Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных способностей в различных видах деятельности. Технология ТРИЗ «Системный оператор».
консультация (средняя группа)
Представлена консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных способностей в различных видах деятельности. Технология ТРИЗ «Системный оператор».
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Дети получают информацию и анализируют ее с самого рождения.
Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. В результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Цели:
Развитие творческого воображения.
Задачи:
1.Сохранить и развить природный механизм творческого восприятия, который со временем у детей почти полностью исчезает
2.Учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, сознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
3.Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
4.Систематизировать знания детей об окружающем мире с помощью системного оператора;
5.Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, внимание;
6.Воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи.
Что такое ТРИЗ
ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.
Именно технология ТРИЗ – РТВ (развитие творческого воображения) наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы.
Мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «системный анализ», или «системный оператор».
Системный оператор
Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.
Спешу вас успокоить — эту досадную оплошность всегда можно исправить! Особенно если речь идет опять же о детях, которым свойственно впитывать новую информацию с молниеносной скоростью. Главное — грамотно ее подать.
Подчеркивая принципиальную важность всеобъемлющего системного мышления, советский исследователь, создатель методики ТРИЗ, Генрих Альтшуллер, разработал концепцию системного оператора.
Она была призвана восполнить недостаток нашего мышления, дав людям возможность мыслить на десятки шагов вперед, выявляя тонкие причинно-следственные связи и закономерности вещей. По мнению ученого, только в этом случае мы сможем преобразовывать мир, не опасаясь разрушительных последствий своих не до конца обдуманных решений и действий.
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
4
Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.
Алгоритм системного мышления
Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.
1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.
2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
3. Выявление составляющих объекта.
4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.
5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам
Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:
- целостности объекта;
- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);
- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.
Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Заключение
Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.
А ведь применять ее можно где угодно! Умываетесь? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из крана? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.
Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.
Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.
В итоге, у малышей:
• Формируется своя точка зрения на различные вещи.
• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
• Появляется смелость общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
Консультация для воспитателей "Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности"
консультация для воспитателей...
«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...
Семинар – практикум для педагогов «Формирование у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности. Роль семейных традиций в воспитании ребенка»
Цель семинара-практикума: создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностн...
Консультация для педагогов: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультация для педагогов...
Консультация для молодых педагогов "Формирование познавательных интересов и познавательных способностей через технологию ТРИЗ"
Консультация для молодых педагогов...