Рабочая программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружка «Родничок» (для детей младшего возраста)
рабочая программа (младшая группа)

Наталья Александровна Дёшина

                                                                                                                                                              Рабочая программа

дополнительного образования

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

кружка «Родничок»

(для детей младшего возраста)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Коротоякский детский сад

Утверждаю:

Заведующая МКДОУ Коротоякский детский сад

        Т.А. Лазарева

«    »        2019 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

кружка «Родничок»

(для детей младшего возраста)

Воспитатель :Дешина Н.А.

2019 -2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

3. Учебно-тематический план

4. Перспективный план работы (3-4 лет)

5. Библиографический список


Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа «Родничок» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и методическое пособие Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Данная рабочая программа «Родничок» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействует духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, ознакомлению с историей народного творчества, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что знакомясь с различными видами русского народного творчества, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному и сгруппированы блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Городец, Хохлома и др.) В приложении есть краткие сведения о самих помыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки.

Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др.). Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.

Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.

Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.

Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

Цель: сформировать у детей представление об истоках русской культуры путем проведения занятий в музее «Русская изба» и знакомства с народными промыслами.

Задачи:

Вовлечение в художественно-творческую деятельность;

Освоение историко–культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;

Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

Приобщение к эстетической культуре;

Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

Обогащать словарный запас детей.

Направления работы:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми творческих изделий (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы с использованием наглядности;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

Экскурсии;

Дидактические игры;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе);

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые 5

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 человек во второй половине дня 1 раз в неделю. Продолжительность 20-30 минут.

Срок реализации: 1 год.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. Познакомить детей с промыслом, вызвав желание создать сое изделие, целенаправленно его изготовить, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, физминутки, упражнения для прорисовки элементов.

Для более успешной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Работа с педагогами включает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведения мастер-классов, семинаров, показ открытых занятий.

Работа с родителями включает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные беседы, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирования.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные беседы.

Предполагаемый результат:

Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре нашего народа;

Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения их различать;

Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ: - посещаемость, статистические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение); практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала.

Индивидуальная работа для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития детей по приобщению к народному творчеству., учитывая индивидуальные способности детей.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала. 6


Учебно-тематический план

по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Родничок»

(для детей младшей  группы)

по теме: «Формирование и развитие основ эстетической, православной и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»

Название темы

Теория

Практика

Общее кол-во занятий

Знакомство с работой кружка «Родничок»

1

1

«Во саду ли, в огороде»

1

1

«Дары осени»

1

1

«Коровушка и бычок»»

1

1

«Бычок – черный бочок»

1

1

«Приглашаем в гости к нам»

1

1

«Гуси-лебеди»

1

1

«Сошью Маше сарафан»

1

1

«Матрешки»

1

1

«Золотое веретено»

1

1

«Волшебные спицы»

1

«Проводы осени» или «Что нам осень принесла?»

1

1

«Лисичка со скалочкой»

1

1

«Петушок – золотой гребешок»

1

1

«Чудесный сундучок»

1

1

«Здравствуй зимушка-зима»

1

1

«Зимовье зверей»

1

1

«Одень зверей»

1

1

«Сею – сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

1

1

«Сундучок Деда Мороза»

1

1

«Лиза и козел»

1

1

«Веселые ложки»

1

1

«Заюшкина избушка»

1

1

«Заюшкина избушка» мини-инсценировка

1

1

«Русская балалайка»

1

1

«Лисичка-сестричка»

1

1

«Хаврошечка»

1

1

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

1

1

«При солнышке тепло – при матушке – добро!»

1

1

«Весна, весна, поди сюда!» (лепка жаворонков)

1

1

«Русская свистулька»

1

1

«Волшебная палочка»

1

1

«Пасха»

1

1

«Пасхальная радость»

1

1

«Времена года»

1

1

«Игра с Колобком»

1

1

Прощание с «избой»

1

1

ИТОГО В ГОД

33

4

37

Полный курс обучения - 37 занятия

Длительность одного занятия в группе кружка 20 минут.

Перспективный тематический план

на учебный год по работе с детьми младшего  дошкольного возраста (3-4 лет)

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

Знакомство с работой кружка «Родничок»

Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами художественной выразительности (потешки).

Русская изба, печь, чугунки, ухват, крынка, Игрушка – кот. Звуки мурчания кота.

2

«Во саду ли, в огороде»

Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел»

Муляжи овощей. Коробочка с загадками. Текст потешки «Наш козел»

3

«Дары осени»

Беседа о характерных особенностях осени и урожае овощей и фруктов. Дид.игра «День рождения зайца».

Муляжи овощей и фруктов, корзинки, «чудесный мешочек», игрушечный заяц и Филя со Степашкой.

4

«Коровушка и бычок»»

Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

Предметные картинки домашних животных

5

«Бычок – черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца»

Текст сказки ««Бычок-черный бочок, белые копытца». Игрушка бычок.

ОКТЯБРЬ

6

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

Игрушки: козлик, коровушка, бычок.

7

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

Подвижная игра «Гуси – лебеди»

Мяч, листы с индивидуальным графическим заданием «Чье угощение?» по колличеству детей. Демонстрационный рисунок «Семья». Образцы из счетных палочек; дом, скамейка, стаи гусей-лебедей. Цветные и простые карандаши.

 8

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Беседа по предметным картинкам. Повторение потешки «А тари, тари, тари»

Кукла Настя в русской народной одежде. Картинки русской женской одежды.

9

«Матрешки»

Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Выполнение раскрашивания картинки элементами пластилинографии.

Игрушки матрешки разных размеров и видов. Пластилин, дощечки для работы, салфетки для рук, контурное изображение матрешки для пластилинографии.

НОЯБРЬ

10

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Прялка и веретено. Картинки с изображением поэтапного процесса работы на старинной прялке. Пряжа в корзиночке, свеча в подсвечнике, конфеты. Текст сказки «Золотое веретено».

11

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)

Изделия из шерсти. Спицы, клубки шерстяных ниток. Видео со сказкой «Золотое веретено»

12

«Проводы осени» или «Что нам осень принесла?»

Обсудить изменения в природе, вспомнив приметы ноября;

Развивать творческое воображение, внимание, моторику;

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Краски, кисти, лист акварельной бумаги, баночки с водой. Картины осени в разное время. Образец картины для рисования.

ДЕКАБРЬ

13

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

Скалки. Фартуки, формочки для выпечки, разделочные доски, мука, готовая выпечка. Видеофильм сказки.

14

«Петушок – золотой гребешок»

Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Дид.игра «Назови ласково»

Игрушка петушок, книга, иллюстрации к сказке, выставка книг.

15

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных.

Загадки о домашних животных. «Чудесный мешочек» с фигурками домашних животных.

16

«Здравствуй зимушка-зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок»

Бумага для снежков, аудиозапись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Зима». Презентация слайдов зимнего пейзажа.

17

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «как на тоненький ледок»

Картины и игрушки животных – героев сказки, книги и иллюстрации к сказке, персонажи для фланелеграфа кубики и лего конструктор.

ЯНВАРЬ

18

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

Материал для аппликации. Готовые формы животных-героев сказки для вырезания. Шапочки-маски для пересказа.

19

«Сею – сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». Русские народные игры посвященные празднованию Нового года.

Аудиозаписи рождественских колядок. Русские народные новогодние игры: «Два мороза», «Зимний хоровод», «Бабка Ежка».

20

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». Пение колядок. Новогодние игры.

Аудиозаписи рождественских колядок. Русские народные новогодние игры: «Два мороза», «Зимний хоровод», «Бабка Ежка».

ФЕВРАЛЬ

21

«Лиза и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел»

Текст сказки. Картинки героев.

22

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Сравнение металлической и деревянной ложек. Игры с домовенком «Кузей»

Деревянные ложки на каждого ребенка. Металлическая ложка, деревянная палочка, салфетка для рук, поднос и

домовенок «Кузя», большой валенок с кармашками, аудиозапись речи «Кузи» и фонограмма «Ах , вы сени»

23

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Обсуждение поступков героев.

Корзина с яблоками, игрушка - зайчик, фонарик, мультимедийное

оборудование, слайдовая презентация, магнитофон.

24

«Заюшкина избушка» мини-инсценировка

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка»

Маски – шапочки. Текст сказки.

МАРТ

25

«Русская балалайка»

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой. Приобщать к истокам русской народной культуры.

Экспозиция « Русская изба», магнитофон, записи русских народных мелодий, игрушка – домовенок Кузя, балалайка, инструменты для оркестра.

26

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк».

Кукла из кукольного театра – дедушка «Молчок», сюжетные картинки, картинки-силуэты на магнитах, шапочки-маски, мольберт.

27

«Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Хаврошечка». Разгадывание загадок о домашних животных. Дид.игра «Кто чем питается?»

Текст русской народной сказки «Хаврошечка». Предметные картинки домашних животных и их пищи. Жетоны (яблочки), раскраски «коровушка» по количеству детей.

28

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»

Аудиозапись песни «Блины». Проведение русских народных игр на масленицу.

29

«При солнышке тепло – при матушке – добро!»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песенок о маме.

Аудиозапись колыбельной. Пение и слушание песенок о маме.

АПРЕЛЬ

30

«Весна, весна, поди сюда!» (лепка жаворонков)

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

Готовое тесто. Влажные салфетки для рук. Фоновая музыка или песенки о весне. Картинка весеннего пейзажа и жаворонка.

31

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке в старину. Лепка свистулек.

Материалы для лепки. Презентация картинок.

32

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

Отрывки из сказок, пройденных в учебном году. Иллюстрации и предметы к сказкам.

33

«Пасха»

Рассказ о праздновании Пасхи. Народные пасхальные игры. Слушание детских пасхальных песен, колокольного звона.

Пасхальные песенки и аудиозапись пасхального перезвона. Материалы к проведению игр.

МАЙ

34

«Пасхальная радость»

Выполнение пасхальных яиц в технике пластилинографии.

Заготовка нераскрашенных пасхальных яиц на плотном картоне. Пластилин, дощечка для лепки, салфетки для рук на каждого ребенка.

35

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Беседа по картинам. Повторение закличек, песенок о временах года.

Загадки о временах года. Картины разных времен года.

36

«Игра с Колобком»

Самостоятельное творческое развитие сказки «Колобок»

Маски-шапочки героев сказки.

37

Прощание с «избой»

Пение частушек. Чаепитие с русским самоваром.

Стол для чаепития. Аудиозаписи частушек.


Список использованной литературы:

  1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие, хрестоматия. – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2014. 208 с.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
  4. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 3.
  5. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.
  6. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.
  7. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад № 1 «Смоляночка»   ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола УТВЕРЖДЕН...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-  гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»...