28.02.2022 «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
материал (подготовительная группа)
В нашей группе особое внимание уделяется традициям русского народа, которые дети должны знать, несмотря на столь юный возраст. Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древних традиций. Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Вообще все атрибуты праздника имели свое конкретное значение. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица. Блинами в праздничные дни поминали усопших, и по древней традиции первый блин нужно было подарить нищему, чтобы тот поминал усопших родственников того, кто преподнес угощение. Но для детского восприятия такое объяснение праздника будет сложным, хотя, это вовсе не означает, что донести малышу все тонкости традиций будет невозможно. Для детей тоже существуют доступные объяснения истории праздника. По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
В честь празднования воспитатель Полеева Ирина Анатольевна с воспитанниками нашей группы провела замечательное развлечение на тему "Масленница дорогая - наша гостья годовая". Каждый из воспитанников принял участие с большим ажиотажем, так как это в первую очередь веселье и пляски, а во вторых закрепление знаний о русских народных традициях, которые им следовало бы знать. Далее будет представлен не только конспект самого мероприятия, но и не большое фотоотчёт о том, как же прошло это замечательное мероприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslennitsa.doc | 747.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
и приобщению к истокам русской народной культуры
«Масленица дорогая – наша гостья годовая»
подготовила: Полеева Ирина Анатольевна (подготовительная группа №2 «Кораблики»)
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.
- Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количество, пользуясь приемами наложения и приложения. Закреплять умения раскладывать правой рукой слева направо, пользуясь словами «больше – меньше», «поровну», «столько», «сколько».
- Закрепить представления о круге и его свойствах, умение находить его в окружающей обстановке.
- Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к занятиям.
Ход занятия:
- Дети, скажите, какое у нас сейчас время года? (Зима.)
- А какое время года наступит после зимы? (Весна.)
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какие вы знаете зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- Какой сейчас месяц? (февраль)
- А кто скажет, сколько дней в феврале? (28)
- Какое сегодня число? (…)
- Кто может сказать, какой народный праздник мы празднуем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной)
- Что бывает раньше зима или весна? (зима)
- У масленичной недели 7 деньков, 7 дней недели. Давайте с вами их вспомним (понедельник, вторник …)
- Какой сегодня день недели? (…)
- Какой день недели был вчера? (…)
- Какой день будет завтра? (…)
- Какой день будет через два дня? (…)
- Суббота это рабочий день или выходной? (выходной)
- Каким цветом на календаре обозначены выходные? (красным)
- Какие ещё дни обозначены красным цветом? (праздники)
Много лет назад люди верили, что могут помочь Весне одержать победу над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздника: образ Солнца в виде катящегося и горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым днем закреплены определенные действия:
понедельник – встреча;
вторник – игры;
среда – лакомка;
четверг – разгуляй;
пятница – ходили на блины;
суббота – посиделки;
воскресенье – прощеный день.
Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносившие приветствие: «Звал – позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
В понедельник делали из тряпочек женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.
Всю неделю катались с гор на лошадях, были кулачные бои, возводились снежные города.
Центральная фигура праздника – сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:
Масленица – пышка
На улицу вышла
На гору кататься,
С ребятами драться.
В воскресенье Масленицу сжигали:
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Масленица, прощай –
На тот год опять приезжай!
- Дети, все эти народные традиции сохранились до нашего времени. И мы с вами тоже отмечаем праздник Масленица, провожаем Зиму и встречаем Весну.
- Дети, посмотрите, как люди отмечали Масленицу (рассматривание иллюстраций).
- Скажите, а какой формы солнце, блины? (Круглой.)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди такой же формы». У меня на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Вы должны выбрать себе только те, которые имеют форму круга.
- Саша, какой ты выбрал предмет? (Колесо.)
- А почему? (Оно без уголков и имеет форму круга.)
- Максим, что выбрал ты? (Монета.)
- Почему? (Она имеет круглую форму.)
Опросить как можно больше детей.
- Дети, а сейчас посмотрите внимательно, что в нашей группе имеет форму круга? (Часы, тарелки, столы).
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. А сейчас мы с вами отдохнем. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Ведем хоровод.
Физкультминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый добрый друг.
- Дети, какой большой круг у нас с вами получился! А как сделать маленький кружочек? Скажи, Кирилл. (Надо ближе подойти друг к другу). Повторить 3 – 4 раза.
- Сегодня на занятии мы узнали много нового про праздник Масленицу. Вспомнили геометрическую фигуру круг и нашли эту фигуру в окружающей обстановке, научились определять каких кругов больше или меньше, пользуясь наложением и приложением.
Вы все были молодцы, внимательно меня слушали и хорошо занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"
Конспект праздничного мероприятия с использованием фольклора....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...
Конспект занятия "Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"
Задачи:1. Знакомить с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями.2. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа,умение и желание применять их в жизни...
Сценарий досуга в средней группе «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
Был проведен праздник Масленица в средней группе. В ходе праздника был использован народный фольклер. Дети принимали активное участие: пели песни, водили хоровод, готовили угощение. Затем была организ...
Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"
Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Занятие "Масленица дорогая — наша гостья годовая"
Занятие на тему масленницы...
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая-наша гостья годовая» ( средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры....