Технология "Путешествие по реке времени"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности по технологии «Путешествие по «реке времени» - история появления автомобиля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по технологии «Путешествие по «реке времени» - история появления автомобиля.
Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»
Задачи:
1. Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования.
2. Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь словами «карета», «паровая машина».
3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «История создания автомобиля», мяч, 2 кубика, 2 обруча
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мольберт, таблица пятиэкранка и картинки с изображением: автомобиля, улицы города, частей машины и машины будущего, картинка «Три богатыря», пособие-панно «Река времени».
Раздаточный материал: эмблемы, два обруча, предметные картинки «Древность», «Старина», «эпоха Возрождения» и «Наше время», предметные картинки для пособия «Река времени», раскраски.
Предшествующая работа: беседы о разных видах транспорта; изготовление дома с родителями книжек – малышек на тему « История появления автомобиля»; рассматривание иллюстраций;
Содержание организованной образовательной деятельности.
1.Слайд «Река времени»
/ Вводная часть.
1.Организационный момент.
- Ребята, я чуть не забыла, мне сегодня по дороге в д/сад передали вот этот Фикси бокс, и сказали, там все на ней написано. (Воспитатель идет в спальню и берет бокс).
- Посмотрите, что это за бокс такой. Так, ага, кто же нам его передал, как вы думаете? Да, верно, это наши маленькие помощники Симка и Шпуля, вот и записка от них.
«Дорогие ребята, в Фикси боксе находится предмет, игрушка, о котором пойдет речь сегодня, а что именно, для этого вам нужно отгадать загадку:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином
На копытца дай резину
И тогда, поднявши пыль,
Побежит……(автомобиль)
- Верно, это машина верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.
- Какие марки автомобилей вы знаете?
- Для чего человеку нужна машина?
- Как вы думаете, давным – давно были автомобили?
- Как же появился автомобиль?
2.Слайд «Ученая сова»
- Ребята, а вы хотели бы побывать юными – исследователями и узнать, как же все таки появился автомобиль?
(предлагаю детям получить эмблемы, которые они сами берут и одевают на себя)
2.Работа с пятиэкранкой «Волшебным троллейбусом»
- Итак, уважаемые исследователи, с чего нам начать наше исследование?
- Куда мы, как вы думаете должны отправиться, чтобы узнать, как появился автомобиль?
- А на каком транспорте можно совершить путешествие в прошлое?
- Мы сегодня отправимся на нашем волшебном троллейбусе, но для начала я предлагаю на нем покатать наш автомобиль.
(помещаю в середину экрана изображение автомобиля)
- Кто из вас помнит, как будет двигаться наш автомобиль?
- Если поедем высоко в гору, о чем мы узнаем? (где можно встретить этот транспорт – переворачиваю картинку) ответы детей
- Если съезжать с горы вниз, о чем мы узнаем? (части автомобиля – дети перечисляют и воспитатель меняет картинку)
- Если повезем автомобиль влево, о чем узнаем?( прошлое)
- Если в право? (то будущее)
3.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
- Наш автомобиль поехал влево, это значит, что? Пора, отправляться в прошлое …
- Прошу вас, занять посадочные места в нашем волшебном троллейбусе, усаживаетесь поудобнее. Поехали!
- мы будем ехать на нашем троллейбусе, все рассматривать из окошек и запоминать все интересное.
(звучит запись движения троллейбуса до тех пор, пока я не расскажу детям о реке времени, которая протекает около нас)
- Ребята, вы наверное обратили внимание, что по правую сторону от нас протекает, что? (река)
- Но это не просто река, это «река времени».
- А почему, как вы думаете, она так называется?
- Да, время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще не удавалось попасть в прошлое, так же, как и в будущее. Но так как у нас «волшебный троллейбус», то мы сегодня и попробуем.
4.Слайд «Древность»
- Посмотрите вперед перед собой мы, где мы оказались?
- Да, мы попали в эпоху «древность»
- Расскажите, как жил первобытный человек?
(жил в пещере, носил шкуры животных, готовил пищу на костре, охотился на диких животных, транспортом ему служили его собственные ноги)
5.Слайд «Человек первобытный с лошадью»
- Шли годы. Древний человек все думал, как же ему облегчить свою жизнь.
- И что он придумал? ( он однажды приручил дикую лошадь)
- Какую помощь человеку оказывала лошадь? (охотился верхом на ней, пахал землю, перевозила грузы)
- Лошадь стала для человека первым транспортом.
- Каких животных приручил еще человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (бык, осел, собака, …)
6.Слайд «Колесо»
- Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? (колесо)
- Да, колесо – великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
- Какую роль выполняет колесо? ( необходимая часть машины, машина едет)
- Вот они придумали колесо, и как же дальше с ним быть?
- Что с ним делать? (ответы детей)
7.Слайд «Первая повозка»
- Верно, люди стали делать самые простые повозки на колесах. Изначально колеса представляли собой сплошной круг, который намертво скреплялся с основной осью и вращался, соответственно вместе с ней. Такие повозки были очень громоздкими и неповоротливым на поворотах.
8.Слайд «Повозка с мулами»
В такие повозки запрягали неторопливых быков – мулов.
9.Слайд «Река времени»
- Итак, уважаемые исследователи, предлагаю сделать остановку, выйти из троллейбуса, и пройти к реке времени поближе. С помощью карточек, которые лежат перед вами, мы отметим какой период времени мы посетили? (дети выбирают эпоху). И чем же нам запомнился он нам, какими значимыми событиями? Что появилось на этом этапе времени? ( дети выбирают и вывешивают)
- Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие?
10.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
- Занимаем посадочные места, трогаемся в путь дальше.
11.Слайд «Старина»
- Следующая эпоха, которую мы с вами посетим, называется «Старина».
- Как вы понимаете слово «старина»?
- Посмотрите как уже одеты дети в это время. Что то изменилось? Что?
- А как вы думаете, в транспорте в эту эпоху произошли какие то изменения?
- Какие?
12.Слайд «Телега»
- А что это за повозка такая? Как она называется? (телега)
- Она отличается от предыдущей повозки? Чем?
- Как телега использовалась человеком?
13.Слайд «Женщины на телеге»
- А какие средства передвижения еще использовались людьми в «старину»?
14.Слайд «коллаж телега, сани, карета»
- Как мы уже заметили, разнообразии транспортных средств передвижения становиться уже чуть больше.
15. Слайд «Сани»
- Как использовали сани?
16.Слайд «Карета»
- А чем карета отличается от телеги?
- Кто мог позволить себе ездить на карете в то время?
- Вот так появляется первый транспорт на колесах!
17. Слайд «Река времени»
- Сейчас у нас намечается остановка, что нам нужно будет сделать?
Физкульминутка:
- Ребята, у нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться. Предлагаю вам немного размяться и посоревноваться. Кто из вас, самый внимательный и ловкий ( объясняю правила)
18. Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
- Молодцы, ребята, предлагаю вам снова продолжить наше путешествие!
19.Слайд «эпоха Возрождения»
- Следующая эпоха, которую мы с вами будем изучать - эпоха Возрождения. Такое сложное и интересное слово (закрепление словаря).
- Как вы поминаете слово «возрождение»?
- Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее и на дальние расстояния.
- Человек думал, как сделать так, чтобы повозка поехала сама без лошади?
- Как вы думаете, что они придумали?
20. Слайд «Паровой автомобиль»
- Что же приводило в движение автомобиль?
- Для чего этой машине такой большой котел? ( в медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался, но он развивал очень низкую скорость, всего 16 км/ч)
- Так появился первый паровой двигатель
21. Слайд «Первый бензиновый автомобиль»
- А что это за транспорт? Может из вас кто то знает?
- Это первый автомобиль, который заправлялся бензином.
- Что вы можете рассказать о нем? (колеса разные: 2 больших сзади и 1 маленькое переднее, нет тяжелого котла)
- Как управляли таким автомобилем? ( с помощью ручки)
22. Слайд «Генри Форд»
- Дорогие исследователи, это Генри Форд – первый человек изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль.
- Вот такой, который вы видите перед собой.
23. Слайд «Автомобиль
- Что можете сказать про этот автомобиль? (крыша, 4 одинаковых колеса, фары, руль, двери)
24.Сдайд «коллаж автомобили Форда»
- Началось время автомобилей в честь Генри Форда.
- Вот мы и познакомились поближе с эпохой Возрождения. Останавливаемся.
25. Слайд «Река времени»
-Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое?
- Но нам пора возвращаться.
26. Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
27.Слайд «г. Клинцы центр»
- В каком времени мы очутились?
- Как вы догадались?
- А может быть, кто то узнал место, куда мы приехали?
- Что мы видим в нашем городе, справа от фонтана? ( машины)
28. Слайд «Автомобиль»
- Чем удобен современный автомобиль? (навигаторы, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и т.д.)
- Как чувствует человек себя в своем автомобиле? (комфортно, уютно)
29.Слайд «Река времени»
- Исследователи, а вот и остановка, пора нам отправиться к реке времени.
Игра «Хорошо – плохо»
- Я хочу предложить вам поиграть на берегу реки. Образуйте круг.
- Ребята, вот как вы думаете, автомобиль это хорошо? Почему? (дети передают мяч по кругу)
- Скажите, может быть автомобиль это плохо? Почему?
30. Слайд «Автомобиль будущего»
- Ребята, где мы еще не были?
- В будущем времени.
- Предлагаю заглянуть туда, прокатится.
- Каким вы представляете автомобиль будущего?
- Да ученые изобретатели работают над машинами будущего, т.к. мы не можем себе представить жизнь без автомобилей, ведь теперь он – друг и помощник человека.
- Эти знания, мы не можем отметить на реке времени, т.к. никому нельзя заплыть реку наперед. Верно?!
- Об этом мы можем только пофантазировать.
Итог.
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- Что нового и интересного вы узнали в путешествии?
-Кто хочет может еще раз пройти вдоль берегов реки времени, наш автомобиль мы возвращаем Симке и Шпульке обратно …..
Воспитатель находит раскраски в боксе и предлагает детям их раскрасить дома или в группе , а затем оформить их в альбом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Проект "Путешествие по реке времени"
Ознакомление дошкольников с историей жилища человека от древности до наших дней....
Проект «Река времени»
Проблема: Зачем человеку знать историю времени? Проект предполагает разработку:- предметно-пространственной развивающей образовательной среды;- формирование познавательных интересов и ...
"Река времени"
Зачем человеку нужно учиться, что такое жизненный опыт, как можно передать свои знания и умения другому, что такое прошлое и будущее....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»
Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...