Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возможности для умения общаться детей дошкольного возраста.
В данной методической разработке представлена система работы по формированию и развитию коммуникативных способностей старших дошкольников. Дается календарное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskkaya_razrabotka.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему:
«Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»
Разработала воспитатель:
Моржукова Юлия Сергеевна
Санкт-Петербург
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше узнаёт и познаёт самого себя.
Л.Н. Галигузова
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного.
Общение – одно из важнейших условий развития личности дошкольника, условие его успешной социализации. Коммуникативные умения – главнейший показатель готовности дошкольника к обучению в школе, готовность к взаимодействию с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Приоритетность коммуникативного развития дошкольников - одно из важнейших направлений современного российского дошкольного образования. Введенный в 2014 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), указывает на значимость коммуникативного развития детей дошкольного возраста, и выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию воспитанников ДОО: формирование коммуникативных действий, так как сформированности коммуникации обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности; организация коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, овладению устной речью как основным средством общения [15].
И в настоящее время дошкольное образование, согласно введенному Стандарту дошкольного образования, ориентировано на формирование коммуникативных действий и развитие коммуникативной деятельности дошкольников.
Коммуникативное развитие тесно связано с такими понятиями как «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные способности».
«Общение» в психолого-педагогической литературе означает сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера [10].
Общение – одно из важнейших условий социализации детей дошкольного возраста, так как без взаимодействия и общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками) ребенок не имеет возможность освоить культуру, общечеловеческий опыт; именно через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Г.А. Урунтаева в развитии общения детей дошкольного возраста со взрослыми выделяют 4 формы общения (коммуникативной деятельности на определенном этапе ее развития): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная [11, с.91].
Первой формой общения является ситуативно-личностная, которая возникает с рождением ребенка и продолжается до 6 месяцев. Содержание потребности в общении здесь составляет стремление малыша к доброжелательному вниманию. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств.
Далее эта форма общения сменяется ситуативно-деловой, продолжается до трех лет. Ситуативно-деловая форма общения разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, участник и организатор совместных действий деятельность [11, с.92].
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения, которая включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную, где путь к пониманию явлений, сложных проблем - общение со взрослым. Основным коммуникативным средством становится речь.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная, которая аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей. Главным мотивом общения здесь становится - личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность [11, с.92-93].
Специфика общения дошкольников со сверстниками отличается от общения со взрослыми: контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом; в контактах со сверстниками отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым; в общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой [11, с.99].
Большинство психологов и педагогов считают, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.). Они отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.
В игре активно развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь и т.п.), формируются их познавательная деятельность.
Игра также способствует формированию и развитию коммуникативных способностей и умений.
Именно поэтому коммуникативное развитие ребёнка необходимо осуществлять с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей– заложены большие возможности для умения общаться детей дошкольного возраста. Организация игровых упражнений уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.
Система работы по формированию и развитию коммуникативных способностей старших дошкольников
Задачи:
- создать условия для активизации коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста;
- создать условия для формирования у детей коммуникативных способностей, умений и навыков;
- создать условия способствующие развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- содействовать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, воспитывать уважение друг к другу.
Мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач
Месяц | Форма мероприятия, тема | Участники (дети, родители, педагоги) |
Октябрь | Игровые упражнения на создание эмоционального климата в группе, способствующие формированию положительных коммуникативных умений детей: «Мир эмоций» «В гостях» «Я люблю своих друзей» «Правила общения с друзьями» | Педагоги, дети. |
Ноябрь | Игровые упражнения на развитие коммуникативных способностей детей: «Развесели меня» «Мячик дружбы» «Угадай что это» «Липучая компания» Мероприятие: досуг ко дню мамы «Как я мамочку люблю» | Педагоги, родители, дети. |
Декабрь - Январь | Игровые упражнения на развитие сотрудничества, взаимодействия: «Преодолей препятствие» «Веди меня» «Мама-курочка» «Солнечная полянка» «На мостике» «Сиамские близнецы» «Тропинка» | Педагоги, дети. |
Февраль | Игровые упражнения на развитие и формирование культуры общения: «Аэропорт» «Заколдованный круг» «Волшебный магазин вежливости» «Пресс-конференция» Мероприятие: спортивный праздник «Мы-сильные и смелые, а наши папы самые умелые» | Педагоги, родители, дети. |
Март | Игровые упражнение - общение без слов: «Игра в зверей: общение без слов» «Выбери партнера» «Стекло меж нами» «Ветер дует на..» | Педагоги, дети. |
Апрель - Май | Игровые упражнения на развитие без конфликтного общения: «Ссора», «Красная шапочка» «Нарисуй узор» «Попроси игрушку» «Коврик примирения» «Ссора или мир?» «Примирение» Мероприятие: Квест «Пасхальные чудеса» | Педагоги, дети. |
Приложение 1
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАМУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Игровые упражнения на создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей
Цель: создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей.
Задачи:
- развивать коммуникативную сферу;
- формировать навыки общения и сотрудничества в коллективе;
- развивать эмоциональную сферу.
«Мир эмоций» - детям предлагаются различные иллюстрации с эмоциями (грусть, страх, радость, слезы и др.), и просят угадать эмоцию и рассказать о ней: Например, предъявляя детям картинку с грустным мальчиком, просят угадать , что за эмоцию испытывает мальчик? Почему это произошло? (версии детей) Как сделать, чтобы мальчик перестал грустить? И показать, как это можно сделать? (дети показывают, как можно рассмешить мальчика).
«В гостях» - педагог предлагает детям поиграть в игру, выбираются хозяева и гости, потом педагог просит показать, как хозяева встречают гостей, и как гости себя ведут в гостях.
«Я люблю своих друзей» - в данной игре педагог- ведущий, предлагает детям разделиться на пары и по очереди сказать друг другу хорошие слова о товарище, выигрывает та пара, которая больше назовет.
«Правила общения с друзьями» - педагог показывает детям коротенькую сценку, как зайчик поссорился с медведем (могут быть и другие персонажи). А потом с помощью вопросов выясняет, почему друзья поссорились, что сделал не так заяц, медведь. И предлагает им разыграть эту же сценку, но только уже, чтобы друзья помирились (дети здесь импровизируют).
- Игровые упражнения на развитие коммуникативных способностей детей
Цель: развивать коммуникативные способности детей.
Задачи:
- развивать способности слушать и слышать друг друга;
- научить конструировать диалоги;
- подчиняться правилам общения;
- понимать состояние сверстника по мимике, жестам, проявлениям эмоций;
- развивать эмпатию.
«Развесили меня» - подвижная игра, где воспитатель делает грустное лицо и просит детей развеселить ее (танцами, стихами веселыми и т.п.).
«Мячик дружбы»: педагог предлагает передать соседу мячик и ласково поприветствовать его (например, «Привет, Андрюшенька»). При этом нужно напомнить, что при приветствии люди смотрят друг другу в глаза. И так мячик передается по кругу.
«Давай поговорим» - воспитатель начинает игру словами: «Давайте поговорим. Я бы хотела стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как вы думаете, почему?». Дети высказывают предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотели стать дети.
«Липучая компания» - дети передвигаются по комнате, а один ребенок пытается кого-нибудь поймать. При этом приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
- Игровые упражнения на развитие сотрудничества, взаимодействия
Цель: развитие сотрудничества, навыков работать в коллективе, взаимодействие между детьми.
Задачи:
- развивать навыки совместной деятельности;
- преодолевать замкнутость и скованность детей;
- учить доверять и помогать друг другу;
- развивать культуру общения и правила поведения.
«Преодолей препятствие» - перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия (проскакать на одной ноге, сесть на пол и подняться, проползти под натянутой веревкой, пробраться через лужу, укрыться от диких животных и т.п.). На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.
«Сиамские близнецы» - дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
«Веди меня» - дети разбиваются на пары, одному ребенку накладывают повязку на глаза, второй его ведет, следуя за ним и помогает словами избежать столкновения с предметами и дает пояснения, чтобы тот не столкнулся с другими парами. Затем участники меняются ролями. По окончанию игры педагог просит детей ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, и доверял подсказкам своего «поводыря».
«Мама-курочка» - подвижная игра, цель игры - переживание общих эмоций, ощущение единства с другими, развивает желание поддержать друг друга. В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет воспитатель). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Когда все цыплята спрятаны, коршун улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
«Тропинка» - дети берутся за руки, образуя круг, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется.
«Солнечная полянка» - дети садятся на импровизированной полянке. Перед ними лежат много маленьких желтеньких солнышек, а в центре нарисовано большое белое солнце, где карандашом помечены контуры для маленьких солнышек. Воспитатель обращает внимание детей, что из маленьких солнышек можно сложить одно большое солнце. Только это волшебное солнце, чтобы оно приняло маленькое солнышко к себе, надо обязательно сказать комплимент своему соседу. Дети по очереди берут по одному солнышку, говорят комплименты товарищу (по желанию) и выкладывают его на контур, нарисованному на солнце. Следующий добавляет, и так солнце становится желтым, покрытым маленькими солнышками. «Посмотрите ребята, какие засияло наше солнце от ваших комплиментов. Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно говорить хорошие слова.
- Игровые упражнения на развитие и формирование культуры общения
Цель: формирование культуры общения.
Задачи:
- развивать общение на вербальном уровне;
- уметь выражать свои чувства, эмоции.
«Аэропорт» - воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о правилах поведения в аэропорту и в самолете. Дети изображают эти правила поведения, распределяют между собой роли пилота, диспетчера и стюардессы.
«Заколдованный круг» - каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Чтобы круг разомкнулся, нужно очень хорошо попросить его об этом, круг детей не размыкается, если их плохо попросят.
«Волшебный магазин вежливости» - воспитатель играет роль продавца, в волшебном магазине идет распродажа игрушек. Но чтобы купить что-то нужно назвать вежливые слова продавцу. Продавец сам определяет, что он хочет за товар (этом могут быть слова приветствия, благодарности; извинения; прощания и т.п.). Кто больше «купил игрушек», тому выдается главный приз – грамота самый вежливый.
«Пресс-конференция» - один из участников «гость» пресс-конференции (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей – маленьких журналистов (тема любая).
- Игровые упражнение - общение без слов
Цель: развитие невербального общения детей.
Задачи:
- развивать общение на невербальном уровне;
- учить понимать, чувствовать партнера.
«Игра в зверей: общение без слов» - взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».
Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу) При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
«Выбери партнера» - дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
«Стекло меж нами» - дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др., а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.
«Ветер дует на…» - ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее...
- Игровые упражнения на развитие без конфликтного общения
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Задачи:
- формировать у детей компетентность в общении;
-развивать способность находить адекватные способы разрешения конфликтов;
- создавать условия для снятия напряжения у детей.
«Ссора» - для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель «Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки). А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? А что чувствуют те, кто ссорится? А можно обойтись без ссор? Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю: Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей мячик, дам трамвай. И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова).
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
«Нарисуй узор» - понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.
Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.
«Примирение» - дети, вы все смотрели спокойной ночи малыши. Каких героев этой передачи вы знаете? Сегодня к нам в гости пришли Филя и Хрюша (игрушки). Но они не разговаривают, потому что поссорились с друг другом. Давайте, кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты и разыгрывают их). В итоге Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и подать друг другу руки в знак примирения.
«Красная шапочка» - детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например, Красная Шапочка встретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» - игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».
«Коврик примирения» - воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примирения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.
«Ссора или мир?» - детям даются игровые задания: 1) Мальчик и девочка поссорились – помири их. 2)Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним. Дети разбиваются на пары, и садятся в круг, на середину выходят пара и изображают задания, при этом каждая пара должна придумать что-то свое в решении задания и изобразить это. После того, как все дети испробовали себя в роли ссорящихся и мирящихся подводятся итоги, голосованием дети выбирают наиболее удачно показавшую задания пару.
«Попроси игрушку» - воспитатель предлагает разыграть игровую ситуацию, группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки игрушку, а другой должен попросить этот предмет. Инструкция первому игроку: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму игроку «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности
Консультация доклад для педагогов дошкольников...
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
Методическая разработка: Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных.Недостаточность физической активности ведет к...