ДОП программа "Театральная палитра
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная прграмма . "Театральнная палитра" для детей среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doo_cheryopkina_t.v.docx | 56.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад «Светлячок»
Мошковского района
Принято Утверждаю
протокол Заведующий МКДОУ Октябрьский педагогического совета детский сад «Светлячок»
МКДОУ Октябрьский детский сад /Макконен С.С./ ___________
«Светлячок» № 1 от 27.08. 2021г. -------------------------------------
Утвержден
МКДОУ Октябрьский детский
сад «Светлячок»
приказом № ____ от _______ 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"ТЕАТРАЛЬНАЯ ПАЛИТРА"
Составитель программы
воспитатель
МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»
Черёпкиной Т.В.
п. Октябрьский
Мошковский район
2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ….…………………………………………………3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….….4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………..…5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………….…………..6
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………….…..9
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………….………9
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ……………………….……………9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………10
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………………………………19
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ…………….19
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………...21
МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ……………………..21
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….22
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа по дополнительной организованной деятельности «Театрализованная деятельность как средства развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы театральной деятельности доступные для детей в соответствии с их возрастными особенностями. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности, где поддерживается реализация различных форм театрализованной деятельности. Учитывая, что программа по дополнительной организованной деятельности «Театр начинается с детского сада» составлена на младший дошкольный возраст и является первым годом обучения детей основам театрализованной деятельности. Основная роль в организации детской театрализованной деятельности принадлежит педагогу, в следствие чего осуществляется самостоятельная игровая деятельность, при минимальном участии воспитателя, детьми. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм и участие в спектаклях. Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром. Кукольный театр – искусство, которое воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, петрушка, и живописно - декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно - эстетическому воспитанию дошкольников. Работа по данной программе включает ознакомление и вовлечение в воспитательно-образовательный процесс, знакомство детей с разнообразными видами театра: театр на фланелеграфе, пальчиковый, би-ба-бо, картонный и т.д. Которые в дальнейшем дети используют в самостоятельной театрализованной деятельности. Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх –занятиях.
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и с учетом требований и задач ФГОС.
Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно - эстетическое развитие детей в возрасте от 3 - 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность
Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т. д. Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства. Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка, подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.
Использование в детском саду технологий театральной педагогики – один из путей развития творческих и коммуникативных способностей всех детей без исключения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия, зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному вкусу – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театральная деятельность. Педагогические возможности детского театра дают дошкольникам возможность проверить свои силы, самоутвердиться, реализовать свои способности. Воспитанный театром человек вырастет душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Театрализация несет в себе большой коллективообразующий заряд, развивает коммуникативные способности. Занятия по дополнительной образовательной деятельности «Театрализованная деятельность как средства развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников» развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, гармонию в себе и в окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом, воспитывают навыки коллективно-творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива. Театр, по своей природе близкий к игре, является одним из более результативных способов развития личности. Кроме того, в работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа. А значит – умению понять другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Входя в сценический образ, ребенок всегда вырабатывает свое отношение к нему. Играя «доброго», он сам становится добрее; играя «злого», невольно вырабатывает в себе неприятие зла. Кроме того, во время инсценировки дети рассуждают вслух о своих героях, обсуждают нравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные нормы и чувства. Таким образом, занятия детей театрализованной деятельностью предусматривают развития его игрового поведения, эстетического чувства, умения обращаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Цели и задачи программы
Цель программы: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать творческие способности детей, эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств и общению.
Задачи
Обучающие
- Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
- Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
Развивающие
1. Развивать речь детей с помощью театральной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного произношения слов.
2. Развивать и реализовывать творческий потенциал детей посредством личностно – компетентного подхода к ребенку, помогая преодолевать робость и неуверенность в себе.
3. Развивать инициативу и самостоятельность детей в игровых ситуациях с театральными куклами. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми
Воспитательные
1. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
2. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимании, мышление детей.
3. Воспитывать эмоционально – положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально – игровой деятельности.
Условия реализации программы
Описание форм и методов
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений). А, так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Методы реализации программы
Практические:
- Создание предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
- Театрализованная деятельность, театрализованные игры
- Создание и центров «Театра» в группах ДОУ.
- Создание творческих проектов.
Словесные:
- Беседы.
- Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Развлечения.
- Моделирование ситуаций.
- Консультации.
- Наблюдения.
Наглядные:
- Организация выставок, конкурсов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Информационные стенды.
- Театрализованная деятельность.
- Основные направления работы с детьми
Форма организации занятий по театрализованной деятельности- теоретические:
• Занятия.
• Игры - занятия.
• Игры - загадки.
• Занятия - путешествия.
• Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально - эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий).
• Беседы с детьми о театральном искусстве.
- практические:
• Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
• Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
• Игровые занятия,
• Игры – драматизации,
• Детско-взрослые проекты,
• Литературные викторины
• Игры, упражнения, этюды.
Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание сказок, придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересные события). Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.
В совместной деятельности педагога с детьми используются o беседы
• прочтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений
• творческие мастерские
• изготовление атрибутов, элементов костюмов
• просмотр и обсуждение (слайдов, видеофильмов, мультфильмов)
Здоровье сберегающие технологии
• дыхательная гимнастика;
• артикуляционная гимнастика;
• пальчиковые игры со словами;
• гимнастика для глаз;
• физкультминутки, динамические паузы.
• дидактические, сюжетно – ролевые, творческие игры, игры - театрализации.
Взаимодействие с родителями и специалистами
Работа по данной программе проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально - нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
План работы по взаимодействию с родителями
|
|
| - «Зачем нужен кружок. Как вы относитесь к театрализованной деятельности» - обсуждение целей, задач.
|
| - Папка-передвижка «Театрализованная деятельность дошкольников» - Памятки для родителей : «Построение среды для ТД»; «Театр и родители?!» |
| - Консультация «Театр дома»
|
| - Папка передвижка «Домашний театр» -Новогодний утренник |
| - Родительское собрание «Играем в театр» - Показ родителям сказки «Колобок» |
| -Ширма «Что такое театр?»
|
| - Обсуждение темы «Изготовление кукол для домашнего театра» - Анкетирование «Ваше отношение к совместной культурно-досуговой деятельности» - Утренник «8 Марта» |
| - Папка-передвижка «Дети и театр» - Вечер вопросов и ответов |
| - Подведение итогов работы за год: отчетный концерт для родителей. |
II. Содержательный раздел
Ожидаемые результаты
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети в процессе занятий:
• Что такое театр, его устройство
• Виды кукольных театров: пальчиковой, настольный, вязаный, конусный, мягкой игрушки.
• Овладение приёмами кукловождения.
• Уметь эмоционально передать свой персонаж.
• Владеть мимикой, использовать интонации.
• Уметь импровизировать в создании танцевального образа.
• Говорить и проговаривать правильно скороговорки.
Предполагаемые умения и навыки
• Готовность действовать согласованно, включая одновременно или последовательно.
• Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать заданные позы.
• Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
• Уметь произносить потешки, песенки, считалки, скороговорки, в разных темпах, шепотом и беззвучно.
• Разыгрывать тексты хороводных игр, потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок в сценической деятельности, с использованием декораций, атрибутов, костюмов.
• Усваивать и узнавать виды театра (настольный театр, кукольный, пальчиковый)
Учебный план
Театрализованные занятия проводятся:
В неделю – 1.
В месяц – 4.
В год – 32.
Режим работы
Среда – 16.00 ч, еженедельно.
Содержание театрализованных занятий включает себя
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Схема занятий
• Введение в тему, создание эмоционального настроения;
• Театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной
деятельности.
Содержание программы
(учебно-тематического плана)
Название занятия | Задачи | Вид деятельности/ оборудование | Источник | |
Сентябрь | «Ряба яичко снесла золотое» | Формировать восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. | Творческий центр “С стр. 18 | |
«Мы не просто ребятки, а цыплятки» | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. | Перчаточный театр | М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» | |
Октябрь | «Курочка и цыплята» | Поощрять желание детей участвовать в театрально- игровой деятельности; научить выразительным жестам; развивать двигательную активность детей. | Маски и шапочки героев сказки. | М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» |
«Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях. | Театр на фланелеграфе | Т.И. Петрова, Е.Я. Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр. 8. | |
«Прогулка по лесу» | Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление. | Музыкальное сопровождение Муляжи и картинки с ягодами, грибами; животными. | ||
Спектакль «Репка». | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам; познакомить с приемами кукловождения настольных кукол; формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле; побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами. | Куклы настольного театра «Репка», зайцы – игрушки | Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных спектаклей | |
Ноябрь | «Сказка на столе» | Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле; учить выразительной интонации: дать пример элементарного кукловождения. | Настольный театр «Теремок» | Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» стр.74. |
«В гости к Дашеньке» | Формировать у детей представления об элементарных этических нормах; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способности работать с воображаемыми предметами; развивать фантазию и память; развивать умения четко произносить звуки, фразы. | Магнитофон; музыкальное сопровождение; кукла Дашенька | Т.И. Петрова, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.13 | |
«Зайку бросила хозяйка» | Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим; познакомить детей с пиктограммами; развивать мимическую выразительность» развивать мелкую моторику пальцев рук. | Карточки с пиктограммам, маски лисы и зайцев; кукла Дашенька | Т.И. Петрова, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.14 | |
«Мы водили хоровод» | Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. | Кукла Дашенька, инсценировка пословицы «В тесноте, да не в обиде!» | Т.И. Петрова, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.15 | |
Декабрь | Показ русской народной сказки «Зимовье» | Учить детей отгадывать загадки, развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу, воспитывать любовь к животным. | Настольный театр, сказка «ЗИМОВЬЕ» | Т.И. Петрова, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.16 |
«Наступили холода» | Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции; побуждать к участию в играх- драматизациях. | Игрушка саночки; шапочки для героев игры-драматизации Вани и Тани | Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» стр.88 | |
«Добрая девочка» | Продолжать работу по обучению приемам кукловождения (настольный театр, перчаточный театр); научить воспроизводить отдельные черты характера (уверенность в себе); познакомить детей со сказкой «Добрая девочка» С. Сулиной; Побуждать принимать участие в хороводе. | Настольный или перчаточный театр; декорации к сказке «Добрая девочка» | Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных спектаклей, стр.32 | |
«Новогоднее приключение» | Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально- драматических образов; побуждать к двигательной активности. | Костюм Снегурочки; волшебный клубочек; шапочки белок для подвижной игры | Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» стр.99 | |
Январь | «Кто приходит к нам зимой» | Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. | Письмо от Деда Мороза; любой вид театра для демонстрации сказки «Рукавичка» | Т.И. Петрова, Е.Я. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.17 |
«Кому зимой не холодно?» | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений. | Магнитофон; запись песни «Мы погреемся немножко»; любой вид театра для демонстрации сказки «Снегурочка» | Т.И. Петрова, Е.Я. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.20 | |
«Давай будем одеваться» | Сформировать умение концентрировать внимание на театральной кукле; поощрять желание самостоятельно придумывать движения для настольных кукол в соответствии с текстом потешки; научить мимикой, жестами, движениями передавать основные эмоции; развивать мелкую моторику рук, способствовать сопровождать потешку жестами; приучать внимательно следить за сюжетом кукольного спектакля, участвовать в обсуждении. | Настольный деревянный театр | Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных спектаклей, стр.30 | |
«Снегири и синички» | Дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении. | Декорация заснеженной лужайки; шапочки снегирей и синиц; кормушки; зерно | Н.Ф. Губанова «Театрализованная дошкольников», стр. 100 | |
Февраль | «Зайке холодно зимой» | Продолжать работать над интонационной выразительностью; развивать артикуляционный аппарат; учить детей слушать сказку; побуждать к участию в театрализованной игре; формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения; воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему миру. | Настольный театр «Заюшкина избушка» | Т.И. Петрова, Е.Я. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.22 |
«Козочки и волки» | Учить детей восприятию сюжета; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить взаимодействию друг с другом в игре; учить выразительно двигаться в подвижной игре. | Декорации заснеженного леса; костюмы героев (Дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков для подвижных игр | Н.Ф. Губанова «Театрализованная дошкольников», стр.91 | |
«Зимняя пляска» | Совершенствовать навыки управления настольными куклами; научить понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики и жестов; побуждать самостоятельно искать выразительные жесты, движения для создания образа. Инсценировка сказки «Козлятушки и волк» | Настольные куклы (птички); шапочка зайчика; плоскостной домик, шапочки козы, козляток, волка | Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных спектаклей, стр.44 | |
«В театре кукол» | Знакомить детей с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты); учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля. | Ширма, куклы (коза, семеро козлят, волк); декорации («Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты корзина для козы | Н.Ф. Губанова «Театрализованная дошкольников», Стр.94 | |
Март | «Ловкий мышонок» | Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре. | Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки лиса и мышат, мягкие игрушки (лис и мышонок); колыбелька для мышонка. | Н.Ф. Губанова «Театрализованная дошкольников», стр.117 |
«Сказка о глупом мышонке”. | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Куклы театра би-ба-бо | Т.И. Петрова, Е.Я. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.23 | |
“Без друзей нам не прожить ни за что на свете”. | Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. | Куклы би-ба-бо. | М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» | |
“В гости к ежику и лисе”. | Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | Театральные костюмы для ролевого театра «В гости к ежику и лисе» | Т.И. Петрова, Е.Я. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.25 | |
Апрель | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”. | Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | Куклы би-ба-бо. | М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» |
“Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!” | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. | Костюмы героев сказки «Заюшкина избушка» | М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» | |
«Бежала лесочком» | Поощрить участие детей в театрально-игровой деятельности; совершенствовать навыки вождения настольных кукол; побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа; научить детей различать эмоции, уметь их передавать с помощью мимики и жестов. | Настольный кукольный театр. | Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных спектаклей, стр.60 | |
«Под грибком» | Поощрить желание детей самостоятельно придумывать движения для настольной куклы в соответствии с ее образом; научить понимать эмоциональное состояние героя и его изображать; развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов; продолжать знакомить с отдельными чертами характера персонажа и побудить изображать их с помощью мимики и жестов. | Настольный театр. Элементы костюмов для инсценировки постановки по сказке В. Сутеева | Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных спектаклей, стр.64 | |
Май | «Весна на улице» | Развивать эмоционально- чувственную сферу детей; учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слышать контрастные интонации в речи; побуждать к двигательной активности; проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражании. | Декорация весенней лужайки; ваза с цветами; шапочки цветов для подвижной игры; фонограмма «Звуки леса»; музыкальные записи для этюда и танцев птичек и цветов. | Н.Ф. Губанова «Театрализованная дошкольников», стр.132 |
“Дайте только срок, построим теремок!”. | Продолжат учить детей отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. | Театр би-ба-бо «Теремок», декорации к сказке. | М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» | |
«Кошка и ее котята» | Познакомить со сказкой «Кошка и ее котята»; развивать сопереживание; учить внимательно слушать сказку; отвечать на вопросы по ее содержанию. | Театр на фланелеграфе. | Н.Ф. Губанова «Театрализованная дошкольников», стр.120 | |
Разыгрывание сказки «Теремок» | Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа; воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества. | Разные виды театра по выбору детей. | Т.И. Петрова, Е.Я. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр.25 |
Календарный учебный график
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня с сентября по май, время проведения занятий 15 – 20 мин. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Критерии и формы оценки качества знаний
С целью выявления у детей младшего дошкольного возраста сформированности интереса к театрализованной деятельности, развития творческих способностей, эмоционально - чувственной сферы детей, умения выражать свои чувства и общение, разработаны показатели уровня овладения детьми коммуникативными способностями в театрализованной деятельности.
Высокий уровень
- Ребенок использует в разговоре все части речи правильно
- У ребенка сформирован навык грамотно составляет простые предложения, предложения с однородными членами
- Сформирован навык самостоятельно имитирует действия персонажа
- Ребенок сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное состояние героя.
- ребенок по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает роль.
- ребенок с удовольствием использует в игре знакомый сюжет, изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.
Средний уровень
- частично использует в разговоре части речи, иногда неправильно.
- Частично сформирован умение правильно составляет простые предложения, не всегда грамотно пользуется предложениями с однородными членами.
- Частично имитирует действия, характерные для персонажа только с помощью взрослого.
- Частично может передать эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого и другого ребенка.
- ребенок может использовать театральные игрушки в игре, повторяя действия взрослого.
- ребенок с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.
Низкий уровень
- Находится в стадии формирования – зачастую неправильно использует части речи.
- Находится в стадии формирования – испытывает сложности в построении даже простых предложений.
- Находится в стадии формирования – не умеет и не хочет имитировать характерные движения персонажа.
- Находится в стадии формирования – не может показать эмоцию даже повторить её за другим.
- Находится в стадии формирования – никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки.
- Находится в стадии формирования – ребенок не использует в игре знакомый сюжет
Педагогическая диагностика
| Список детей | Умение следить за развитием действий в играх драматизациях | Имитация характерных действий персонажей | Свободное общение с взрослыми и детьми | Желание произносить небольшие монологи | Желание выступать вместе с коллективом сверстников |
1. | Маша |
|
|
|
|
|
2. | Ваня |
|
|
|
|
|
3. | Рома |
|
|
|
|
|
4. | Маша |
|
|
|
|
|
5. | Саша |
|
|
|
|
|
6. | Даша |
|
|
|
|
|
7. | Павел |
|
|
|
|
|
8. | Захар |
|
|
|
|
|
9. | Юля |
|
|
|
|
|
10. | Катя |
|
|
|
|
|
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
III. Организационный раздел
Материально – техническое оснащение
Оборудование детского театрального уголка
• Настольный театр игрушек.
• Настольный театр картинок.
• Стенд-книжка.
• Фланелеграф.
• Теневой театр.
• Пальчиковый театр.
• Театр Би-ба-бо.
• Театр Петрушки.
• Детские костюмы для спектаклей.
• Взрослые костюмы для спектаклей.
• Элементы костюмов для детей и взрослых.
• Атрибуты для занятий и для спектаклей.
• Ширма для кукольного театра.
• Музыкальный центр, видеоаппаратура
• Медиотека (аудио- и CD диски).
• Декорации к спектаклям
• Методическая литература
Сроки реализации программы
Общая продолжительность обучения рассчитана на один год (32 часа).
Форма отчетности
1 квартал - ноябрь
• инсценировка русской народной сказки «Репка»
2 квартал – февраль
• Открытое занятие для родителей. Инсценировка сказки «Рукавичка»
3 квартал – май
• Театрализованное представление «Путешествие в мир сказок»
• Презентация работы кружка на педсовете.
Список используемой литературы
1. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Москва, Творческий центр “Сфера”, 2000 г
2. Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, Москва “Школьная пресса” 2004 г.
3. Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва: АРКТИ, 2007 г.
4. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва: ВАКО, 2007 г.
5. А.В. Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
6. М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
7. Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
8. О.В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.
9. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва: АРКТИ, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»
Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...
Палитра. Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....
Программа «Волшебная палитра»
Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...
Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"
Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...
"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.
Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....
Программа "Разноцветная палитра"
занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Папка - передвижка для родителей "ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА"
В папке содержится изобразительный и художественный материал, который пожет родителям научить своих детей различать цвета....