Планирование работы с детьми подготовительной группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Школа».
методическая разработка (подготовительная группа)
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и успешной адаптации к школе, важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе. В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, к сожалению, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе, стоит в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексно- тематическое планирование в подготовительной группе
Тема: «ШКОЛА»
составила воспитатель: Борисова Е.В
ГБДОУ №:60 Приморского района г. С-Петербурга
Тип проекта: познавательно - исследовательский
По количеству участников: коллективный.
По контингенту участников: смешанный (педагоги, дети, родители).
По продолжительности: среднесрочный 3-4 недели
Актуальность проекта.
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и успешной адаптации к школе, важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе. В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, к сожалению, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе, стоит в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель проекта: Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи проекта:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения; Виды детской деятельности.
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательно – исследовательская;
- Продуктивная;
- Трудовая;
- Музыкально – художественная;
- Чтение художественной литературы
Участники:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей.
Методы
наглядный, словесный, практический.
Приемы:
Формы организации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательная деятельность
- Коммуникативная деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Игровая деятельность
- Работа с родителями
- Проведение итогового мероприятия.
Итоговое мероприятие:
Образовательные области | Центры активности | Непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие | Сбор Драматическая игра Центр Театрализации Манипулятивно-математический Центр « Науки и естествознания»
центр «Искусство»
Центр « Литературы» Центр «Физкультура» | Просмотр презентаций «Первый раз, в первый класс», «Правила поведения воспитанных детей в школе» Цель: сформировать у детей устойчивый интерес к школе. Беседа «Скоро в школу» об уроках, переменах и Цель: Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению. Просмотр презентации Составление рассказов «Чем я буду заниматься в школе» Ситуативная беседа «Почему нужно учиться?», «Вспомним, какими мы были в младшей группе» Сюжетно-ролевая игра «Школа» Цель: с помощью проблемных игровых ситуаций закрепить знания детей о правилах поведения детей в школе. Игра – инсценировка «Запомни правила» Цель: закрепить знания детей о поведении на уроке. Театрализованная игра: «Мальвина учит Буратино». Этюды из серии сказок «Лесная школа» Тема:Математическая игра с блоками Дьеныша «Сгруппируй фигуры» Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.
Тема:«Подбери нужный знак» Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12. «Повтори по клеткам» Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам. Развивать образное мышление, воображение. Дидактическая игра «Фантазеры» Цель: Закрепить умение строить по схеме из деталей игры. Развивать образное мышление, воображение. Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо». Игра «Сделай фигуру» Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету? Дидактическая игра «Собери портфель». Цель: Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания. Презентация «Красная книга-сигнал опасности» Цель: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете. День Космонавтики Солнце- большая звезда. Цель: Дать представление о Солнце как о звезде и планетах в солнечной системе. Рисование на тему: «Я рисую школу». Цель: Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки. Составление альбома «Первое сентября» Рисование по замыслу «Я и мои друзья» Цель: развивать творческие способности, воображение, проявлять самостоятельность и инициативу. Закреплять навыки рисования. Выставка рисунков «Мой лучший друг» Лепка. Тема «Лепим буквы своего имени» Цель. Закрепить начертание печатных букв, показать им что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами Развивать воображение, мышление, ручную умелость, общую моторику Лепка + ручной труд «Карандашница» Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. «Лепим цифры» Аппликация «Закладка для книги» Цель: Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических элементов Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. Тема: Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок». Цель: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею значение образных выражений Тема:Стихи для разучивания: А.Барто. В школу. Цель: Формировать навык выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость от чтения произведения. . Упражнять детей в подборе определений, однокоренных слов. Тема: Обучение грамоте. «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки Тема: « Алфавит» Продолжать знакомить детей с алфавитом, знать из чего состоят слова, выкладывать слова из букв. Тема: Рассказывание по картине « дети идут в школу» Цель: Формировать умение составлять связный коллективный рассказ по картине. Упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий. Тема: рассказывание по серии сюжетных картин Цель: Продолжать работу по составлению коллективных рассказов по серии сюжетных картин. Активизировать в речи сложные предложения, упражнять в подборе однокоренных слов. Ежедневное проведение утренних гимнастик, Физкультминуток Бодрящая гимнастика: «Мы большие» «Потягушки-потягушеньки» Хождение по дорожкам здоровья «Придумай новое правило к игре» Цель: расширять знания о подвижных играх. Развивать внимание П/И:«Догони», Пять шагов Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления. «Подбрось — поймай» | Общение на тему «Почему я хочу ( не хочу ) в школу. Просмотр презентации «Знакомство с букварем» Отгадывание загадок о школе, школьных принадлежностях. Беседа: «Чего я жду от школы», «О правилах поведения в школе». Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала. Д/игры: «Угадай-ка», «Назови правильно», «Какой, какая, какие? », «Что из чего сделано? », «Для чего нужен предмет», «Первоклассник». С. Маршак «Первое сентября» А. Алексин «Первый день» В. Воронкова «Подружки идут в школу» Э. Мошковская «Мы играем в школу» А. Александрова «В школу» В. Берестов «Считалочка» А. Барто «В школу» Сюжетно – ролевые игры: «Магазин канцтоваров», «Школьный урок». «Это я, это я, это все мои друзья!», «А мы в школу пойдем» Обыгрывание диалогов. «На уроке» «У меня зазвонил телефон» Игра – фантазия «Когда я буду учеником…» Д/игра «Короче –длиннее» Цель: Способствовать овладению количественными характеристиками временных эталонов. «Работа в тетради в клеточку», Д/игра «Измерь предмет» упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки - И/упр. «Реши примеры» - И/упр. «Посчитай и обозначь цифрой» -И/упр. « Вставь нужный знак» - И/упр. «Обведи правильно» Работа на игровизоре «Лабиринты» Коллекция школьные принадлежности разных лет Экологическая игра животные и растения красной книги. Опыты: «Догони свою тень» Цель: Познакомить с понятиями света и тени. «Волшебный лучик» Цель: Показать, что солнечный лучик может превращаться в в разноцветный. Рисование по замыслу «Школьный портфель». Мастер-класс «Аппликация» - «Пригласительная открытка на выпускной бал». Цель: изготовление открытки своими руками. Рисование Тема. «Здание школы» Коллективная работа. Совместное рисование здания школы, учитывая характерные особенности. Развивать умение использовать в работе разнообразные по размеру кисти и приспособления. Развивать фантазию Развивать аккуратность, опрятность при работе. Умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение работать в паре, договариваться между собой, помогать, совместно решать поставленную задачу.
Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мы играем в школу». В.Воронкова «Подружки». Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок». Сказкотерапия Марина Панфилова «Лесная школа»: - сказка «Создание лесной школы» - сказка «Букет для учителя» - сказка «Смешные страхи» - сказка «Игры в школе» - сказка «Школьные правила» Д/игра «Найди и прочитай». Д/игра «Читаем по буквам». Д/игра «Цепочка слов». Д/игра «Чтение слогов с договариванием до целого слова» Д/игра «Составь схему» Цель: упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки Д/игра « Составь слово по схеме» Речевые игры: «Какое слово заблудилось» Цель: Формировать умение подбирать точное по смыслу слова. «Опиши предмет». Составление загадок по картинкам. Подвижные игры: «Собери скорей портфель», «Урок – перемена». Запрещённое движение Цель игры: развивать моторную память
| Картины для рассматривания и составления рассказов «Школьные принадлежности». «Школа. Прошлое и будущее». Фотоматериалы на тему: «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома». Атрибуты для сюжетно ролевой игры «Школа» Листы с индивидуальными заданиями для ИГРОВИЗОРА Дидактический материал к игре «Кростики» Цветные счетные палочки Кюизенера Лото «Школьные принадлежности», Карточки к Д/игре « Реши пример» Д/игры: «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», Палочки Кюизенера Схема. схемы, игра «Колумбово яйцо». картографы для исследования иллюстрации животных занесённых в Красную книгу. схема планет солнечной системы, карта заездного неба Плоское зеркальце. ( Т.М. Бондаренко стр.403.) раскраски «Школьные принадлежности Схемы для оригами: Портфель, стаканчик для карандашей П/карта: «Портфель» «Глобус» «Книга» Пластилин, стеки, бисер. Материал: Цветная бумага, картонные втулки, клей ПВА, ножницы, кисть. Картины для составления рассказов художников: Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951. План-схема для составления описательных рассказов. Мнемотаблтцы для заучивания стихов. Алфавит разрезная азбука. Слоговая таблица. Схемы слов. Д/и «Кубики Зайцева» « Составь слово из частей» « Составь слово по схеме»
«Волшебные буквы» | Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления) Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта Тематическая консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе». Рекомендации психолога ДОУдля родителей по повышению уровня готовности детей к школе. Консультация «Готов ли личность ребенка к школе?» Помощь подборе атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа» Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Оформление серии выставок для детей школьные принадлежности разных поколений Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно ролевой игре «Школа» Папки-передвижки: «Рекомендации по здоровье сбережению будущих дошкольников» Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники» Сбор материала для изготовления книг-самоделок. иллюстрации, картинки, вырезки на тему «Школа». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по образовательной области «Музыка»
Песрпективное планирование работы с детьми подготовительной группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...
Планирование работы с детьми подготовительной группы по профилактике пожарной безопасности.
Планирование месячника безопасного обращения с огнём....
Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Месяц годанеделяСодержание работысентябрь2 н...
Календарно- тематичекое планирование работы с детьми подготовительной группы компенсирующей наравленности.
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год....
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».
Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган, был присвоен статус «казачий». ...
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы с ФНР
Перспективное планирование логопедической работы на логопункте с детьми подготовительной группы с диагнозом ФНР....