Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»
учебно-методический материал (старшая группа)

Ковалева Елена Олеговна

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patriotich.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 37 «Мальвинка» города Смоленска

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 37 «Мальвинка»

_________  А.В.Чеботарева

Приказ № б/н

01.09.2022 г.

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры «Как воспитать патриота»

Возраст обучающихся 5-7 лет.

Срок реализации программы 2 года.

Воспитатель:

Ковалева Е.О

г. Смоленск

Пояснительная записка

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

1. какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

2. какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего посёлка, а так же в разнообразии форм проведения кружка.

Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу кружка по патриотическому воспитанию дошкольников «Люби и знай свою Родину!».

Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.

Задачи программы:

1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.

2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5. Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

-принцип историзма

-принцип доступности

-принцип личностно-ориентированного общения

-принцип непрерывности

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы проведения кружка:

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- заочные путешествия,

- встречи с интересными людьми,

- развлечения,

- посиделки,

- мастер – классы,

- показ мод,

- исследовательская деятельность,

- субботник.

Ожидаемые результаты.

Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.

2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.

3. Знать профессии своих родителей.

4. Знать краткие сведения об истории посёлка.

5. Знать символику Буйского района и Костромской области.

6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.

7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.

8. Знать стихи поэтов родного посёлка.

9. Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.

10. Иметь элементарные представления об охране природы.

11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Содержание программы.

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение нашего края;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- ознакомление детей с творчеством Корёжских поэтов;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:

- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;

- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

- знакомство с русскими народными инструментами;

- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;

- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных русских народных игр

В программе «Люби и знай свою Родину!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями посёлка, лучшими людьми посёлка (лучшими вальщиками леса, героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем посёлке, посёлкообразующем предприятием «Леспромхоз» и его значением в социально-экономической жизни области и нашей страны; с достопримечательностями, традициями, православным центрам нашего посёлка.

Программа состоит из 3 блоков:

1. «Вот эта улица, вот этот дом»

2. «Посёлок, в котором я живу»

3. «Наша кладовая»

Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Раздел «Посёлок, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.

Раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в посёлке и культуре, которую они представляют.

Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.

Механизм реализации программы.

Тематическое планирование.

сентябрь

1) Тема "Как всё начиналось"

Форма проведения: НОД

Задачи:расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.

Сказка об возникновении посёлка Тощаковой Л. А., презентация «Корёга - дом где я живу»

2)Тема "Администрация посёлка"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка, познакомить детей с символикой Костромской области и Буйского района.

3)Тема "Если скажут слово «Родина»…"

Форма проведения - НОД с показом презентации

Задачи.Познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.

4)Тема "Моя улица"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса. Формирование представлений детей о том, что посёлок растёт, ширится, изменяется.

октябрь

1) Тема "Сельские здания"

Форма проведения - НОД с показом презентации

Задачи. Познакомить детей с разными видами корёжских зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, сельская администрация

2)Тема "День рождения Корёги"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие.

3)Тема "День леса"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Познакомить детей с производством родного посёлка – лесной промышленностью. Дать детям представление о заготовке древесины. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда

4) Тема "Наши умельцы"

Форма проведения - Встреча с интересными людьми.

Задачи. Дать детям представление о профессии вальщик, с техникой по заготовке леса, с тем как заготавливали лес раньше и как это делают в настоящее время. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом.

ноябрь

1)Тема "Дом культуры"

Форма проведения - НОД с показом презентации

Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры, представление профессии актера и режиссера, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.

2)Тема "Путешествие на почту"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом.

3)Тема "В здоровом теле – здоровый дух"

Форма проведения - Экскурсия на медпункт

Задачи. Формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фельдшера.

4)Тема "Книжкин дом"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.

декабрь

1)Тема "Талантливые люди посёлка"

Форма проведения - Конкурс чтецов

Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш посёлок в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

2)Тема "Знаменитые земляки"

Форма проведения - Встреча с родными подводника Сергея Кислинского

Задачи. Познакомить детей с подводником Кислинского Сергея, своим делом и подвигом, прославившим наш посёлок. Формировать понимание значимости его деятельности для страны.

3)Тема "На встречу олимпиаде"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Познакомить детей со знаменитыми спортсменками нашими землячками сёстрами Коротковыми. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.

4)Тема "Новый год у ворот"

Форма проведения - НОД

Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.

январь

1)Тема "Вифлеемская звезда"

Форма проведения - Игра – путешествие

Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением

2)Тема "Рождественские колядки"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

февраль

1)Тема "Растительный мир родного края"

Форма проведения - КВН

Задачи. Расширять представления детей о природе родного посёлка, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной при

2)Тема "Лекарственные растения родного края"

Форма проведения - Игра - сказка

Задачи. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.

3)Тема "Животный мир родного края"

Форма проведения - НОД

Задачи. Расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения

4)Тема "Русская изба"

Форма проведения - Посиделки

Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.

март

1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"

Форма проведения - Развлечение с чаепитием

Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

2)Тема "Сошью маме сарафан"

Форма проведения - Показ мод

Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.

3)Тема "В краю старых вещей"

Форма проведения - Мастер - класс

Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

4)Тема "Что расскажет о себе посуда"

Форма проведения - Исследовательская деятельность

Задачи. Познакомить с посудой деревянной, глиняной

апрель

1)Тема "Наши руки не знают скуки"

Форма проведения - Ярмарка

Задачи. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства.

2)Тема "Имена и именины"

Форма проведения - Посиделки

Задачи. Познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.

3)Тема "Церковь"

Форма проведения - Посещение храма

Задачи. Показать особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме.

4)Тема "Пасха"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.

май

1)Тема "Они сражались за родину"

Форма проведения -

Задачи. Встреча с ветеранами Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми посёлка Корёга – участниками и героями войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш посёлок.

2)Тема «Памяти героев Отечества посвящается»

Форма проведения - Экскурсия к мемориалу славы, возложение цветов

Задачи. Обогатить знания детей о Дне Победы; показать памятники находящиеся на территории поселка. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.

3)Тема "Что я могу сделать для своего посёлка?"

Форма проведения - Субботник

Задачи. Формировать представление об экологических проблемах посёлка

4)Тема "Что мы знаем о своей Родине?"

Форма проведения - КВН

Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном посёлке

Работа с родителями.

Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.

Формы и методы включения семьи в совместную работу:

-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.

-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины,

-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,

-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного посёлка.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Ресурсное обеспечение

1. Географическая карта России;

2. Географическая карта Костромской области, Буйского района;

3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Костромской области и Буйского района;

4. Методическая литература, репродукции;

5. Альбомы: «Нет краше Корёги нашей», «Корёга старая и новая», «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;

6. Папка «Все профессии важны»;

7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.

8. Бумажные куклы в народном костюме;

9. Русские народные детские музыкальные инструменты;

10. Мини – музей «Русская изба»

11. Магнитофон, телевизор, DVD;

13. Аудиокассеты: «Песни о Родине», «Русские народные песни»;

14. Презентации «С чего начинается Родина», по стихотворению З. Александровой

Литература

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.

2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1

3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010

4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003

5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009

6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008

7. Козлова С. А. Мой мир-М; - Сфера,2000

8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

9. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010

11. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003

12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад № 1 «Смоляночка»   ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола УТВЕРЖДЕН...