Технология "Путешествие по реке времени"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности по технологии «Путешествие по «реке времени» - история появления автомобиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по технологии «Путешествие по «реке времени» - история появления автомобиля.

Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»

Задачи:

1. Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования.

2. Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь словами «карета», «паровая машина».

3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация «История создания автомобиля», мяч, 2 кубика, 2 обруча

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: мольберт, таблица пятиэкранка и картинки с изображением: автомобиля, улицы города, частей машины и машины будущего, картинка «Три богатыря», пособие-панно «Река времени».

Раздаточный материал: эмблемы, два обруча, предметные картинки «Древность», «Старина»,  «эпоха Возрождения» и «Наше время», предметные картинки для пособия «Река времени», раскраски.

Предшествующая работа: беседы о разных видах транспорта; изготовление дома с родителями книжек – малышек на тему « История появления автомобиля»; рассматривание иллюстраций;

Содержание организованной образовательной деятельности.

1.Слайд «Река времени»

/ Вводная часть.

1.Организационный момент.

- Ребята, я чуть не забыла, мне сегодня по дороге в д/сад передали вот этот Фикси бокс, и сказали, там все на ней написано. (Воспитатель идет в спальню и берет бокс).

- Посмотрите, что это за бокс такой. Так, ага, кто же нам его передал, как вы думаете? Да, верно, это наши маленькие помощники Симка и Шпуля, вот и записка от них.

«Дорогие ребята, в Фикси боксе находится предмет, игрушка, о котором пойдет речь сегодня, а что именно, для этого вам нужно отгадать загадку:

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином

На копытца дай резину

И тогда, поднявши пыль,

Побежит……(автомобиль)

- Верно, это машина верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.

- Какие марки автомобилей вы знаете?

- Для чего человеку нужна машина?

- Как вы думаете, давным – давно были автомобили?

- Как же появился автомобиль?

2.Слайд «Ученая сова»

- Ребята, а вы хотели бы побывать юными – исследователями и узнать, как же все таки появился автомобиль?

(предлагаю детям получить эмблемы, которые они сами берут и одевают на себя)

 

2.Работа с пятиэкранкой «Волшебным троллейбусом»

- Итак, уважаемые исследователи, с чего нам начать наше исследование?

- Куда мы, как вы думаете должны отправиться, чтобы узнать, как появился автомобиль?

- А на каком транспорте можно совершить путешествие в прошлое?

- Мы сегодня отправимся на нашем волшебном троллейбусе, но для начала я предлагаю на нем покатать наш автомобиль.

(помещаю в середину экрана изображение автомобиля)

- Кто из вас помнит, как будет двигаться наш автомобиль?

- Если поедем высоко в гору, о чем мы узнаем? (где можно встретить этот транспорт – переворачиваю картинку) ответы детей

- Если съезжать с горы вниз, о чем мы узнаем? (части автомобиля – дети перечисляют  и воспитатель меняет картинку)

- Если повезем автомобиль влево, о чем узнаем?( прошлое)

- Если в право? (то будущее)

3.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

- Наш автомобиль поехал влево, это значит, что? Пора, отправляться в прошлое …

- Прошу вас, занять посадочные места в нашем волшебном троллейбусе, усаживаетесь поудобнее. Поехали!

- мы будем ехать на нашем троллейбусе, все рассматривать из окошек и запоминать все интересное.

(звучит запись движения троллейбуса до тех пор, пока я не расскажу детям о реке времени, которая протекает около нас)

- Ребята, вы наверное обратили внимание, что по правую сторону от нас протекает, что? (река)

- Но это не просто река, это «река времени».

- А почему, как вы думаете, она так называется?

- Да, время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще не удавалось попасть в прошлое, так же, как и в будущее. Но так как у нас «волшебный троллейбус», то мы сегодня и попробуем.

4.Слайд «Древность»

- Посмотрите вперед перед собой мы, где мы оказались?

- Да, мы попали в эпоху «древность»

- Расскажите, как жил первобытный человек?

(жил в пещере, носил шкуры животных, готовил пищу на костре, охотился на диких животных, транспортом ему служили его собственные ноги)

5.Слайд «Человек первобытный с лошадью»

- Шли годы. Древний человек все думал, как же ему облегчить свою жизнь.

- И что он придумал? ( он однажды приручил дикую лошадь)

- Какую помощь человеку оказывала лошадь? (охотился верхом на ней, пахал землю, перевозила грузы)

- Лошадь стала для человека первым транспортом.

- Каких животных приручил еще человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (бык, осел, собака, …)

6.Слайд «Колесо»

- Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? (колесо)

- Да, колесо – великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

- Какую роль выполняет колесо? ( необходимая часть машины, машина едет)

- Вот они придумали колесо, и как же дальше с ним быть?

- Что с ним делать? (ответы детей)

7.Слайд «Первая повозка»

- Верно, люди стали делать самые простые повозки на колесах. Изначально колеса представляли собой сплошной круг, который намертво скреплялся с основной осью и вращался, соответственно вместе с ней. Такие повозки были очень громоздкими и неповоротливым  на поворотах.

8.Слайд «Повозка с мулами»

В такие повозки запрягали неторопливых быков – мулов.

9.Слайд «Река времени»

- Итак, уважаемые исследователи, предлагаю сделать остановку, выйти из троллейбуса, и пройти к реке времени поближе. С помощью карточек, которые лежат перед вами, мы отметим какой период времени мы посетили? (дети выбирают эпоху).  И чем же нам запомнился он нам, какими значимыми событиями? Что появилось на этом этапе времени? ( дети выбирают и вывешивают)

- Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие?

10.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

- Занимаем посадочные места, трогаемся в путь дальше.

11.Слайд «Старина»

- Следующая эпоха, которую мы с вами посетим, называется «Старина».

- Как вы понимаете слово «старина»?

- Посмотрите как уже одеты дети в это время. Что то изменилось? Что?

- А как вы думаете, в транспорте в эту эпоху произошли какие то изменения?

- Какие?

12.Слайд «Телега»

- А что это за повозка такая? Как она называется? (телега)

- Она отличается от предыдущей повозки? Чем?

- Как телега использовалась человеком?

 13.Слайд «Женщины на телеге»

- А какие средства передвижения еще использовались людьми в «старину»?

14.Слайд «коллаж телега, сани, карета»

- Как мы уже заметили, разнообразии транспортных средств передвижения становиться уже чуть больше.

15. Слайд «Сани»

- Как использовали сани?

16.Слайд «Карета»

- А чем карета отличается от телеги?

- Кто мог позволить себе ездить на карете в то время?

- Вот так появляется первый транспорт на колесах!

17. Слайд «Река времени»

- Сейчас у нас намечается остановка, что нам нужно будет сделать?

Физкульминутка:

- Ребята, у нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться. Предлагаю вам немного размяться и посоревноваться. Кто из вас, самый внимательный и ловкий ( объясняю правила)

18. Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

- Молодцы, ребята, предлагаю вам снова продолжить наше путешествие!

19.Слайд «эпоха Возрождения»

- Следующая эпоха, которую мы с вами будем изучать  - эпоха Возрождения. Такое сложное и интересное слово (закрепление словаря).

- Как вы поминаете слово «возрождение»?

- Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее и на дальние расстояния.

- Человек думал, как сделать так, чтобы повозка поехала сама без лошади?

- Как вы думаете, что они придумали?

20. Слайд «Паровой автомобиль»

- Что же приводило в движение автомобиль?

- Для чего этой машине такой большой котел? ( в медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался, но он развивал очень низкую скорость, всего 16 км/ч)

- Так появился первый паровой двигатель

21. Слайд «Первый бензиновый автомобиль»

- А что это за транспорт? Может из вас кто то знает?

- Это первый автомобиль, который заправлялся бензином.

- Что вы можете рассказать о нем? (колеса разные: 2 больших сзади и 1 маленькое переднее, нет тяжелого котла)

- Как управляли таким автомобилем? ( с помощью ручки)

22. Слайд «Генри Форд»

- Дорогие исследователи, это Генри Форд – первый человек изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль.

- Вот такой, который вы видите перед собой.

23. Слайд «Автомобиль

- Что можете сказать про этот автомобиль? (крыша, 4 одинаковых колеса, фары, руль, двери)

24.Сдайд «коллаж автомобили Форда»

- Началось время автомобилей в честь Генри Форда.

- Вот мы и познакомились поближе с эпохой Возрождения. Останавливаемся.

25. Слайд «Река времени»

-Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое?

- Но нам пора возвращаться.

26. Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

27.Слайд «г. Клинцы центр»

- В каком времени мы очутились?

- Как вы догадались?

- А может быть, кто то узнал место,  куда мы приехали?

- Что мы видим в нашем городе, справа от фонтана? ( машины)

28. Слайд «Автомобиль»

- Чем удобен современный автомобиль? (навигаторы, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и т.д.)

- Как чувствует человек себя в своем автомобиле? (комфортно, уютно)

29.Слайд «Река времени»

- Исследователи, а вот и остановка, пора нам отправиться к реке времени.

Игра «Хорошо – плохо»

- Я хочу предложить вам поиграть на берегу реки. Образуйте круг.

- Ребята, вот как вы думаете, автомобиль это хорошо? Почему? (дети передают мяч по кругу)

- Скажите, может быть автомобиль это плохо? Почему?

30. Слайд «Автомобиль будущего»

- Ребята, где мы еще не были?

- В будущем времени.

- Предлагаю заглянуть туда, прокатится.

- Каким вы представляете автомобиль будущего?

- Да ученые изобретатели работают над машинами будущего, т.к. мы не можем себе представить жизнь без автомобилей, ведь теперь он – друг и помощник человека.

- Эти знания, мы не можем отметить на реке времени, т.к. никому нельзя заплыть реку наперед. Верно?!

- Об этом мы можем только пофантазировать.

Итог.

- Ребята, вам понравилось быть исследователями?

- Что нового и интересного вы узнали в путешествии?

-Кто хочет может еще раз пройти вдоль берегов реки времени, наш автомобиль мы возвращаем Симке и Шпульке обратно …..

Воспитатель находит раскраски в боксе и предлагает детям их раскрасить дома или в группе , а затем оформить их в альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Проект "Путешествие по реке времени"

Ознакомление дошкольников с историей жилища человека от древности до наших дней....

Проект «Река времени»

Проблема: Зачем человеку знать историю времени? Проект предполагает разработку:-  предметно-пространственной развивающей образовательной среды;- формирование познавательных интересов и ...

"Река времени"

Зачем человеку нужно учиться, что такое жизненный опыт, как можно передать свои знания и умения другому, что такое прошлое и будущее....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...