СТАТЬЯ «Оптимизация образовательного процесса в ДОУ - необходимость или нет?"
статья
Сейчас, в современном обществе, мы часто слышим фразы об оптимизации на предприятиях, об оптимизации рабочих процессов и т.д. Учебные заведения также подвергались оптимизации: в крупных городах произошло слияние школ и детских садов в единые комплексы, упразднили и сократили некоторые педагогические ставки и другое.
А вот нужна ли оптимизация образовательного процесса в ДОУ? Что происходит в современном дошкольном образовании сейчас? Что было раньше? В статье рассматривается опыт советского дошкольного образования и современного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_optimizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
– НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НЕТ?»
Оптимизация это:
- Нахождение наилучшего (из множества возможных) варианта решения задачи при заданных требованиях, ограничениях.
- Процесс нахождения экстремума функции, т.е. выбор наилучшего варианта из множества возможных, процесс выработки оптимальных решений;
- Процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние
Сейчас, в современном обществе, мы часто слышим фразы об оптимизации на предприятиях, об оптимизации рабочих процессов и т.д. Учебные заведения также подвергались оптимизации: в крупных городах произошло слияние школ и детских садов в единые комплексы, упразднили и сократили некоторые педагогические ставки и другое.
А вот нужна ли оптимизация образовательного процесса в ДОУ? Что происходит в современном дошкольном образовании сейчас? Что было раньше? Многие опытные педагоги положительно отзываются о советском образовании и жалуются на современное. Молодые педагоги не справляются с количеством детей и бумажной работой и уходят из дошкольных учреждений.
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменения условий образовательной деятельности повлекло за собой значительные преобразования организаций управления и методической работы, а также потребовалось совершенствование управленческой системы и системы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Становится очевидно, что обновления образовательного процесса происходит, но необходимо ли это?
Данная тема очень актуальна в нынешнем обществе, а с появлением инновационных технологий и молодых образованных педагогов действительно хочется что-то изменить в образовательной системе.
В условиях модернизации в последнее десятилетие произошло системное обновление дошкольного образования. На смену типовой программы пришли вариативные, на смену унифицированному детскому саду появились разные типы и виды дошкольных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.
Уже в советское время в 1989году в Концепции дошкольного воспитания указывалось на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия детей и педагогов, ориентация образовательного процесса на формирование у детей «заказанного школой» спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима для ребенка-дошкольника, минимальное время для игры и свободной деятельности. Данные проблемы не были решены.
В 2003 году в Концепции непрерывного образования вновь были озвучены актуальные проблемы: недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения, перегрузка детей.
Также обратили внимание на уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. (1,С.48-50 )
Учебно-дисциплинарная модель была ведущей в советское время. Целью такой модели было дать знания, умения и навыки через наставления, разъяснения, требования, угрозы и прочее. Обязательно надо было привить послушание через диктат и чрезмерную опеку. Строгое подчинение режиму и сетке занятий. Форма организации занятий классно-урочная, где говорит, в основном, взрослый, дети не принимают участие в обсуждениях, отсутствует диалог.(2,С.131) Но при такой системе дети были послушные, они получали знания и навыки в разных направлениях. Существовала одна программа, к ней хорошее методическое обеспечение, по которому воспитатель спокойно готовился к занятиям. Не надо было тратить свое личное время и искать дополнительную информацию.В этом положительная сторона советского дошкольного образования.
Но время требовало изменений и на смену авторитарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная. Педагог придерживается принципа «Не рядом, не над, а вместе». Он сотрудничает с воспитанниками. Его целью становится содействие становлению личности ребенка, развитие его индивидуальности. Во главу ставится психологическое и физическое здоровье детей. Игра становится ведущей деятельностью и основной формой организации детей. Такая модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания дошкольников.
Введение ФГОС ДО и образовательного стандарта педагога стала важным шагом в преобразовании дошкольного образования. Все дошкольные организации перестроились на новый формат образовательной деятельности.
Основными принципами стало поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка. Реализация программы ДОУ стала осуществляться в различных формах: игровой, познавательно-исследовательской, проектной и других. К педагогам дошкольного образования предъявляются требования к образованию, к профессиональным и личностным качествам. В следствие этого у воспитателя появилось много дополнительной работы вне сада, отчеты, заполнения различных тетрадей и др. Такое положение дел не устраивает педагогов.
Рассмотрим образовательный процесс, осуществляемый в ДОУ, с учетом ФГОС ДО.
В программе “От рождения до школы” Вераксы отмечается, что дошкольное образование должно обеспечивать единство воспитательных образовательных и развивающих целей и задач, строиться с учетом интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Образовательный процесс основывается на комплексно-тематическом планировании. Решение всех образовательных и воспитательных задач должно проходить не только в непосредственно образовательной деятельности , но и в совместной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, т.е. в течение всего дня.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она становится основной формой организации детской жизни. В ситуации сотрудничества у детей преодолеваются возможный эгоцентризм и индивидуализм, формируется коллектив. Дети раскрепощаются, у них работает воображение, мышление, познавательные и творческие способности. (2,С.132)
В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. Существуют три формы организации обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальной форме у педагога есть возможность определять задачи, методы и средства обучения, сооответствующие уровню развития ребенка, учитывать темп усвоения материала и особенности психических процессов. Такие занятия нужны для дальнейшей корректировки обучения ребенка. Но при большом количестве детей в группе (30 детей), индивидуальная форма не всегда осуществима.
Подгрупповая форма организации детей удобна для воспитателя. Он видит всех воспитанников, имеет возможность вести диалог, помочь отстающим. Но такая форма организации будет успешно реализована только , если вторая подгруппа будет заниматься в это же время с другим педагогом: по ИЗО, музыке, физкультуре. А в большинстве детских садов такой возможности нет (оптимизация учебных учреждений привела к сокращению ставок), и вторая подгруппа, обычно, находится в другом помещении вместе с помощником воспитателя. Еще одна проблема возникает при групповой форме организации занятий - это невозможность уложиться в режимное время, отведенное для образовательной деятельности.
Фронтальная форма организации детей является самой популярной в детских учреждениях. Здесь вполне можно успеть провести занятия в режимное время, если только не тратить его на решение дисциплинарных вопросов. Дисциплина, одна из проблем на фронтальных занятиях, а также педагог не может охватить всю группу и вовремя увидеть неуспевающего ребенка. Нужно ли решать такие проблемы в дошкольном образовании? Я думаю да.
Работая в детском саду, я замечаю, что объем познавательного материала увеличивается. Мы должны реализовать кроме основной образовательной программы вариативные, региональные, кружковые программы, проекты, индивидуальные образовательные маршруты и другое. Данную информацию дети должны получить в непосредственно- образовательной деятельности, в совместной деятельности в режимных моментах. Иногда приходится увеличивать время занятия или количество занятий, что является нарушением гигиенических требований, это приводит к утомлению дошкольников.
О.Л. Соболева отмечала, что разгрузку образовательного процесса в ДОУ надо реализовывать не за счет сокращения и примитивизации содержательной стороны обучения, а за счет метода, обеспечивающего учет психологических особенностей воссприятия и усвоения информации детьми дошкольного возраста. (1,С.123)
Метод обучения -это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и воспитанников, которые направлены на достижение всех поставленных задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Педагог при этом учитывает психологические и возрастные особенности детей, их потребности, возможности, эмоции. (2,С.135)
Ю.С. Смолкин говорил о принципе добровольности и альтернативности действий ребенка как о главном принципе организации образовательных отношений в ДОУ. (1,С.123) Чтобы придерживаться принципа добровольности при организации образовательного процесса необходима правильная мотивация детей. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Не всегда воспитатель умеет начать НОД с установки интересной мотивации. А ведь необходимо вызвать у детей интерес и желание к совместной деятельности, создать условия для умственного напряжения, направить усилия воспитанников на приобретение знаний и умений. Здесь очень важна компетентность педагога, его профессионализм.
Например, владея педагогической техникой, педагог может использовать разнообразные умения и приемы личного воздействия на воспитанников, с целью стимулирования их активности. Педагог должен выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Педагогическое творчество также является непременным условием современного педагогического процесса. Воспитатель поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать с воспитанниками. В содержание работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблонов и однообразия.(2,С.6)
Обучение в ДОУ предполагает любые формы и способы передачи информации, занятия характеризуются отсутствием жесткого регламента и игровой формой организации. (1,С.123) Образовательный процесс во всех возрастных группах (кроме подготовительной к школе группе) сейчас должен проходить в игровой форме. Очень актуальны проблемные ситуации, проектная, исследовательская деятельность, игры-путешествия, квесты. Но из-за недостаточно большого объема методической литературы, обеспечения и развивающей среды детского сада воспитателю очень сложно одному подготовить на каждый день образовательную деятельность в игровой форме, а квесты и исследовательскую деятельность тем более. Такую проблему также необходимо решать.
Для повышения качества дошкольного образования в настоящее время повсеместно вводят инновационное обучение. В его основе лежит творчество, преобразование и изменение окружающего мира и самого человека. Такое обучение ориентированно на способность личности адаптироваться к быстро наступающим переменам в обществе, к разнообразным формам мышления, к сотрудничеству с другими людьми. В образовательном процессе инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов образовательных учреждений. (3,С.317)
Инновационные педагогические технологии отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, так как они отражают уровень педагогического мастерства и творчества. Возникновение педагогических систем и технологий продиктовано социальным заказом, уровнем психолого-педагогической науки, кадровым потенциалом работников. Сейчас в дошкольной педагогике существует разнообразие педагогических технологий и подходов к организации образовательного процесса и воспитания детей. Самые популярные и известные это:
-технология личностно-ориентированного подхода;
-технология ТРИЗ;
-игровые педагогические технологии;
-технология проблемного обучения;
-технология развивающего обучения;
-альтернативные авторские технологии и др. (4,С. 52)
Одним из видов инновационного обучения и способом оптимизации образовательного процесса можно считать включение ИКТ технологий. Использование различных презентаций, интерактивных игр, видео и аудио картотек облегчает воспитателю организацию образовательного пространства. Но чтобы внедрить ИКТ технологии в дошкольное образование необходимо комплексное преобразование «окружающей дидактической среды» ДОУ и интегрирация средств ИКТ в единую дидактическую систему. А также важную роль играет финансовое обеспечение дошкольных организаций и обучение педагогов ИКТ технологиям. (5,С.51)
В ФГОС одним из принципов дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип считается новым для дошкольного образования, он предлагает пересмотреть и перестроить всю образовательную деятельность в детском саду на основе объединения образовательных областей. Этот принцип дает возможность получить обобщенный образовательный процесс, который гарантирует формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Интегрированное занятие — это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных
областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность. При интеграции должна произойти взаимосвязь разделов программы и всех видов детской деятельности друг с другом и должны совместиться различные задачи и образовательные технологии. В основе интеграции лежит единая проблема или тема занятия; серии занятий; совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.
Интеграцию образовательных областей строят на основе календарно-тематического планирования. После выбора темы подбираются образовательные области, которые смогут всесторонне раскрыть детям содержание данной темы. Все эти темы могут использоваться воспитателем для составления плана целостного образовательного процесса.
Но чтобы качественно реализовать интеграцию образовательных направлений и проводить интегрированные занятия необходима хорошая научная и методическая база, разработки конспектов и мероприятий, которой сейчас, к сожалению, не достаточно.
В конце доклада, можно сделать вывод, что оптимизация образовательного процесса в дошкольном образовании необходима и она уже началась. Происходит совершенствование образовательных программ, вводятся инновационные технологии и новые педагогические подходы к воспитанию и образованию детей-дошкольников, в сферу образования приходят молодые, любящие детей специалисты. Самое главное при этом не забыть про воспитателя, обеспечить ему качественные условия труда и отдыха, вовремя повышать его профессионализм и заработанную плату, а первостепенное - это дать работать с детьми.
Литература:
1.Бочков, Д. В. Начинающий предприниматель в сфере дошкольного образования : учебное пособие : [16+] / Д. В. Бочков, Е. В. Михеева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 145 с.
2. Титов, В. А. Дошкольная педагогика: конспект лекций / В. А. Титов. – Москва : А-Приор, 2002. – 192 с.
3. Алисов, Е. А. История развития образовательных моделей и технологий : учебник : [12+] / Е. А. Алисов, Л. С. Подымова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 353 с.
4.Масленникова, Т. В. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике : учебное пособие / Т. В. Масленникова, Н. И. Колупаева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 138 с.
5.Дмитриев, Ю. А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования : учебное пособие / Ю. А. Дмитриев, Т. В. Калинина ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016. – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Дифференцированный подход как средство оптимизации образовательного процесса в работе с одаренными детьми
Рекомендации для педагогов и родителей...
Презентация "Оптимизация образовательного процесса за счет интеграции разных видов деятельности"
Презентация системы работы по использованию интегрированных физкультурно-речевых занятий....
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»
Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...
Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика ...
АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
В статье обосновывается связь личностного потенциала воспитателя и процесса самореализации его в профессиональной деятельности. Подчеркивается роль активизации личностного потенциала педагогов в...
статья "Оптимизация педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников путем использования ИКТ"
Использование ИКТ в музыкальном образовании дошкольников позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения более интересным, а развитие ребенка э...