Технология ТРИЗ Системный оператор
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_triz_sistemnyy_operator.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1579
Воспитатель Харитонова Е.В.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:
- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формирование целостной картины мира;
- воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- развитие речи, памяти, творческого воображения.
Метод - Системный анализ (системный оператор)
Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:
- Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
- Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.
В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран», для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду. Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. Использованный метод "Системный оператор" поможет воспитателю научить детей мыслить системно, , анализировать, делать выводы и поддержать интерес к познанию окружающего мира. В процессе НОД большое внимание уделяется и речевому развитию детей.
Конспект НОД
Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко »с применением технологии ТРИЗ «Системный оператор»
Цель: развивать системное мышление.
Задачи:
1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора.
- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;
- совершенствовать умение произносить сложные по слоговой структуре слова;
2. Развивающая задачи:
- развивать логическое мышление, зрительное внимание;
- способствовать развитию воображения дошкольников.
- обогащать активный словарь всеми частями речи.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к научным знаниям;
- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.
Материал к занятию: волшебный экран, мультимедио, муляж яблока, игрушка Незнайки.
1. Организационный момент:
. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.
Воспитатель обращает внимание детей на посторонний звук, выходит за дверь и вносит игрушку Незнайки.
Воспитатель. Незнайка, что случилось?
Незнайка: - Ой, ой, как мне больно.
Воспитатель: - Что случилось? Ты упал, поранился?
Незнайка: - Я торопился к вам в гости, по дороге увидел яблоневый сад, сорвал яблоко и съел, а вот теперь у меня очень болит живот. Ой, я даже и не знал, что яблоки такие вредные. Я больше ни когда не буду есть эти противные фрукты.
Воспитатель: Ребята, а вы согласны с Незнайкой? И как вы думаете, что на самом деле с ним произошло?
Докажите Незнайке, что это не так. А ты, Незнайка, садись поудобнее, мы сейчас включим волшебный телевизор.
2. Основная часть НОД.
Включается экран монитора – система, настоящее время.
Воспитатель: - Ребята, что вы видите на экране?
Дети: Яблоко
Воспитатель: Незнайка назвал два определения яблока: вредное и противное, вы согласны с ним. (нет). Давайте дадим яблоку свои определения.
Дети: полезное, спелое, зеленое, сочное, съедобное, ароматное, витаминное, круглое, румяное, может быть гнилое…
Воспитатель: А на что похоже яблоко?
Дети: похоже на шарик, большую ягодку и т.д.
-Воспитатель: Назовите яблоко ласково (яблоко -яблочко).
- А если у вас выросло огромное яблоко?
Дети: Яблочище..
Воспитатель: Незнайке яблоко не понравилось, а вы что можете плохого найти в яблоке.
Дети: если не помыть или съесть много – живот заболит и т.д.
Воспитатель. Ребята, что же получается, что Незнайка прав, вот сколько у яблока плохих свойств (Нет).
Воспитатель. Вы не согласны, ну тогда давайте расскажем Незнайке , что вы знаете хорошего о яблоке (вкусное, полезное, красивое, содержит витамины, можно самим выращивать, можно хранить и т.д.)
(открывается экран – подсистема, настоящее время)
Воспитатель. Как вы думаете, что может быть внутри яблока? (ответ).
Воспитатель. А как это можно проверить? (разрезать).
Воспитатель. Незнайка, что ты видишь? ( кожура, мякоть, ядро, плодоножка )
Незнайка. А еще я вижу какие-то семечки.
Воспитатель: - Из этого крошечного семечка, может вырасти большая яблонька. Давайте посмотрим, как это происходит. Когда семечко попадает во влажную, теплую землю зернышко оно прорастает- появляется первый зеленый росток.
(показываю на мониторе (экране)
Воспитатель. Ребята, а что еще нужно для того, чтобы росточек рос?
Дети: Солнце, тепло и вода
Воспитатель. Кто сможет рассказать Незнайке и показать на экране последовательность роста яблоньки от семечки до дерева? (ответы детей)
Воспитатель: много лет нужно для того, чтобы выросло дерево. А когда дерево достаточно вырастит, на нем появятся цветы
(экран – надсистема, настоящее время)
Незнайка: - спасибо, ребята, я все понял, я возьму семечко и посажу его в горшок с землей, буду поливать, поставлю к свету на окно и буду урожай ждать.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, у Незнайки получится вырастить яблоню?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему? (ответы детей) Расскажите Незнайке, где растет яблоня?
Дети: Яблоню нужно выращивать в саду, в питомнике
Воспитатель: А теперь, Незнайка, запоминай трудные слова: яблоня светолюбивое, влаголюбивое, фруктовое дерево.
Воспитатель: Давайте объясним Незнайке значение этих сложных слов.
Воспитатель: А теперь расскажите ему, что может навредить нашей яблоне?(ураганный ветер, насекомые вредители, засуха)
Дети А как же можно помочь яблоне?
Дети Поставить палочки, подвязать ветку.
Незнайка: - А где созревают новые яблоки? На земле или на ветке?
(ответы детей)
- У каких фруктовых деревьев плоды созревают тоже в ветках?(проводится Игра «Мои друзья» )
(открывается экран – система и надсистема, прошлое время)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю Незнайке вместе с нами сыграть игру «Чем было яблоко?»
Дети: семечкой, цветочком.
Воспитатель : - А когда можно увидеть, что яблонька цветет? (весной)
(экран – подсистема, прошлое время)
Воспитатель: Цветущая яблонька стоит как будто укрыто нежным розовым покрывалом. А как вы думаете, кто может укрыться лепестком цветка яблони?
Дети: Дюймовочка, муравей, мальчик-с-пальчик, бабочка, божья коровка и т.д.
Конспект НОД (подготовительная группа)
Яяблони, что вы чувствуете? Вам нравятся эти цветы? Понюхайте их, похвалите их.
Дети: Ах, какие красивые цветы: ароматные, душистые, нежные, пахучие, бело-розовые, прелестные…
Воспитатель:Ребята, вы уже очень много рассказали Незнайке о яблоках. А чтобы он все запомнил, давайте пригласим его в игру и все повторим.
Упражнение на координацию речи с движением:
«Яблоня»
Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
(дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька»)
Заморозил их мороз?
Или ветер их унёс?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
(дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька» отрицательно качает головой)
Куда они пропали?
(разводят руками, пожимают плечами)
Не морозил их мороз,
И не ветер их унёс,
Не спалило их огнём,
Града не было с дождём,
Птицы их не поклевали…
(загибают по одному пальцу на правой руке)
Дети оборвали!
Урожай у нас не плох.
Воспитатель: Урожай собрали большой, а что же с ним делать?
Дети: Есть, консервировать, сушить, варить варенье.
Воспитатель: Как можно сохранить яблоки, чтобы они не сгнили? (высушить, сухофрукты)
(экран – система, подсистема, надсистема, будущее время)
Воспитатель: Вы видели, как продают яблоки в баночках. Как называется такие яблоки?
Дети: Консервированные( компот), варенье, джем.
Воспитатель: Представьте, что мы собрались консервировать яблоки, варить варенье Что для этого нужно?
Дети: сахар. вода, банки, крышки.
Воспитатель: Где нужно хранить консервированные яблоки, варенье, джемы?
Дети: В холодильнике, кладовке, погребе.
Воспитатель А где сушеные яблоки (сухофрукты)?
Дети В мешке, кладовке.
3. Заключительная часть НОД
Воспитатель приглашает сделать из фруктов «Фруктовое канапе» и угостить Незнайку. Для канапе режим фрукты крупными кусочками, нанизываем их на шпажки.
Воспитатель: Вы замечательно справились с заданиями. Я хочу вам пожелать, чтобы вы ели яблоки всегда, угощали ими своих друзей и родных. И были здоровы.
Незнайка. Спасибо вам ребята, я теперь знаю, что яблоко- удивительный фрукт.
Рефлексия. Ребята, если вы считаете, что у нас все получилось и мы убедили Незнайку, что яблоко удивительный фрукт, улыбнитесь, а если нет сделайте грустное лицо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»
Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...
КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор) «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка» ...
Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в занятиях с дошкольниками
(2 слайд)В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления детей приобретает особую актуальность.Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколе...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных способностей в различных видах деятельности. Технология ТРИЗ «Системный оператор».
Представлена консультация для педагогов....
Технология ТРИЗ "Системный оператор" Конспект НОД "Родной свой край-люби и знай"
Занятие с ТРИЗ "Системный оператор" о родном крае....
Технология ТРИЗ "Системный оператор". Конспект НОД "Озеро Байкал - богатство нашего родного края."
Занятие об озере Байкал...
Конспект НОД "Жили-были овощи" Технология ТРИЗ "Системный оператор"
Занятие по развитию речи...