Рабочая программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружка «Родничок» (для детей младшего возраста)
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа
дополнительного образования
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
кружка «Родничок»
(для детей младшего возраста)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Коротоякский детский сад
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ Коротоякский детский сад
Т.А. Лазарева
« » 2019 г.
Рабочая программа
дополнительного образования
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
кружка «Родничок»
(для детей младшего возраста)
Воспитатель :Дешина Н.А.
2019 -2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Учебно-тематический план
4. Перспективный план работы (3-4 лет)
5. Библиографический список
Пояснительная записка
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Рабочая программа «Родничок» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и методическое пособие Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Данная рабочая программа «Родничок» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействует духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, ознакомлению с историей народного творчества, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что знакомясь с различными видами русского народного творчества, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному и сгруппированы блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Городец, Хохлома и др.) В приложении есть краткие сведения о самих помыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки.
Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др.). Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.
Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.
Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.
Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.
Цель: сформировать у детей представление об истоках русской культуры путем проведения занятий в музее «Русская изба» и знакомства с народными промыслами.
Задачи:
Вовлечение в художественно-творческую деятельность;
Освоение историко–культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
Обогащать словарный запас детей.
Направления работы:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми творческих изделий (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы с использованием наглядности;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
мотивационный (убеждение, поощрение)..
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые 5
Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 человек во второй половине дня 1 раз в неделю. Продолжительность 20-30 минут.
Срок реализации: 1 год.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. Познакомить детей с промыслом, вызвав желание создать сое изделие, целенаправленно его изготовить, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, физминутки, упражнения для прорисовки элементов.
Для более успешной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Работа с педагогами включает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведения мастер-классов, семинаров, показ открытых занятий.
Работа с родителями включает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные беседы, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирования.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные беседы.
Предполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре нашего народа;
Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения их различать;
Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ: - посещаемость, статистические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение); практические материалы.
Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала.
Индивидуальная работа для того чтобы:
Выявить примерный уровень развития детей по приобщению к народному творчеству., учитывая индивидуальные способности детей.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала. 6
Учебно-тематический план
по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Родничок»
(для детей младшей группы)
по теме: «Формирование и развитие основ эстетической, православной и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»
Название темы | Теория | Практика | Общее кол-во занятий | |
Знакомство с работой кружка «Родничок» | 1 | 1 | ||
«Во саду ли, в огороде» | 1 | 1 | ||
«Дары осени» | 1 | 1 | ||
«Коровушка и бычок»» | 1 | 1 | ||
«Бычок – черный бочок» | 1 | 1 | ||
«Приглашаем в гости к нам» | 1 | 1 | ||
«Гуси-лебеди» | 1 | 1 | ||
«Сошью Маше сарафан» | 1 | 1 | ||
«Матрешки» | 1 | 1 | ||
«Золотое веретено» | 1 | 1 | ||
«Волшебные спицы» | 1 | |||
«Проводы осени» или «Что нам осень принесла?» | 1 | 1 | ||
«Лисичка со скалочкой» | 1 | 1 | ||
«Петушок – золотой гребешок» | 1 | 1 | ||
«Чудесный сундучок» | 1 | 1 | ||
«Здравствуй зимушка-зима» | 1 | 1 | ||
«Зимовье зверей» | 1 | 1 | ||
«Одень зверей» | 1 | 1 | ||
«Сею – сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | 1 | 1 | ||
«Сундучок Деда Мороза» | 1 | 1 | ||
«Лиза и козел» | 1 | 1 | ||
«Веселые ложки» | 1 | 1 | ||
«Заюшкина избушка» | 1 | 1 | ||
«Заюшкина избушка» мини-инсценировка | 1 | 1 | ||
«Русская балалайка» | 1 | 1 | ||
«Лисичка-сестричка» | 1 | 1 | ||
«Хаврошечка» | 1 | 1 | ||
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | 1 | 1 | ||
«При солнышке тепло – при матушке – добро!» | 1 | 1 | ||
«Весна, весна, поди сюда!» (лепка жаворонков) | 1 | 1 | ||
«Русская свистулька» | 1 | 1 | ||
«Волшебная палочка» | 1 | 1 | ||
«Пасха» | 1 | 1 | ||
«Пасхальная радость» | 1 | 1 | ||
«Времена года» | 1 | 1 | ||
«Игра с Колобком» | 1 | 1 | ||
Прощание с «избой» | 1 | 1 | ||
ИТОГО В ГОД | 33 | 4 | 37 |
Полный курс обучения - 37 занятия
Длительность одного занятия в группе кружка 20 минут.
Перспективный тематический план
на учебный год по работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 | Знакомство с работой кружка «Родничок» | Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами художественной выразительности (потешки). | Русская изба, печь, чугунки, ухват, крынка, Игрушка – кот. Звуки мурчания кота. | ||
2 | «Во саду ли, в огороде» | Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» | Муляжи овощей. Коробочка с загадками. Текст потешки «Наш козел» | ||
3 | «Дары осени» | Беседа о характерных особенностях осени и урожае овощей и фруктов. Дид.игра «День рождения зайца». | Муляжи овощей и фруктов, корзинки, «чудесный мешочек», игрушечный заяц и Филя со Степашкой. | ||
4 | «Коровушка и бычок»» | Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | Предметные картинки домашних животных | ||
5 | «Бычок – черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» | Текст сказки ««Бычок-черный бочок, белые копытца». Игрушка бычок. | ||
ОКТЯБРЬ | |||||
6 | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. | Игрушки: козлик, коровушка, бычок. | ||
7 | «Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». Подвижная игра «Гуси – лебеди» | Мяч, листы с индивидуальным графическим заданием «Чье угощение?» по колличеству детей. Демонстрационный рисунок «Семья». Образцы из счетных палочек; дом, скамейка, стаи гусей-лебедей. Цветные и простые карандаши. | ||
8 | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Беседа по предметным картинкам. Повторение потешки «А тари, тари, тари» | Кукла Настя в русской народной одежде. Картинки русской женской одежды. | ||
9 | «Матрешки» | Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Выполнение раскрашивания картинки элементами пластилинографии. | Игрушки матрешки разных размеров и видов. Пластилин, дощечки для работы, салфетки для рук, контурное изображение матрешки для пластилинографии. | ||
НОЯБРЬ | |||||
10 | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | Прялка и веретено. Картинки с изображением поэтапного процесса работы на старинной прялке. Пряжа в корзиночке, свеча в подсвечнике, конфеты. Текст сказки «Золотое веретено». | ||
11 | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) | Изделия из шерсти. Спицы, клубки шерстяных ниток. Видео со сказкой «Золотое веретено» | ||
12 | «Проводы осени» или «Что нам осень принесла?» | Обсудить изменения в природе, вспомнив приметы ноября; Развивать творческое воображение, внимание, моторику; Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Краски, кисти, лист акварельной бумаги, баночки с водой. Картины осени в разное время. Образец картины для рисования. | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
13 | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | Скалки. Фартуки, формочки для выпечки, разделочные доски, мука, готовая выпечка. Видеофильм сказки. | ||
14 | «Петушок – золотой гребешок» | Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Дид.игра «Назови ласково» | Игрушка петушок, книга, иллюстрации к сказке, выставка книг. | ||
15 | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных. | Загадки о домашних животных. «Чудесный мешочек» с фигурками домашних животных. | ||
16 | «Здравствуй зимушка-зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок» | Бумага для снежков, аудиозапись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Зима». Презентация слайдов зимнего пейзажа. | ||
17 | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «как на тоненький ледок» | Картины и игрушки животных – героев сказки, книги и иллюстрации к сказке, персонажи для фланелеграфа кубики и лего конструктор. | ||
ЯНВАРЬ | |||||
18 | «Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | Материал для аппликации. Готовые формы животных-героев сказки для вырезания. Шапочки-маски для пересказа. | ||
19 | «Сею – сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». Русские народные игры посвященные празднованию Нового года. | Аудиозаписи рождественских колядок. Русские народные новогодние игры: «Два мороза», «Зимний хоровод», «Бабка Ежка». | ||
20 | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». Пение колядок. Новогодние игры. | Аудиозаписи рождественских колядок. Русские народные новогодние игры: «Два мороза», «Зимний хоровод», «Бабка Ежка». | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||
21 | «Лиза и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» | Текст сказки. Картинки героев. | ||
22 | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Сравнение металлической и деревянной ложек. Игры с домовенком «Кузей» | Деревянные ложки на каждого ребенка. Металлическая ложка, деревянная палочка, салфетка для рук, поднос и | ||
домовенок «Кузя», большой валенок с кармашками, аудиозапись речи «Кузи» и фонограмма «Ах , вы сени» | |||||
23 | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Обсуждение поступков героев. | Корзина с яблоками, игрушка - зайчик, фонарик, мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, магнитофон. | ||
24 | «Заюшкина избушка» мини-инсценировка | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» | Маски – шапочки. Текст сказки. | ||
МАРТ | |||||
25 | «Русская балалайка» | Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой. Приобщать к истокам русской народной культуры. | Экспозиция « Русская изба», магнитофон, записи русских народных мелодий, игрушка – домовенок Кузя, балалайка, инструменты для оркестра. | ||
26 | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». | Кукла из кукольного театра – дедушка «Молчок», сюжетные картинки, картинки-силуэты на магнитах, шапочки-маски, мольберт. | ||
27 | «Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Хаврошечка». Разгадывание загадок о домашних животных. Дид.игра «Кто чем питается?» | Текст русской народной сказки «Хаврошечка». Предметные картинки домашних животных и их пищи. Жетоны (яблочки), раскраски «коровушка» по количеству детей. | ||
28 | «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» | Аудиозапись песни «Блины». Проведение русских народных игр на масленицу. | ||
29 | «При солнышке тепло – при матушке – добро!» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песенок о маме. | Аудиозапись колыбельной. Пение и слушание песенок о маме. | ||
АПРЕЛЬ | |||||
30 | «Весна, весна, поди сюда!» (лепка жаворонков) | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | Готовое тесто. Влажные салфетки для рук. Фоновая музыка или песенки о весне. Картинка весеннего пейзажа и жаворонка. | ||
31 | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке в старину. Лепка свистулек. | Материалы для лепки. Презентация картинок. | ||
32 | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | Отрывки из сказок, пройденных в учебном году. Иллюстрации и предметы к сказкам. | ||
33 | «Пасха» | Рассказ о праздновании Пасхи. Народные пасхальные игры. Слушание детских пасхальных песен, колокольного звона. | Пасхальные песенки и аудиозапись пасхального перезвона. Материалы к проведению игр. | ||
МАЙ | |||||
34 | «Пасхальная радость» | Выполнение пасхальных яиц в технике пластилинографии. | Заготовка нераскрашенных пасхальных яиц на плотном картоне. Пластилин, дощечка для лепки, салфетки для рук на каждого ребенка. | ||
35 | «Времена года» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Беседа по картинам. Повторение закличек, песенок о временах года. | Загадки о временах года. Картины разных времен года. | ||
36 | «Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сказки «Колобок» | Маски-шапочки героев сказки. | ||
37 | Прощание с «избой» | Пение частушек. Чаепитие с русским самоваром. | Стол для чаепития. Аудиозаписи частушек. |
Список использованной литературы:
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие, хрестоматия. – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2014. 208 с.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
- Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 3.
- Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.
- Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.
- Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 1 «Смоляночка» ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола УТВЕРЖДЕН...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»
Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»...