
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной педагогики связана, прежде всего, с анализом источников активности человека, побудительных сил его поведения. Сложность и многоаспектность обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методов ее изучения.
Вопрос: Какие психологи обращались к изучению проблемы мотивации?
Ответ: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности, мотивация изучается в различных аспектах, при этом используются такие понятия, как мотив, мотивация, мотивационная сфера.
В.: Как эти понятия соотносятся друг с другом?
О.: Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, для А.Н. Леонтьева характерно понимание мотива как «опредмеченной потребности» и включение его в структуру самой деятельности. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идея, чувства и переживания, все то, в чем нашла воплощение «потребность».
Понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает в качестве сложного «механизма соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» (И.А. Джидарьян).
Наиболее широким понятием является понятие «мотивационная сфера», включающее и аффективную, и волевую сферы личности (Л.С. Выготский). Мотивация представляет собой сложную систему движущих сил поведения, открывающуюся субъекту в виде потребностей, интересов, целей, идеалов, которые детерминируют человеческую деятельность.
Таким образом, различные исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии.
В.: Какими признаками характеризуется учебная мотивация?
О.: Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность (И.А. Зимняя).
Поэтому, как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. с другой стороны, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов (А.К. Маркова):
- характером самой учебной деятельности школьников, развернутостью и зрелостью ее структуры, сформированностью ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки), взаимодействием в ходе учения с другим человеком;
- смыслом учения для каждого школьника (определяемым идеалами, ценностными ориентациями ученика);
- характером мотивов учения;
- зрелостью целей;
- особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.
Классификация мотивов учения
По отношению к деятельности все мотивационные явления делятся на 2 группы: внешнюю мотивацию и внутреннюю мотивацию.
В.: Как определить, каким является тот или иной мотив – внешним или внутренним?
О.: Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (на процесс учебной деятельности), то говорят о различных видах внутренней мотивации, или познавательных мотивах. Если же активность в ходе учения направлена на отношения с другими людьми, то речь идет о внешней мотивации, или о различных социальных мотивах.
Соответственно принято различать 2 большие группы мотивов:
- Внутренние или познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
- Внешние или социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми (А.К. Маркова). Наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей
Пути формирования внутренней мотивации учения
В.: Перечислите основные психологические условия возникновения познавательного интереса в процессе обучения.
О.: Основными психологическими условия возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются:
- Получаемые знания обладают новизной для обучаемых;
- Знания осознаются как полезные для учащихся, т.е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;
- На уроке царит творческая атмосфера;
- Активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку (одобрение учителя или коллектива, класса);
- На уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи;
- Возникновение у учащихся так называемого «ощущения потока». Оно появляется у школьников всякий раз, как только он начинает получать удовольствие от самой деятельности. «Ощущение потока» возникает в тех случаях, когда в деятельности школьника сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано и то, что человек может сделать;
- Пример учителя: если учитель внутренне далек от преподаваемого предмета, не любит его, то учащиеся обязательно почувствуют это и могут прийти к выводу о том, что данный предмет как таковой лишен всякого интереса;
- Переживание учащимися «личностной причинности». Когда учащиеся испытывают личностную причинность в учебе, они воспринимают свои занятия как внутренне мотивированные и др.
В.: Назовите причины, оказывающие негативный эффект на мотивацию учебной деятельности.
О.: Негативный эффект на мотивацию оказывают:
- Необходимость выполнения той или иной работы к жестко фиксированному сроку и постоянный контроль над ее выполнением. Это обычно интерпретируется учащимися как различные проявления внешнего контроля. В этих условиях они воспринимают свою учебу как вынужденную, обусловленную извне, т.е. как внешне мотивированную;
- Актуализируют ощущения подконтрольности, утраты автономии. Условия публичного выступления и как следствие усиливают внешнюю и ослабляют внутреннюю мотивацию учения. Можно сделать вывод, что обстоятельства, предоставляющие учащимся автономию, поддерживающие их компетентность и уверенность в себе, усиливают внутреннюю мотивацию, тогда как обстоятельства, оказывающие на учащихся давление, контролирующие их, подчеркивающие их некомпетентность, не предоставляющие четкой и адекватной информации о продвижении в обучении, ослабляют внутреннюю мотивацию.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).
Классификация мотивов
Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.
Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.
Факторы формирования учебной мотивации
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:
- мотивационный,
- операционально-познавательный,
- рефлексивно-оценочный; .
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности.
Причины отрицательного отношения к учению
Это могут быть как субъективные, так и объективные причины. Последние связаны с деятельностью самого учителя. Например:
- учебный материал не способствует поддержанию любознательности, не соответствует уровню умственного развития учащихся, уровню наличных знаний;
- приёмы и методы работы не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей;
- средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению.
Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Вариант классификации мотивов по А.К.Марковой (характеризующий отношение к самой деятельности)
Пути формирования положительной мотивации:
Мотивационный компонент включает формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной систематической работе. Мотивы придают учебной деятельности значимый смысл. Учение становится само по себе жизненно важной целью, а не только средством достижения других целей. Без положительной мотивации познавательная деятельность человека может показаться ему бессмысленной. Положительные мотивы учения не возникают сами по себе, поэтому обучающие должны обеспечить целенаправленное развитие мотивационной сферы обучаемых.
Основными путями и методами формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности психологи А. К. Маркова, А. Б. Орлов и другие считают:
• осознание роли содержания учебного материала. Следует учесть, что сама по себе информация без учета интересов и потребностей обучаемых не имеет для них значения и не оказывает положительного влияния. Учет возрастных потребностей в содержании информации помогает формировать любовь к интеллектуальной деятельности;
• рациональная организация учебной деятельности, делающая процесс познания увлекательным благодаря использованию разнообразных методов и форм учебной деятельности, заданий исследовательского характера, не стандартных, исторических и занимательных задач, учебно-проблемных ситуаций, развивающих смекалку, гибкость ума;
• использование оценочной деятельности учителя и товарищей. Их мнение влияет на формировании положительной мотивации. Важна и ситуация успеха, особенно для неуверенных в себе учащихся, а также для утративших интерес к учению и потребность в знаниях;
• развитие познавательного интереса как главного мотива познавательной деятельности, формирование объективной потребности в знаниях и в интеллектуальной деятельности.
Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения
. Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
Консультация для родителей: "Развитие мотивации и способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения" - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"
Консультация для родителей...
«Развитие мотивации и способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения"
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подра...
Психолого-педагогическая характеристика условий успешного обучения и воспитания ребенка в семье.
...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...
Направления психолого-педагогической деятельности педагогов первой младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Формирование у ребенка чувства уверенности. 3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правила...
- Мне нравится (1)