Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"
консультация
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 93.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика как средство оптимизации педагогического процесса
Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.
Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.
Реализация программы «Детство» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Цель и задачи диагностической работы
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Цель диагностической работы - изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1.Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2.Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3.Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
4.Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Мы несколько лет работали по этому пособию, использовали трех бальную систему. Но в таблицах отражены не все параметры образовательных областей. По требованию данных для какого-либо отчёта приходилось вычленять или проводить мини-диагностику. Это было не очень удобно. Поэтому в мае этого года мы решили организовать рабочую группу и создать свои таблицы для проведения педагогической диагностики. Работали мы с программой «Детство».
Сначала мы в каждой области определили основные параметры для диагностики. А затем вычленили задачи по каждому параметру. Так же используем трех бальную систему: самостоятельно выполняет, с помощью взрослого, не справляется с заданием. А на каждую область в Excel где система сама считает. Затем все данные заносятся в сводную таблицу. Сделано это на все возраста и сейчас проходит апробацию.
Сводная таблица младшая группа
Параметры изучения | Оптимальный | Допустимый | Критический | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
1. | «Социально-коммуникативное развитие» | Дошкольник входит в мир социальных отношений | ||||||
Развиваем ценностное отношение к труду | ||||||||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | ||||||||
Итого | ||||||||
2. |
«Познавательное развитие» | Развитие сенсорной культуры | ||||||
Формирование первичных представлений о себе, других людях. | ||||||||
Ребенок открывает мир природы | ||||||||
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. | ||||||||
Итого | ||||||||
3. | «Речевое развитие» | Владение речью как средством общения и культуры. | ||||||
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. | ||||||||
Обогащение активного словаря. | ||||||||
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. | ||||||||
Итого | ||||||||
4. | «Художественно-эстетическое развитие» | Изобразительное искусство | ||||||
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества. | ||||||||
Художественная литература. | ||||||||
Музыка | ||||||||
Конструктивно- модельная деятельность | ||||||||
Итого | ||||||||
5. | «Физическое развитие» | |||||||
Общий итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Дифференцированный подход как средство оптимизации образовательного процесса в работе с одаренными детьми
Рекомендации для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов "Музыка как средство организации образовательного процесса в ДОУ"
Музыкальное воспитание ребёнка на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада....
Презентация "Оптимизация образовательного процесса за счет интеграции разных видов деятельности"
Презентация системы работы по использованию интегрированных физкультурно-речевых занятий....
Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
Статья:"Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса"...
Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазви...
АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
В статье обосновывается связь личностного потенциала воспитателя и процесса самореализации его в профессиональной деятельности. Подчеркивается роль активизации личностного потенциала педагогов в...