Игровая деятельность как средство развития памяти у старших дошкольников
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность как средство развития памяти у старших дошкольников.
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.
Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной. Возникает самостоятельная игровая деятельность, которая влияет на формирование произвольности психических процессов.
Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью различных игр развиваются познавательные процессы, в том числе и память. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребенок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель – запомнить и припомнить, сосредоточить внимание. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда.
Во всех играх развиваются - мышление, речь, память, воображение, воля; решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Занятия подвижными играми оказывают большое влияние на всестороннее развитие. Существует прямая связь между движением и умственным развитием. В результате чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок в быстро меняющейся ситуации, оказывается положительное влияние на протекание психических процессов. Таким образом, в процессе обучения подвижным играм у детей развиваются умственные способности, память в том числе. Чтобы успешно играть, ребенку необходимо запомнить правила подвижной игры. Многие игры содержат стихотворное сопровождение. Запомнить и припомнить стихи, также является необходимостью ребенка в игре. Многие игры заставляют ребенка запомнить свое место (домик), расположение водящего, персонажей. А также ребенку нужно запомнить способ передвижения. Все в подвижной игре очень интересно ребенку, достаточно быстро запоминается, долго сохраняется в памяти. Следовательно, подвижная игра является прекрасным стимулом развития памяти детей
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Игры способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
ЦРР Д/С «Солнышко». Воспитатель :
Салина Галина Петровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-416078-1394124724.jpg)
Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников
Предназначено для воспитателей ДОУ...
Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников
Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Это является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков . Память ...
"Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников"
Публикуемый материал дает детям представление об их правах. Способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1050450-1534778146.jpg)
Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...
"Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-688406-1444847301.jpg)
Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"
Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по психологии Тема: Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников
Актуальность обусловлена тем, что памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль, а память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном э...