Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
проект
Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_grigoreva.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ОШ №9» (ДО)
Красноярский край ,г.Ачинск , п-г Мазульский
Воспитатель
Григорьева Наталья Михайловна
Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияют не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»
Пояснительная записка.
Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проект “Создание инклюзивной среды ” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.
В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов
адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями
является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и
государством своего отношения к людям с особыми образовательными
потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими
возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование. В
МБОУ «ОШ №9»(ДО) число лиц дошкольного возраста, имеющих те или
иные ограничения здоровья, достигает примерно 1 % от общего состава
дошкольников.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с
отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у
них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих
эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться
дошкольники.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБОУ «ОШ №9» (ДО). Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения
своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной
программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат
социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при
правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет
реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, с использованием психолого-медико оздоровительных мероприятий,
педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг
дошкольников соответствующей среды и условий. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 1 дошкольник с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями
дошкольника, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель
инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных
образовательных учреждениях. В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.
Актуальность проекта
МБОУ «ОШ №9» (ДО) посещает 42 ребёнка в возрасте от 2,5 до 7 лет. Из них 1
– ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольник обучаются
интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ,разработанной МБОУ «ОШ №9» (ДО) на основе программы «От рождения до школы". С 01 сентября 2018 года будут обучаться 1 ребенок – по программе для возраста 5-6 лет.Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и
психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и
учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой
коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, ведется работа психолога с обучающимися. Таким образом, в проекте участвуют 8 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной МБОУ «ОШ №9» (ДО), на основе программы «От рождения до школы". Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных
маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с
проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной
педагогики;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых
семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель и задачи программы:
Целью программы является создание условий для получения образования по
дополнительной с учетом индивидуально полной общеобразовательной,
образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями
здоровья и детьми инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями
здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- повышение степени реализации принципов доступности и качества
образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;
- разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного
образования в рамках региональной образовательной системы;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках
включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
- создание специальных условий реализации образовательных потребностей
дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их
реализации, система управления ИО РОС);
- организация системной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников дошкольного образовательного учреждения,
занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными
возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного
образования.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническая база
Здание бетонное одноэтажное здание рассчитано на 50 человек.
- 2 группы;
- 2 приёмной
- Центральный вход
- 2 пожарных выхода
- Административно-бытовые (кабинет методиста)
- Хозяйственный блок
- Медицинский кабинет
- Кухня
- Столовая на 23 посадочных места
- Досугово-физкультурно-оздоровительный (спорт. зал, актовый зал, )
- На территории дет.сада имеются 2 детские площадки
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале. Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника. В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение. Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим и
комплексом для реализации специальной (коррекционной) общеобразовательной программ.
- Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация
дошкольного учреждения в рамках внутри садовского контроля и инициативная группа.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
Подготовительный этап:
- создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
- создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях учреждения и т.п.);
- адаптация содержания образовательной программы в различных предметных - областях в связи с полученным банком данных о детях;
- формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
- формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России;
- курсовая подготовка педагогов.
Деятельностный этап (основной):
- непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
- коррекционно-развивающая работа;
- социальная адаптация;
- курсовая подготовка педагогов.
Рефлексивный этап:
- контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
- обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
- составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает
следующие задачи:
1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для
дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,
адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе
дошкольного воспитания и обучения;
3. Организация эффективного психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие
системы диагностико-консультативного, профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья
дошкольников;
7. Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными
потребностями.
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнители | |
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | ||||
1.1. | Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы | февраль 2019г | Администрация | |
1.2. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты МБДОУ | До 01.05.2019г | Администрация, Рабочая группа | |
1.3. | Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз | До 01.05.2019г | Администрация, Рабочая группа | |
1.4. | Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях | До 01.05.2019г | Администрация, Рабочая группа | |
1.5. | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | До 01.05.2019г | Педагоги | |
1.6. | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области. Организация семинаров по данному направлению | По доп. плану | Администрация, Рабочая группа | |
1.7. | Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) | До 01.01.2019г | Администрация | |
1.8. | Консультирование участников реализации проекта: воспитателей, специалистов, родителей | постоянно | Администрация, психолог, привлеченные специалисты | |
1.9. | Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию | В конце каждого квартала | Администрация | |
1.10 | Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования | В конце каждого квартала | Администрация | |
1.11 | Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении. | По необходимости | Администрация | |
2. Создание “безбарьерной” среды | ||||
2.1 | Обеспечение детского сада необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды: | До 01.09.2018г. по возможности обновлять, дополнять | Администрация | |
| Оснащение группы сенсорным уголком и наглядными пособиями | |||
| Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога | |||
| Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда | |||
| Сопровождение и доработка программно- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации | |||
2.2. | Обеспечение детского сада необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды | До 01.09.2018г. по возможности обновлять, дополнять, корректировать план | Директор Завхоз | |
| Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу | |||
| Оборудование гардероба | |||
| Оборудование специальной мебелью групповой комнаты | |||
| Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием . сенсорных уголков | |||
| Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК | |||
| Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием | |||
| Доступные группы: • вход в групповую без порога; • оснащение современным оборудованием; • освещение групповой; • специальная мебель. | |||
3. Работа с родителями | ||||
3.1. | Диагностика, анкетирование | Май- сентябрь 2018 | Администрация, педагог-психолог, учитель-логопед ,воспитатели, привлеченные специалисты | |
3.2 | Организация родителей в “Родительский клуб” | |||
3.3 | Составление / коррекция плана работы Родительского клуба | |||
3.4 | Консультации, тренинги | По плану | ||
3. 5 | Родительские конференции, собрания | По плану детского сада | ||
4. Организация образовательного процесса | ||||
Обучающиеся | ||||
4.1 | Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях | До 01.05.2018г | Администрация | |
4.2 | Диагностики, анкетирование | Май -сентябрь | Педагог-психолог | |
4.3 | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов | Педагоги- психолог | ||
4.4 | Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги) | По плану | Педагог-психолог, учитель-логопед | |
4.5 | Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий | По плану | Педагоги -психолог, Учитель-логопед | |
Педагоги |
|
| ||
4.7 | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области. Участие в семинарах по данному направлению | До 01.03.2018г | Администрация | |
4.8 | Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) | До 01.01.2018г | Администрация | |
4.9 | Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов | По плану | Психолог | |
4.10 | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | До 01.05.2019г | Ст.воспитатель, воспитатели | |
4.11 | Индивидуальное планирование работы воспитателями | Постоянно | Воспитатели | |
4.12 | Взаимопосещение и проведение открытых занятий воспитателями | 2018-2019гг | Администрация, педагоги | |
4.13 | Организация и проведение досуговых мероприятий по воспитанию толерантных отношений | По плану | Ст.воспитатель, муз. руководитель | |
4.14 | Осуществление плана работы по преемственности детского сада и начальной школы | По плану | Администрация | |
4.15 | Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов | Май -сентябрь | Педагоги, психолог | |
4.16 | Обеспечение детского сада необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.) | См. п. 2. | Администрация | |
4.17 | Консультирование участников интегративного образовательного пространства: воспитателей, специалистов, родителей | Постоянно | Администрация, психолог, привл. специалисты | |
4.18 | Индивидуальное планирование работы воспитателями ,которые включены в работу по инклюзивному образованию | Май -сентябрь | Ст.воспитатель, воспитатели, специалисты | |
4.19 | Мероприятия досугового направления | По плану | Муз. руководитель, воспитатели | |
4.20 | Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования | 2019г. и далее | Администрация, пед.коллектив |
Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в
условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих
проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и
воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения,
участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения,
гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Нормативно-правовая база проекта .
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26 ;
- Устав ДОУ;
- Годовой план работы ДОУ ;
- Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014 № 1599 « Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014 № 1598 « Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
ПАСПОРТ образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко»
МЕРОПРИЯТИЯ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)
Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...