ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения
рабочая программа по теме
. Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процесса, а именно: ориентирована на психолого-педагогическое сопровождение естественного развития ребёнка на всех возрастных этапах развития и становления индивида в условиях дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rop_obshchiy.doc | 691 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Утверждаю»
Заведующая ГБДОУ д/с № 44
___________Пюстонен Н.В.
«______»__________20__г.
ПРОГРАММА
Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения
Программу составила: педагог – психолог
ГБДОУ д/с № 44
Краснопеева Елена Александровна
Пояснительная записка
Актуальность программы. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, следовательно, в настоящее время в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса и их психологическая поддержка.
Таким образом, в соответствии с требованиями современного образовательного пространства, необходимости разработки программ психолого-педагогического и социального сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений. Психологическое сопровождение рассматривается нами, как стратегия работы психологической службы. Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процесса, а именно: ориентирована на психолого-педагогическое сопровождение естественного развития ребёнка на всех возрастных этапах развития и становления индивида в условиях дошкольного учреждения.
Новизна программы. Организация и проведение специальных, адаптированных коррекционно-развивающих занятий влияют на положительную динамику развития психологической и социальной зрелости детей дошкольного возраста, формирование личностных и индивидуальных качеств и создают условия для адекватной адаптации и успешности в условиях дошкольного развития через комплексную систему коррекционно-развивающей деятельности.
Педагогическая и психологическая целесообразность программы.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. А так как адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, то резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении, стал для ребёнка положительным, а для этого, необходима организация психологического сопровождения на самом раннем этапе социализации ребёнка. Поэтому, в данную программу включено психологическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованному психологическому сопровождению ребёнка по профилактике и коррекции нарушений в поведении и межличностном общении дошкольников 4-5 лет.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми. Контакты со сверстником приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника. По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует психологическое сопровождение детей, направленное на развитие и коррекцию эмоциональных состояний, социальных взаимоотношений старших дошкольников.
Методологические подходы:
- комплексно-сопровождающий
- личностно-ориентированный,
- индивидуально-направленный,
- системно-деятельностный,
- коррекционно-развивающий.
Основные принципы:
- гуманизации;
- дифференцированности;
- здоровьесбережения;
- развития в деятельности и общении;
- системности;
- сотрудничества с семьей;
- комплексности;
- многоаспектности изучения проблем и их последствий;
- поддержки и помощи субъектам воспитательно-образовательного процесса;
- закономерности, преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Цель освоения программы: создание оптимальных социально-психологических условий для индивидуального и личностного развития детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Программное содержание.
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения состоит из трёх блоков. Каждый блок является частью общей программы или может быть использован, как автономный маршрут (программа), направленный на реализацию частных целей и задач, специфичных проблемных вопросов развития, воспитания и обучения ребёнка:
направлен на адаптацию малышей к условиям ясельной группы и младшей группы ДОУ;
направлен на профилактику и коррекцию нарушений в поведении и межличностном общении дошкольников 4-5 лет;
направлен на развитие и коррекцию эмоциональных состояний и социальных взаимоотношений старших дошкольников.
Условия реализации программы:
В рамках каждого блока выделены три раздела реализации:
- Первый раздел «Диагностический» направлен на раннее выявление проблем и трудностей, связанных с нарушениями в социально-коммуникативной, эмоционально-личностной сферах, направлен на изучение особенностей адаптационного периода, отслеживание динамики развития данных показателей, концептуальный поиск, изучение и анализ психофизиологических проблем, коммуникативных нарушений, определение коррекционно-развивающего маршрута ребенка.
- Второй раздел «Коррекционно-развивающий» направлен на повышение адаптационных возможностей, профилактику и коррекцию нарушенного поведения, развитие и коррекцию эмоциональных состояний, межличностного общения и социальных взаимоотношений дошкольников.
- Третий раздел «Консультационно-профилактический» направлен на повышение грамотности и психолого-педагогической компетентности родителей, обучение родителей конструктивно-содержательным и позитивно-эмоциональным способам взаимодействия, на информирование, консультирование родителей и педагогов по проблемам, связанным с адаптацией, общением, на оптимизацию детско-родительского взаимодействия, выработку навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми, обучение нормам и правилам общения, установление и поддержание социальных контактов, разрешение конфликтных ситуаций, понимание собственной индивидуальности и индивидуальности других людей, на разработку практических рекомендаций для родителей, воспитателей и специалистов.
Практическая направленность.
Программа психолого-педагогического сопровождения естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях ДОУ, направлена на гуманизацию дошкольных отношений, способствует социализации и индивидуальному развитию детей, выстраиванию гармоничных отношений между детьми, педагогами, родителями в дошкольной ситуации развития.
Методы и приёмы:
- элементы психогимнастики;
- сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации;
- подвижные игры;
- элементы сказкотерапии;
- индивидуальная и коллективная работа;
- проигрывание разных эмоциональных состояний и их проекция в личных и групповых рисунках, коллажах с использованием художественных средств выразительности;
- моделирование проблемных и конфликтных ситуаций и выработка навыков конструктивного их разрешения;
- выражение собственных эмоциональных состояний через рисование, танцы, драматизацию;
- чтение и анализ сказок;
- беседы;
- элементы релаксации;
- рефлексия.
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на три года, охватывая возрастной период прохождения ребёнком от ясельной группы до старшего дошкольного возраста.
Возможное использование отдельных блоков, вхожих в содержание общей программы, как самостоятельных единиц, рассчитано на один учебный год и составляет:
Наименование блока | Возраст детей | Срок реализации | Объём (час, мин.) |
Психологическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации. «Вместе весело шагать!» | 2-3 3-4 | сентябрь-октябрь | 75 ч. |
Профилактика и коррекция нарушений в поведении и межличностном общении дошкольников 4-5 лет «Играем вместе» | 4-5 | декабрь-январь | 38 ч. 30 мин. |
Развитие и коррекция эмоциональных состояний, социальных взаимоотношений старших дошкольников «Давай познакомимся!» | 5-6 | март-апрель | 39 ч. 35 мин. |
Итого: | 153 часа 5 минут |
Особая роль отводится индивидуальным занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.
БЛОК I
Психологическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
«Вместе весело шагать!»
Объем: 75 часов
1. Пояснительная записка
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. А так как адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, то резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы мы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Если присмотреться повнимательней к ребенку, то сложно понять: он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома. Дошкольное учреждение должно создавать максимально комфортные условия для пребывания ребёнка и дальнейшего развития малыша.
В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Поэтому, очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении, стал для ребёнка положительным при поддержке не только родителей, но и в единстве с педагогами ДОУ.
Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Цикл рассчитан на 4 темы по 3 занятия в каждой теме. Всего 12 занятий. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа.
Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Продолжительность занятий: 20 минут (тематически итоговое – 30 минут) Эффективный режим проведения: 2 раза в неделю.
Наполняемость группы: 5-7 человек.
Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Методы:
- Игротерапия (игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки»)
- Элементы психогимнастики;
- Элементы арт-терапии: рисование
- Элементы танцевальной терапии;
- Элементы сказкотерапии
Структура занятия:
Основные части занятия | Время | Наименование составных частей | Повторяемость |
I | 2 мин. | Приветствие | Каждое занятие |
II | 5 мин. | Упражнение на установление контакта взглядов/физического контакта/обмена эмоциями | Каждое занятие |
III | 1 мин. 10 мин. 10 мин. | Основная часть:
| 1раз в три занятия Каждое занятие 1раз в тему |
IV | 2 мин. | Прощание | Каждое занятие |
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Задачи:
Диагностические:
- Определение уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению;
- Организация коррекционно-развивающей среды для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
- Определение динамики адаптационных возможностей через систему комплексных занятий по данной программе;
- Обеспечение методической и практической поддержки родителей и педагогов.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательного отношения детей к сверстникам;
- Воспитание доверительного отношения к сверстникам и взрослым;
- Воспитание доброго отношения к природе, животному миру.
Коррекционно-развивающие:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду:
- Помочь ребёнку увидеть в сверстнике - человека;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Обучение действовать по показу и словесной инструкции.
Консультационно-профилактические:
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей по заявленным проблемным вопросам;
- Проведение консультаций для педагогов по проблемным вопросам;
- разработка практических и методических рекомендаций для педагогов и родителей.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Занятия проводятся в первые два месяца: сентябрь-октябрь, согласно годовому плану психолога. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми происходит неравномерно), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года. Представленные занятия можно реализовывать через групповую и подгрупповую форму работы с детьми, элементы занятия возможно использовать в индивидуальной работе и включать в режимные моменты.
В случаях сохранения низкого уровня адаптации, рекомендуется продолжение коррекционно-развивающей работы и поддерживающих мер до окончания адаптационного периода в форме индивидуальной и подгрупповой работы.
3. Требования к уровню освоения содержания программы
Высокий уровень адаптированности ребёнка:
- преобладание радостного или устойчиво-спокойного эмоционального состояния;
- активное контактирование со взрослыми, детьми, окружающими предметами;
- быстрая адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
4. Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 75 часов
Таблица 1
№ п/п | Наименование и № разделов
| В том числе объём (час, мин.) | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Раздел 1 Диагностический (дети, родители, педагоги) | 65 ч | 5 ч | 60 ч |
2 | Раздел 2 Коррекционно-развивающий (дети) | 4 ч | 1 ч | 3 ч |
3 | Раздел 3 Консультационно-просветительский (педагоги, родители) | 6 ч 5 мин | 2 ч | 4 ч 5 мин
|
Всего: | 75 ч | 8 ч | 67 ч 5 мин |
5. Содержание программы
5.1. Объём программы по темам
Таблица 2
№ раздела | № темы | Объём программы (час., мин.) | ||
ВСЕГО | Теоретические | Практические | ||
Раздел 1 Диагности-ческий |
(период 10 дней) | 12 ч | 2 ч (педагоги+ родители) | 10 ч (дети) |
(период 10 дней) | 11 ч | 1 ч (педагоги) | 10 ч (дети) | |
(период 40 дней) | 42 ч | 2 ч (педагоги+ родители) | 40 ч (дети) | |
Раздел 2 Коррекционно-развиваю-щий | Тема 1 «Солнышко» Занятие№1 Занятие №2 Занятие №3 | 60 мин | 15 мин | 45 мин |
Тема 2 «В лесу» Занятие№1 Занятие №2 Занятие №3 | 60 мин | 15 мин | 45мин | |
Тема 3 «Птичка» Занятие№1 Занятие №2 Занятие №3 | 60 мин | 15 мин | 45 мин | |
Тема 4 «Петрушка» Занятие№1 Занятие №2 Занятие №3 | 60 мин | 15 мин | 45 мин | |
Раздел 3 Консультационно-профилактический | 3.1. Разработка страничек психолога | 1 ч | 0 ч 0 мин | 1 ч |
3.2. Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов | 2 ч | 0 ч 0 мин | 2 ч | |
3.3. Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей | 2ч 5 мин | 2 ч | 5мин | |
3.4. Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы | 1 ч | 0 ч 0 мин | 1 ч | |
Итого: | 75 ч | 8 ч | 67ч 5 мин |
5.2. Содержание разделов образовательной программы
Раздел 1. (65 ч.: 5 ч. – т., 60 ч. – пр.). Диагностика
Тема 1.( 12 ч.: 2 ч. - т., 10 ч. - пр.). «Первичная диагностика».
Тема 2.( 11 ч.: 1 ч. – т., 10 ч. – пр.). «Промежуточная диагностика».
Тема 3.( 42 ч.: 2 ч. – т., 40 ч. – пр.). «Заключительная диагностика».
Раздел 2.( 4 ч.: 1 ч. – т., 3 ч. – пр.). Коррекционно-развивающий
Тема 1.( 60 мин.: 15 мин. - т., 45 мин. - пр.). «Солнышко».
Тема 2.( 60 мин.: 15 мин. - т., 45 мин. - пр.). «В лесу».
Тема 3.( 60 мин.: 15 мин. - т., 45 мин. - пр.). «Птичка».
Тема 4.( 60 мин.: 15 мин. - т., 45 мин. - пр.). «Петрушка».
Раздел 3.(6 ч. 5 мин.: 2 ч. – т., 4 ч. 5 мин. – пр.). Консультационно-профилактический
Тема 1.( 1 ч.: 0 ч. - т., 1 ч. - пр.). «Разработка страничек психолога».
Тема 2.( 2 ч.: 0 ч. – т., 2 ч. – пр.). «Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов».
Тема 3.( 2ч.5мин.: 2 ч. – т.,5мин. – пр.). «Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей».
Тема 4.( 1 ч.: 0 ч. – т., 1 ч. – пр.). «Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы».
5.3. Диагностика освоения содержания программы
Диагностические исследования проводятся в течении 2-х месяцев. В адаптационном листе регистрируется клиника адаптации в периоды: за 10, 20 и 60 дней пребывания ребёнка в ДОУ Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведённых мер, облегчающих адаптацию, отследить динамику коррекционно-развивающей работы.
Методы диагностических исследований:
Изучаемая сфера | Изучаемый параметр | Метод | Методика | Сроки |
Адаптацион-ный период | Уровень адаптации |
| Диагностика ур-ня адаптированности ребёнка к ДОУ автор: А.С.Роньжина (заполнение регистрационных листов) | Сентябрь-октябрь (период 10, 20, 60 дней) |
| Анкета для родителей автор: О.Г.Заводчикова |
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют уровень адаптированности ребёнка к условиям дошкольного учреждения:
Высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Средний уровень адаптированности.
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
Низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Таблица 3
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | А.С.Роньжина | Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению | М.:Книголюб, 2006. - 72 с. | Пособие | 1 |
2. | О.Г.Заводчикова | Адаптация ребёнка в детском саду | М.: Просвещение, 2007. - 79 с. | Пособие | 1 |
3. | Е.О.Смирнова | Дети раннего возраста | М.: Педагогический университет Первое сентября, 2010 | Лекцион-ные материа-лы | 1 |
6.1.2. Дополнительная литература
Таблица 4
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Р. Граббет | Игры для малышей от 2 до 6 | М.:РОС-МЭН, 1999. | Пособие | 1 |
2. | Е.К.Лютова, Т.Б.Монина | Тренинг общения с ребенком (период раннего детства | СПб.: Речь, 2001. | Пособие | 1 |
3. | Сост. Л.Н. Елисеева. | Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада | М.: Просвещение, 1987. | Пособие | |
4. | Н.Д.Ватутина | Ребёнок поступает в детский сад | М.: Просвещение, 1983 | Пособие | 1 |
5. | А.С.Галанов | Я иду в детский сад | М.: Школьная пресса | Пособие | 1 |
6. | Ребёнок в детском саду | Как помочь ребёнку в период адаптации | 2003.-№3 | Журнал | 1 |
7. | Обруч | На пороге детского сада | 1995.-№5 | Журнал | 1 |
6.2. Средства обеспечения для освоения программы
6.2.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 5
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
Видео-фильм | Кино-фильм | Слайды | Аудио- пособие | |
- | - | - | Аудио СD-диск | -«Классика для малышей» -«Малыш на берегу» (звуки природы) -Чайковский «Детский альбом» -«Крылатые качели» (сборник детских песен) -«Прекрасное далёко» (сборник детских песен) |
6.2.2. Наглядный материал
Таблица 6
Картины, предметные картинки,
| Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
- | - | И.Ф. Карнаухова «Рассыпушки» В. Ветрова «Ладушки, ладушки» И.П. Дайлидене «Поиграем, малыш» |
Приложения
Приветствие и прощание – два важных ритуала, которые остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий. Они позволяют ощутить целостность и завершённость процесса.
Приветствие
Дети совместно с педагогом:
-Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой; по кругу называются имена детей);
-Доброе утро, солнышко (все поднимают и опускают руки);
-Доброе утро, небо (все поднимают и опускают руки);
-Доброе утро, нам всем (разводят руки в стороны);
Прощание
Дети передают друг другу по кругу колокольчик и прощаются:
«В колокольчик позвени –
До свиданья нам скажи!
ПЛАНИРОВАНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
№ЗАНЯТИЯ ТЕМА | 1 ЗАНЯТИЕ | 2 ЗАНЯТИЕ | 3 ЗАНЯТИЕ |
«Солнышко» | Упражнение на установление контакта: | ||
«Знакомство» | «Волшебное зеркало» | «Ласковое имя» | |
Ввод персонажа: Воздушный шарик-солнышко | Повтор игры «Солнечный зайчик» | Повтор игры « Поиграем вместе» | |
Игра « Поиграем вместе» | |||
Игра «Прятки с солнышком» | Игра «Солнышко и дождик» | ||
Игра «Солнечный зайчик» | Совместная деятельность «Наше солнышко» | ||
«В лесу» | Упражнение на установление контакта: | ||
«Ласковый ребёнок» (посмотреть в глазки) | «Ласковый ребёнок» (улыбнуться) | «Ласковый ребёнок» (хлопнуть в ладоши) | |
Ввод персонажа: Тема-лес | «Верёвочка» | Повтор игры «Медвежонок» | |
«Пары» | |||
Игра «Кто к нам пришёл?» | Повтор игры «Кто к нам пришёл?» | «Паровозик и вагоны» | |
Игра « Кто лучше разбудит» | Повтор игры «Кто лучше разбудит» | Игра «Листочек падает» | |
Игра «Медвежонок» | Совместная деятельность «Разноцветные лепестки» | ||
«Птичка» | Упражнение на установление контакта: | ||
«Ласковая цепочка» (дотронуться до руки) | «Ласковая цепочка» (пожать ручку) | «Ласковая цепочка» (погладить по головке) | |
Ввод персонажа: Игрушка-птичка |
Повтор игры «Воробушки» | Повтор игры «Прятки с воробьём | |
Игра «У птички болит крылышко» | Игра «Птицы и авто» | ||
Игра «Воробушки»
| Игра «Прятки с воробьём» | Совместная деятельность «Гнездо для птички» | |
«Петрушка» | Упражнение на установление контакта: | ||
«Покажу как я люблю» (мама-дочка/сыночек) | «Покажу как я люблю» (бабушка/дедушка-внук/внучка) | «Покажу как я люблю» (ребёнок- животное) | |
Ввод персонажа: Переодетый взрослый | Повтор игры «Делай как я» | Повтор игры «Встаньте, дети, встаньте в круг» | |
Игра «Делай как я» | Игра «Делай как…» | Игра «Все захлопали в ладоши» | |
Игра «Встаньте, дети, встаньте в круг» | |||
Игра «Прятки с Петрушкой» | Совместная деятельность «Дружные ладошки»» | Сказка «Знаешь, как я тебя люблю?» |
БЛОК II
Профилактика и коррекция нарушений в поведении и межличностном общении дошкольников 4-5 лет.
«Играем вместе»
Объем: 38 часов 30 минут
1. Пояснительная записка
Содержание представленной программы направлено на поиск эффективных путей формирования психологического здоровья дошкольников через профилактику и коррекцию нарушений в поведении и межличностном общении детей.
Проблема межличностных отношений дошкольников очень актуальна. Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением в детском саду показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность. Всегда есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Научные исследования показывают, что если у ребёнка дошкольного возраста закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д. Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка.
Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы с детьми с нарушенным поведением.
Основная форма реализации данной программы – игровой комплекс, в основе которого лежит использование игротерапии. Психолог использует её, организуя специальную коррекционную группу, численностью 7-8 человек (возрастная группа детей делится на 3 подгруппы). Продолжительность занятий 20 – 25 минут. На итоговое занятие отводится до 1 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Конспекты занятий можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Система работы состоит из 3 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка от самого себя начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Ребенок учится определять настроения, осознавать, владеть своими чувствами и постепенно подводится к самому сложному - пониманию своего места во взаимоотношениях с окружающими его людьми.
Краткая характеристика разделов:
Раздел 1. «Я и Я» В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности к осознанию ребенком своего имени; различения своих индивидуальных особенностей; формированию адекватной самооценки.
Раздел 2. «Я и мои эмоции» Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 3. «Я и другие» этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на предупреждение и преодоление негативных личностных проявлений, развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу;
В конце курса проводится итоговое занятие. Для итогового занятия подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
Тематический план занятий
Раздел | Темы занятий | Количество занятий |
1. Я и Я | «Тайна моего имени» «Мой внутренний мир» | 1 занятие 2 занятие |
2. Я и мои эмоции | «Наши эмоции» | 3 занятие 4 занятие |
3. Я и другие | «Я злюсь» (снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) | 5 занятие 6 занятие 7 занятие |
«Я сержусь» «Я расстраиваюсь» «Я стесняюсь» (затруднения общения: застенчивось замкнутость,конфликтность) | 8 занятие 9 занятие 10 занятие | |
«Я тороплюсь» (гиперактивность) | 11 занятие 12 занятие | |
«Я боюсь» «Я волнуюсь» (снятие страхов и повышение уверенности в себе) | 13 занятие 14 занятие 15 занятие | |
Итоговые годовые занятия | «Я знаю, я умею, я могу!» | 16 занятие |
ИТОГО | 16 занятия |
Структура занятия:
Основные этапы занятия | Время | Наименование составных частей | Цель |
I | 2 мин. | Подготовительный этап
| Создание хорошего настроения у детей, положительных эмоций от общения друг с другом. |
II | 20 мин. | Основной этап (Игровой комплекс)
| Предупреждение и преодоление негативных личностных проявлений, развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; |
III | 3-5 мин. | Заключительный этап
| Формирование желания общаться, развитие коммуникативных навыков; получение положительных эмоций от общения. |
Методы:
- Игротерапия;
- Психогимнастические упражнения;
- Гимнастические упражнения «Бэби-йога»;
- Элементы арт-терапии;
- Элементы сказкотерапии;
- Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники;
- Релаксационные упражнения;
- Рефлексия
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
2.2. Задачи:
Задачи:
Диагностические:
- определение выраженности (частоты проявлений0 ситуационно-личностных реакций;
- организация коррекционно-развивающей среды для своевременного разрешения данных трудностей;
- определение динамики развития ребенка через систему комплексных адаптированных занятий по программе «Профилактика и коррекция нарушений в поведении дошкольников», методическая и практическая поддержка родителей и педагогов.
Воспитательные:
- воспитание уважительного, доверительного отношения к сверстникам, взрослым людям, взаимопонимания;
- знакомство с разными ситуациями, когда необходимо подчинять свои желания общим интересам;
Коррекционно-развивающие
- коррекция и развитие эмоциональной сферы (тревожность, замкнутость, застенчивость, конфликтность,гиперактивность, заторможенность, страхи);
- развивитие умения адекватно выражать собственные эмоциональные состояния, умение понимать эмоциональные состояния других людей;
- развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния,
- развитие произвольной регуляции поведенческих реакций;
- формирование умения ребенка определять эмоциональные состояния других людей;
- развитие спонтанной двигательной активности;
- помочь ребенку выработать практические навыки отреагирования имеющихся отрицательных эмоций (страх, гнев агрессия, злость), препятствующие его полноценному личностному развитию;
- формирование у ребенка умения произвольно улавливать собственные телесные ощущения, использовать приемы, направленные на расслабление или концентрацию;
- развитие групповой сплоченности;
- способствовать обучению приемам по снятию тревожности, приступов агрессии;
- развитие чувства уверенности в собственных силах;
- способствовать творческой самореализации ребенка в разных видах деятельности и разных жизненных ситуациях.
Консультационно-профилактические:
- проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей по заявленным проблемным вопросам;
- проведение консультаций для педагогов по заявленным проблемным вопросам;
разработка методических и практических рекомендаций для педагогов и родителей.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Организация психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции нарушений в поведении дошкольников в ДОУ ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов учебно-воспитательных программ. Например, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театральной игрой, ритмикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства, художественной литературой, фольклором и пр.
3. Требования к уровню освоения содержания программы
Знать:
-названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
Уметь:
-осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения;
- положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку;
- опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
- правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
- различать эмоции по схемам-пиктограммам;
- передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
- употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста,
извините и т. п.);
-конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.
4. Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 38 часов 30 минут
Таблица 1
№ п/п | Наименование и № разделов
| В том числе объём (час, мин.) | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Раздел 1 Диагностический (дети, родители, педагоги) | 25 ч. | 4 ч. 10 мин. | 20 ч. 50 мин. |
2 | Раздел 2 Коррекционно-развивающий (дети) | 7 ч. 25 мин. | 1ч. 40 мин. | 5 ч. 45 мин. |
3 | Раздел 3 Консультационно-просветительский (педагоги, родители) | 6 ч. 5 мин. | 2 ч. | 4 ч. 5 мин. |
Всего: | 38 ч. 30 мин. | 7 ч. 50 мин. | 30 ч. 40 мин. |
5. Содержание программы
5.1. Объём программы по темам
Таблица 2
№ раздела | № темы | Объём программы (час., мин.) | ||
ВСЕГО | Теоретические | Практические | ||
Раздел 1 Диагности-ческий | 1. 1 . Первичная диагностика: | 12 ч. 30 мин. (25 чел. по 30 мин.) | 2 ч. 5 мин | 10 ч. 25 мин. |
1.2. Контрольная диагностика | 12 ч. 30 мин. | 2 ч. 5 мин | 10 ч. 25 мин. | |
Раздел 2 Коррекционно-развиваю-щий | Тема 1 «Тайна моего имени» | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
Тема 2 «Мой внутренний мир» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 3 «Наши эмоции» | 25 мин | 5мин | 20 мин | |
Тема 4 «Наши эмоции» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 5 «Я злюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 6 «Я злюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 7 «Я злюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 8 «Я сержусь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 9 «Я расстраиваюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 10 «Я стесняюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 11 «Я тороплюсь»» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 12 «Я тороплюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 13 «Я боюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 14 «Я боюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 15 «Я волнуюсь» | 25 мин | 5 мин | 20 мин | |
Тема 16 Итоговое занятие «Я знаю, я умею, я могу» | 60 мин | 15 мин | 45 мин | |
Раздел 3 Консультационно-профилактический | 3.1. Разработка страничек психолога | 1 ч. | 0 ч. 0 мин. | 1 ч. |
3.2. Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов | 2 ч. | 0 | 2 ч. | |
3.3. Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей | 2 ч. 5 мин. | 2 ч. | 5 мин. | |
3.4. Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы | 1 ч. | 0 ч. 0 мин. | 1 ч. | |
Итого: | 38 ч 30 мин | 7 ч. 50 мин. | 30 ч. 40 мин. |
5.2. Содержание разделов образовательной программы
Раздел 1. (25 ч. 00 мин.: 4 ч. 10 мин. – т., 20 ч. 50 мин. – пр.). «Диагностический»
Тема 1.( 12 ч. 30 мин.: 2 ч. 5 мин. - т., 10 ч. 25 мин. - пр.). «Первичная диагностика».
Тема 2.( 12 ч. 30 мин.: 2 ч. 5 мин. - т., 10 ч. 25 мин. - пр.). «Контрольная диагностика».
Раздел 2. (8 ч. 30 мин.: 21 мин. – т., 1ч. 9 мин. – пр.).
« Коррекционно – развивающий»
«Я и Я»
Тема 1.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Тайна моего имени».
Тема 2.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Мой внутренний мир».
«Я и мои эмоции»
Тема 3.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Наши эмоции»
Тема 4.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Наши эмоции»
«Я и другие»
Тема 5.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я злюсь»
Тема 6.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я злюсь»
Тема 7.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я злюсь»
Тема 8.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я сержусь»
Тема 9.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я расстраиваюсь»
Тема 10.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я стесняюсь»
Тема 11.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я тороплюсь»
Тема 12.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я тороплюсь»
Тема 13.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я боюсь»
Тема 14.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я боюсь»
Тема 15.( 25 мин.: 5 мин. - т., 20 мин. - пр.). «Я волнуюсь»
Итоговое занятие
Тема 16. (1 ч.: 15 мин. – т., 45мин. – пр.). «Я знаю, я умею, я могу»
Раздел 3. (6 ч. 5 мин.: 2 ч. 00 мин. – т., 4ч. 5 мин. – пр.). «Консультационно-профилактический»
Тема 1.( 1 ч.: 0 ч. - т., 1 ч. - пр.). «Разработка страничек психолога».
Тема 2.(2 ч.: 0ч. – т., 2 ч. – пр.). «Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов».
Тема 3.( 2ч.5мин.: 2 ч. – т.,5мин. – пр.). «Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей».
Тема 4.(1 ч.: 0ч. – т., 1ч. – пр.). «Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы.
5.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований:
Изучаемый параметр | Методика |
| -Наблюдение таблица анализа симптомов поведения -Наревская И.Н. и др. «Индивидуальный профиль социального развития» -Наревская И.Н. и др. «Шкала тревожности» Анкетирование родителей: - Наревская И.Н. и др. «Что мешает вашему ребёнку?» -Тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка |
Диагностические исследования проводятся 2 раза: перед коррекционно-развивающими занятиями и после окончания цикла. Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведённой работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют эмоционально-личностную сферу ребёнка, а именно: определяют вид нарушенного поведения, ситуационно-личностных реакций и выводят на необходимость определения стратегии коррекции.
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Таблица 3
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | И.Н.Наревская, Н.Г.Сабирова, Н.А.Куранова, Н.С.Нурмухаметова | Профилактика нарушений в поведении дошкольников | М.: АРКТИ, 2009.-80 с. | Метод. материа-лы | 1 |
2. | В.Г.Маралов, Л.П.Фролова | Коррекция личностного развития дошкольников | М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с. | Пособие | 1 |
3. | С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко | Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия | Волгоград: Учитель, 2008.-164 с. | Пособие | 1 |
6.1.2. Дополнительная литература
Таблица 4
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | В.М.Минаева | Развитие эмоций длшкольников. Занятия. Игры. | М.: АРКТИ, 1999.-48 с. | Пособие | 1 |
2. | Элизабет Крейри | Учимся владеть чувствами | С.Пб.: АО Комплект, 1995.-32 с. | Пособие | 1 |
3. | Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова | Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей | С.Пб.,1993 | Пособие | 1 |
4. | Н.Л.Кряжева | Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира | Екатеринбург: У-Фактория, 2006.-192 | Пособие | 1 |
5. | М.И.Чистякова | Психогимнастика | М., 1995 | Пособие | 1 |
6. | О.В.Нифонтова | Психологические особенности управления конфликтами дошкольников со сверстниками | Череповец, 2001 | Пособие | 1 |
6.2. Средства обеспечения для освоения программы
6.2.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 5
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
Видео-фильм | Кино-фильм | слайды | аудио- пособие | |
- | - | - | + | - Музыкальный альбом «Тихая звёздная ночь» ( релаксационная музыка для детей) - Музыкальный альбом «Bali Sunrise» ( релаксационная музыка для детей) |
6.2.2. Наглядный материал
Таблица 6
Картины, предметные картинки,
| Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
|
|
БЛОК III
Развитие и коррекция эмоциональных состояний, социальных взаимоотношений старших дошкольников
«Давай познакомимся!»
Объем: 39 часов 35 минут
- Пояснительная записка
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.
Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстником приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), “общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению”.
При нормальном развитии в старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В то же время эмоциональная жизнь ребёнка отличается насыщенностью и интенсивностью. Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.п. - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.
Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать коммуникативные навыки уже в самом раннем возрасте.
Основная форма реализации данной программы – занятия-тренинги.
Для обучения детей умениям межличностного общения используется цикл из 15 занятий и одного итогового. Продолжительность занятий 25 – 30 минут. На итоговое занятие отводится до 1 часа. Проводятся занятия в подгруппе, состоящей из 6 – 8 детей (возрастная группа детей делится на 3 подгруппы). Занятие проходит 1раз в неделю.
Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Конспекты занятий можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Структура занятия состоит из четырёх этапов:
- приветствие,
- разминка,
- основная часть,
- заключительная часть.
Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия - тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре) .
В основной части занятия используются следующие приёмы:
Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.
Содержание игр, упражнений, этюдов, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. На занятиях развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Использование художественного слова.
Беседы по сказкам и рассказам.
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Особенность занятий такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
Методы и приёмы:
- Игротерапия
- Элементы психогимнастики;
- Проигрывание разных эмоциональных состояний;
- Элементы танцевальной терапии;
- Моделирование проблемных и конфликтных ситуаций и выработка навыков конструктивного их разрешения;
- Элементы сказкотерапии;
- Беседа;
- Элементы релаксации;
- Рефлексия.
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
2.2. Задачи:
Обучающие:
Овладение базовыми коммуникативными умениями:
-слушать и слышать другого,
-участвовать в свободной беседе,
-участвовать в коллективном деле,
-быть внимательным к самому себе и к окружающим,
-понимать настроение и чувства свои и другого,
-осмысливать свои поступки и поступки другого.
Развивающие:
Развитие у ребенка представлений о чувствах и эмоциях.
Развитие способностей узнавания чувств и эмоций в процессе их проявления.
Развитие способностей узнавания слов, обозначающих эти эмоции и чувства.
Развитие навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе.
Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, коррекция его нежелательных черт характера и поведения.
Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
Воспитывающие:
Воспитание эмоций ребенка.
Воспитание позитивного отношения к самому себе и окружающим.
Воспитание самоуважения и самовосприятия.
Воспитание заботливого отношения к животным.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Занятия можно использовать для проведения индивидуальной и групповой работы с детьми.
3. Требования к уровню освоения содержания программы
Освоив данную программу, дети должны овладеть следующими коммуникативными навыками:
-приветствие и прощание;
-обращение;
-ведение непродолжительной беседы по теме;
-просьба о поддержке, помощи, услуге;
-оказание поддержки, помощи, услуги;
-благодарность;
-отказ;
процессуальными коммуникативными умениями:
-анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;
-слушать других;
-сотрудничать;
-управлять (командовать);
-подчиняться;
умениями в эмоциональной сфере:
-различать основные эмоциональные состояния у себя и у окружающих;
-находить правильную линию поведения в той или иной ситуации;
-применять вовремя изученные приемы для нейтрализации вспышек гнева, агрессии, раздражения и улучшения эмоционального состояния.
4. Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 39 часов 35 минут
Таблица 1
№ п/п | Наименование и № разделов
| В том числе объём (час, мин.) | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Раздел 1 Диагностический (дети, родители, педагоги) | 25 ч. | 4 ч. 10 мин. |
20 ч. 50 мин. |
2 | Раздел 2 Коррекционно-развивающий (дети) | 8ч. 30мин. | 21 мин. | 8ч. 9 мин. |
3 | Раздел 3 Консультационно-просветительский (педагоги, родители) | 6ч. 5 мин. | 2 ч. | 4 ч. 5 мин. |
Всего: | 39 ч. 35 мин. | 6 ч. 31 мин. | 33 ч. 4 мин. |
5. Содержание программы
5.1. Объём программы по темам
Таблица 2
№ раздела | № темы | Объём программы (час., мин.) | ||
ВСЕГО | Теоретические | Практические | ||
Раздел 1 Диагности-ческий | 1. 1 . Первичная диагностика: Определение характера межлич-ностных в/о ребёнка в условиях группы и семьи | 12 ч. 30 мин. (25 чел. по 30 мин.) | 2 ч. 5 мин | 10 ч. 25 мин. |
1.2. Контрольная диагностика (контрольная) Мониторинг характера межличн-ых в/о ребёнка в условиях группы и семьи | 12 ч. 30 мин. | 2 ч. 5 мин | 10 ч. 25 мин. | |
Раздел 2 Коррекционно-развиваю-щий | Тема 1 «Тайна моего имени» | 30 мин | 7 мин | 23 мин |
Тема 2 «Автопортрет» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 3 «Мой внутренний мир» | 30 мин | 7мин | 23 мин | |
Тема 4 «Самый дорогой на свете человек» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 5 «Почему мы обижаемся на близких?» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 6 «Наши бабушки и дедушки» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 7 «Хорошо, когда рядом друг» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 8 «Кого можно назвать другом» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 9 «Друг в беде не бросит» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 10 «О дружбе» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 11 «Художники» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 12 «Учимся понимать боль другого человека» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 13 «В радости и горе друг всегда рядом» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 14 «День рождения друга» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 15 «Давайте никогда не ссориться» | 30 мин | 7 мин | 23 мин | |
Тема 16 Итоговое занятие «Уроки добра» | 60 мин | 15 мин | 45 мин | |
Раздел 3 Консультационно-профилактический | 3.1. Разработка страничек психолога | 1 ч. | 0 ч. 0 мин. | 1 ч. |
3.2. Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов | 2 ч. | 0 | 2 ч. | |
3.3. Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей | 2 ч. 5 мин. | 2 ч. | 5 мин. | |
3.4. Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы | 1 ч. | 0 ч. 0 мин. | 1 ч. | |
Итого: | 39 ч 35 мин | 6 ч. 31 мин. | 33 ч. 4 мин. |
5.2. Содержание разделов образовательной программы
Раздел 1. (25 ч. 00 мин.: 4 ч. 10 мин. – т., 20 ч. 50 мин. – пр.). «Диагностический»
Тема 1.( 12 ч. 30 мин.: 2 ч. 5 мин. - т., 10 ч. 25 мин. - пр.). «Первичная диагностика».
Тема 2.( 12 ч. 30 мин.: 2 ч. 5 мин. - т., 10 ч. 25 мин. - пр.). «Контрольная диагностика».
Раздел 2. (8 ч. 30 мин.: 21 мин. – т., 1ч. 9 мин. – пр.).
« Коррекционно – развивающий»
«Я и Я»
Тема 1.( 30 мин.: 7 мин. - т., 23 мин. - пр.). «Тайна моего имени».
Тема 2.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Автопортрет».
Тема 3.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Мой внутренний мир».
«Я и моя семья»
Тема 4.( 30 мин.: 7 мин. - т., 23 мин. - пр.). «Самый дорогой на свете человек»
Тема 5.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Почему мы обижаемся на близких?»
Тема 6.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Наши бабушки и дедушки»
«Я и другие»
Тема 7.( 30 мин.: 7 мин. - т., 23 мин. - пр.). «Хорошо, когда рядом друг»
Тема 8.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Кого можно назвать другом»
Тема 9.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Друг в беде не бросит»
Тема 10.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «О дружбе»
«Я и мои эмоции»
Тема 11.( 30 мин.: 7 мин. - т., 23 мин. - пр.). «Художники»
Тема 12.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Учимся понимать боль другого человека»
Тема 13.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «В радости и горе друг всегда рядом»
«Я и моя беда»
Тема 14.( 30 мин.: 7 мин. - т., 23 мин. - пр.). «День рождения друга»
Тема 15.( 30 мин.: 7 мин. – т., 23 мин. – пр.). «Давайте никогда не ссориться»
Итоговое занятие
Тема 16. (1 ч.: 15 мин. – т., 45мин. – пр.). «Уроки добра»
Раздел 3. (6 ч. 5 мин.: 2 ч. 00 мин. – т., 4ч. 5 мин. – пр.). «Консультационно-профилактический»
Тема 1.( 1 ч.: 0 ч. - т., 1 ч. - пр.). «Разработка страничек психолога».
Тема 2.( 2 ч.: 0ч. – т., 2ч. – пр.). «Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов».
Тема 3.( 2ч.5мин.: 2 ч. – т.,5мин. – пр.). «Консультации (инд./груп.) для педагогов и родителей».
Тема 4.( 1 ч.: 0ч. – т., 1ч. – пр.). «Разработка метод. материалов по проблемам развития детей и организации коррекционно-развивающей работы».
5.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований:
| -Наревская И.Н. и др. «Оценка коммуникативного развития ребёнка» -Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «ССК» - Анкетирование родителей |
| -Хухлаева Л. «Лесенка» |
| -Репнина «Секрет» -Кучерова Е. «Методика изучения эмоц.-го самочувствия ребёнка в д/с» |
| -Захаров А.И. «Интервью с ребёнком» -«Два дома» -Баркан А. «Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи» -Анкетирование родителей |
Диагностические исследования проводятся 2 раза: перед коррекционно-развивающими занятиями и после окончания цикла. Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведённой работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют деятельностную сферу ребёнка: характер межличностных взаимоотношений ребёнка в условиях группы и семьи.
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Таблица 3
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | И.А.Пазухина | Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет | СПб.: Детство-пресс, 2004.-272с. | Пособие | 1 |
2. | Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова | Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками | СПб.: Детство-Пресс, 2000.-190с. | Пособие | 1 |
3. | У.А. Алябьева | Психогимнастика в детском саду | М.: Просвещение, 2003.-54с. | Пособие | 1 |
4. | Сушкова Л.А. | Эти разные, разные люди | Калинин град: 2003.-30с. | Программа | 1 |
6.1.2. Дополнительная литература
Таблица 4
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Н.Л.Кряжева | Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей | Екатеринбург: У-Фактория,2006.-192с. | Психолоогия детства: Практикум | 1 |
2. | Т.Б. Мазепина | Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. | Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. | Пособие | 1 |
3. | Н.В.Клюева, Ю.В. Филлипова | Общение. Дети 5-7 лет | Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.-160с. | Пособие | 1 |
4. | Н.В. Плотникова | 100 и 1 игра на развитие у ребёнка навыков общения и уверенности в себе | СПб.: Речь, 2011.-101с. | Карточки с играми | 1 |
5. | Е.К. Лютова, Г.Б. Монина | Тренинг общения с ребёнком | СПб.: Речь, 2003-150с. | Практикум | 1 |
6. | В.А. Петровский. | Учимся общаться с ребёнком. | М.: Просвещение. 1993.-320с. | Пособие | 1 |
6.2. Средства обеспечения для освоения программы
6.2.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 5
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
видеофильм | кинофильм | слайды | аудио- пособие | |
- | - | - | Аудио СD-диск | -«Классика для малышей» -«Малыш на берегу» (звуки природы) -Чайковский «Детский альбом» -«Крылатые качели» (сборник детских песен) -«Прекрасное далёко» (сборник детских песен) |
6.2.2. Наглядный материал
Таблица 6
Картины, предметные картинки,
| Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
-набор ситуативных карточек -картинки «Наши эмоции» -картинки «Наши чувства и эмоции» -сюжетные картины «Мы друг другу помогаем» -пособие «Лепестки настроения» -пособие «Калейдоскоп эмоций» | -Пиктограммы -игра «Расколдуй девочку» -игра «Путешествие в мир эмоций» -игра «Театр настроения» -игра «Домино эмоций» -игра «Передай настроение» -игра «Весёлое настроение» | Стихи: В. Руссу «Стихотворение о маме» Г.Ландоншиков «Я не плачу» Е.Благинина «Посидим в тишине» С. Капустян «Моя бабушка» И. Моднина «Давайте дружить!» Г.Остер «Советы непослушным детям» С.Михалков «Хорошие товарищи» Рассказы: Н.Калинина «Как Сашу обожгла крапива» Л.Толстой «Два товарища» В.Сухомлинский «Как на свете жить» Л. Толстой «Как на свете жить» (басня) Сказки: С. Михалков «как друзья познаются» Русские народные сказки: «Два медвежонка» «Снегурочка» «Гуси-лебеди» Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения
Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения
Данный опыт посвящен проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Дополнительная программа социально-коммуникативной направленности по адаптации младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям дошкольного учреждения «Добрый, добрый детский сад»
Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Поэтому важно опр...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей
Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...