Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"
рабочая программа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Смоляночка»
ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола
| УТВЕРЖДЕНО Заведующей ДОУ _____________________________________ (дата, подпись, номер приказа)
|
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
«СОЛНЫШКО»
в подготовительной к школе группе
«КОЛОСОК»
срок реализации программы: 2018 – 2019 г.
Разработчики: Гусакова С.В.
Матросова Т.Г.
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
2 Актуальность
3 Цели и задачи программы
4 Принципы построения программы
5 Направления работы
6 Компоненты патриотического воспитания
7 Методы
8 Учебный план
9 Основные тематические направления программы
10 Тематическое планирование:
11 Информационные ресурсы
12 Перспективный план работы с родителями
13 Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы
14 Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа «Солнышко» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» . Кроме этого, программу «Солнышко» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-
творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и
представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа,а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду
народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.
Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному
творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность:
• Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной
традиции.
Цель программы:
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи программы:
Воспитательные:
• формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
• развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
• воспитание коллективизма;
• воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Развивающие:
• расширение кругозора дошкольников;
• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
• ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
• ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
• создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
• ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам
Принципы построения программы:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
• Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
• Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
• Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
• Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
• "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная,
положительная или отрицательно-положительная информация.
Направления работы:
• ознакомление с бытом и трудом русского народа;
• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
• воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
• ознакомление детей с народным искусством;
• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.
Компоненты патриотического воспитания:
Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
• О культуре народа, его традициях, творчестве
• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
• Интерес к жизни родного города и страны
• Гордость за достижения своей страны
• Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому
• Восхищение народным творчеством
• Любовь к родной природе, к родному языку
• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
• Труд
• Игра
• Продуктивная деятельность
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Ожидаемые результаты:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
• Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
• Широкое использование всех видов фольклора.
• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
• Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Методы:
• словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
• наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
• практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
• игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
• исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч.
Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.
Учебный план.
Возрастная группа /Количество занятий /Продолжительность
Неделя/ месяц /год
1 Старшая группа - 1 раз в неделю / 4 / 36 / 25 мин
2 Подготовительная группа - 1 раз в неделю / 4 / 36 / 30 мин
Основные тематические направления программы:
• Быт, обряды, обычаи русского народа.
• Русские народные и фольклорные праздники России.
• Искусство в народном быту: домашняя утварь – деревянная, глиняная, из природных материалов;
практические и эстетические свойства домашней утвари.
• Народная игрушка.
Тематическое планирование:
| Тема | Цели и содержание |
1 | Занятие-игра В гостях у Хозяюшки | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
2 | Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок» | Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу − зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень». |
3 | Занятие-игра Милости просим в нашу избу | Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей. |
4 | Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба) | Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари. |
5 | Занятие-игра Мир старинных вещей | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
6 | Занятие-игра Хлеб - всему голова | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с 11 пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба |
7 | Занятие-игра «Деревня – деревянный мир» | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
8 | Занятие-игра Что о себе расскажет посуда | Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек |
9 | Занятие-игра Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение» | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
10 | Викторина Бабушкин сундук | Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. |
11 | Занятие-игра Живая старина (утварь) | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. |
12 | Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки | Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. |
13 | Занятие-игра Вечера долгие руки умелые. Рукодельницы | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие |
14 | Занятие-игра Колыбельная песня | Продолжить знакомить с детским фольклором. |
15 | Занятие-игра «Русская баня» | Познакомить детей с традиционной культурой мытья в бане на Руси, «банными» обычаями и приметами. |
16 | Занятие-игра «Свой дом краше всего» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. |
17 | История праздника «Святки» | Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре |
18 | Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха) | Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды» |
19 | Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки) | Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность |
20 | «Народные промыслы» | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток |
21 | Занятие-игра Матрешка | Познакомить детей с особенностями народной игрушки – матрешки, ее историей. |
22 | Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки. | Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли, |
23 | Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье | Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. |
24 | Занятие-игра «Матушка в доме – в доме тепло» | Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы. |
25 | Занятие-игра Хозяйкины помощницы | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
26 | Что за праздник – «Масленица»? | Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность |
27 | Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар» | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар» |
28 | Занятие-игра От лучинки до электрической лампы | Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность |
29 | «Благовещенье» | Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность |
30 | Занятие-игра Животные в славянской мифологии | Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» |
31 | Частушки, заклички, дразнилки | Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» |
32 | Занятие-игра Пасхальные игры | Продожать традицию знакомства с праздником Пасхи. |
33 | «Мой род – моя крепость» | Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи. |
34 | Игрушки детей в старину | Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки. |
35 | Дружба и братство дороже богатства | Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. |
36 | Люби свой край и воспевай | Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре. |
Информационные ресурсы:
• Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.
• «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)
• «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
• «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Н.Стеркина)
Педагогические условия:
• Доступность. Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)
• Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)
• Интеграция с другими методиками дошкольного образования
• Согласование тематического плана с календарными праздниками
• Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом
• Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)
• Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)
• Наличие предварительного и подготовительного этапов.
Перспективное планирование работы кружка с родителями в подготовительной группе
- Развитие интереса родителей к народной культуре, традициям, желание использовать данный материал при воспитании детей в домашних условиях.
- Использования в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.
№ | Содержание работы
| Сроки проведения |
1 | Беседа «Роль народных традиций, народной культуры в развитии и укреплении нравственности личности подрастающего поколения» | Сентябрь |
2 | Консультация «Значение сказки в развитии и воспитании ребёнка» | Октябрь |
3 | Совместное развлечение «День Матери» | Ноябрь
|
4 | Посиделки «Самодельные игрушки» - кукла из ниток | Декабрь |
5 | Выставка совместных работ «Дружная семья» | Январь |
6 | Праздник для пап и детей «Как Баба Яга внука в армию провожала» | Февраль |
7 | Театрализованное представление «Репка» | Март
|
8 | Совместный праздник «Великая Пасха» | Апрель
|
9 | Фольклорный праздник «Делу время, а потехе час» | Апрель |
10 | Подведение итогов работы кружка «Родной край», выставка детских поделок. | Май |
Список литературы:
• Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.:Академия, 2000.
• Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.
• Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.
• Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
• Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
• Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
• Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М., 1986.
• Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.
• Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика - Синтез. 2006.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Солнышко»:
• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
• Знает название и назначение предметов русского народного быта.
• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhkovoy_2018-19.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Смоляночка»
ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола | УТВЕРЖДЕНО Заведующей ДОУ _____________________________________ (дата, подпись, номер приказа) |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
«СОЛНЫШКО»
в подготовительной к школе группе
«КОЛОСОК»
срок реализации программы: 2018 – 2019 г.
Разработчики: Гусакова С.В.
Матросова Т.Г.
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
2 Актуальность
3 Цели и задачи программы
4 Принципы построения программы
5 Направления работы
6 Компоненты патриотического воспитания
7 Методы
8 Учебный план
9 Основные тематические направления программы
10 Тематическое планирование:
11 Информационные ресурсы
12 Перспективный план работы с родителями
13 Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы
14 Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа «Солнышко» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» . Кроме этого, программу «Солнышко» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-
творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и
представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа,а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду
народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.
Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному
творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность:
• Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной
традиции.
Цель программы:
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи программы:
Воспитательные:
• формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
• развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
• воспитание коллективизма;
• воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Развивающие:
• расширение кругозора дошкольников;
• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
• ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
• ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
• создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
• ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам
Принципы построения программы:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
• Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
• Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
• Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
• Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
• "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная,
положительная или отрицательно-положительная информация.
Направления работы:
• ознакомление с бытом и трудом русского народа;
• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
• воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
• ознакомление детей с народным искусством;
• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.
Компоненты патриотического воспитания:
Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
• О культуре народа, его традициях, творчестве
• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
• Интерес к жизни родного города и страны
• Гордость за достижения своей страны
• Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому
• Восхищение народным творчеством
• Любовь к родной природе, к родному языку
• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
• Труд
• Игра
• Продуктивная деятельность
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Ожидаемые результаты:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
• Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
• Широкое использование всех видов фольклора.
• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
• Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Методы:
• словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
• наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
• практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
• игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
• исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч.
Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.
Учебный план.
Возрастная группа /Количество занятий /Продолжительность
Неделя/ месяц /год
1 Старшая группа - 1 раз в неделю / 4 / 36 / 25 мин
2 Подготовительная группа - 1 раз в неделю / 4 / 36 / 30 мин
Основные тематические направления программы:
• Быт, обряды, обычаи русского народа.
• Русские народные и фольклорные праздники России.
• Искусство в народном быту: домашняя утварь – деревянная, глиняная, из природных материалов;
практические и эстетические свойства домашней утвари.
• Народная игрушка.
Тематическое планирование:
Тема | Цели и содержание | |
1 | Занятие-игра В гостях у Хозяюшки | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
2 | Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок» | Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу − зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень». |
3 | Занятие-игра Милости просим в нашу избу | Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей. |
4 | Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба) | Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари. |
5 | Занятие-игра Мир старинных вещей | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
6 | Занятие-игра Хлеб - всему голова | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с 11 пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба |
7 | Занятие-игра «Деревня – деревянный мир» | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
8 | Занятие-игра Что о себе расскажет посуда | Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек |
9 | Занятие-игра Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение» | Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
10 | Викторина Бабушкин сундук | Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. |
11 | Занятие-игра Живая старина (утварь) | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. |
12 | Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки | Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. |
13 | Занятие-игра Вечера долгие руки умелые. Рукодельницы | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие |
14 | Занятие-игра Колыбельная песня | Продолжить знакомить с детским фольклором. |
15 | Занятие-игра «Русская баня» | Познакомить детей с традиционной культурой мытья в бане на Руси, «банными» обычаями и приметами. |
16 | Занятие-игра «Свой дом краше всего» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. |
17 | История праздника «Святки» | Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре |
18 | Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха) | Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды» |
19 | Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки) | Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность |
20 | «Народные промыслы» | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток |
21 | Занятие-игра Матрешка | Познакомить детей с особенностями народной игрушки – матрешки, ее историей. |
22 | Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки. | Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли, |
23 | Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье | Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. |
24 | Занятие-игра «Матушка в доме – в доме тепло» | Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы. |
25 | Занятие-игра Хозяйкины помощницы | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
26 | Что за праздник – «Масленица»? | Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность |
27 | Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар» | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар» |
28 | Занятие-игра От лучинки до электрической лампы | Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность |
29 | «Благовещенье» | Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность |
30 | Занятие-игра Животные в славянской мифологии | Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» |
31 | Частушки, заклички, дразнилки | Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» |
32 | Занятие-игра Пасхальные игры | Продожать традицию знакомства с праздником Пасхи. |
33 | «Мой род – моя крепость» | Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи. |
34 | Игрушки детей в старину | Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки. |
35 | Дружба и братство дороже богатства | Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. |
36 | Люби свой край и воспевай | Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре. |
Информационные ресурсы:
• Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.
• «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)
• «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
• «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Н.Стеркина)
Педагогические условия:
• Доступность. Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)
• Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)
• Интеграция с другими методиками дошкольного образования
• Согласование тематического плана с календарными праздниками
• Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом
• Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)
• Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)
• Наличие предварительного и подготовительного этапов.
Перспективное планирование работы кружка с родителями в подготовительной группе
- Развитие интереса родителей к народной культуре, традициям, желание использовать данный материал при воспитании детей в домашних условиях.
- Использования в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.
№ | Содержание работы | Сроки проведения |
1 | Беседа «Роль народных традиций, народной культуры в развитии и укреплении нравственности личности подрастающего поколения» | Сентябрь |
2 | Консультация «Значение сказки в развитии и воспитании ребёнка» | Октябрь |
3 | Совместное развлечение «День Матери» | Ноябрь |
4 | Посиделки «Самодельные игрушки» - кукла из ниток | Декабрь |
5 | Выставка совместных работ «Дружная семья» | Январь |
6 | Праздник для пап и детей «Как Баба Яга внука в армию провожала» | Февраль |
7 | Театрализованное представление «Репка» | Март |
8 | Совместный праздник «Великая Пасха» | Апрель |
9 | Фольклорный праздник «Делу время, а потехе час» | Апрель |
10 | Подведение итогов работы кружка «Родной край», выставка детских поделок. | Май |
Список литературы:
• Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.:Академия, 2000.
• Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.
• Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.
• Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
• Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
• Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
• Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М., 1986.
• Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.
• Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика - Синтез. 2006.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Солнышко»:
• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
• Знает название и назначение предметов русского народного быта.
• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»
Программа предназначена для детей школьного возраста....
Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к народной культуре через знакомство с народными праздниками "Зернышко"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-сценическому искусству средствами театрального кружка «Юные театралы»
Программа с дополнениями...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»...