Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.
Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количество, пользуясь приемами наложения и приложения. Закреплять умения раскладывать правой рукой слева направо, пользуясь словами «больше – меньше», «поровну», «столько», «сколько».
Закрепить представления о круге и его свойствах, умение находить его в окружающей обстановке.
Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
и приобщению к истокам русской народной культуры
«Масленица дорогая – наша гостья годовая»
(средняя группа)
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.
- Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количество, пользуясь приемами наложения и приложения. Закреплять умения раскладывать правой рукой слева направо, пользуясь словами «больше – меньше», «поровну», «столько», «сколько».
- Закрепить представления о круге и его свойствах, умение находить его в окружающей обстановке.
- Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к занятиям.
Материалы к занятию:
- демонстрационный – иллюстрации с изображениями праздника «Масленица», наборы игрушек, круги разных размеров;
- раздаточный – карточки с 2 свободными полосками, набор кругов двух размеров, картинки с изображениями предметов разной формы.
Ход занятия:
Дети сидят за столами. На фланелеграфе иллюстрации с изображением праздника Масленицы.
- Дети, скажите, какое у нас сейчас время года? (Зима.)
- А какое время года наступит после зимы? (Весна.)
Много лет назад люди верили, что могут помочь Весне одержать победу над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздника: образ Солнца в виде катящегося и горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым днем закреплены определенные действия:
понедельник – встреча;
вторник – игры;
среда – лакомка;
четверг – разгуляй;
пятница – ходили на блины;
суббота – посиделки;
воскресенье – прощеный день.
Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносившие приветствие: «Звал – позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
В понедельник делали из тряпочек женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.
Всю неделю катались с гор на лошадях, были кулачные бои, возводились снежные города.
Центральная фигура праздника – сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:
Масленица – пышка
На улицу вышла
На гору кататься,
С ребятами драться.
В воскресенье Масленицу сжигали:
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Масленица, прощай –
На тот год опять приезжай!
- Дети, все эти народные традиции сохранились до нашего времени. И мы с вами тоже отмечаем праздник Масленица, провожаем Зиму и встречаем Весну.
- Дети, посмотрите, как люди отмечали Масленицу (рассматривание иллюстраций).
- Скажите, а какой формы солнце, блины? (Круглой.)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди такой же формы». У меня на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Вы должны выбрать себе только те, которые имеют форму круга.
- Саша, какой ты выбрал предмет? (Колесо.)
- А почему? (Оно без уголков и имеет форму круга.)
- Максим, что выбрал ты? (Монета.)
- Почему? (Она имеет круглую форму.)
Опросить как можно больше детей.
- Дети, а сейчас посмотрите внимательно, что в нашей группе имеет форму круга? (Часы, тарелки, столы).
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. А сейчас мы с вами отдохнем. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Ведем хоровод.
Физкультминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый добрый друг.
- Дети, какой большой круг у нас с вами получился! А как сделать маленький кружочек? Скажи, Кирилл. (Надо ближе подойти друг к другу). Повторить 3 – 4 раза.
- Дети, у вас на столах карточки с двумя полосками и набор больших и маленьких кругов. Положите на верхнюю полоску большие кружки, а на нижнюю маленькие так, чтобы каждый маленький был точно под большим. Каких кружков больше? (Больших и маленьких кружков поровну).
- Дети, а как еще можно проверить, что их поровну? (Каждый маленький кружок наложить на большой.)
- Положите каждый маленький на большой. Что теперь можно сказать? (Что больших и маленьких поровну).
- А сейчас, дети, добавьте один большой кружок, что мы видим? (Больших кружков больше, чем маленьких, а маленьких меньше, чем больших).
- А как вы это узнали? (Наложили маленькие кружки на большие и одному большому кружку не хватило маленького кружка, значит больших больше, чем маленьких, а маленьких меньше.)
- Дети, а что надо сделать, чтобы этих кружков было поровну? (Надо добавить один маленький, и их будет поровну.)
- Верно, если мы добавим какой-либо предмет, то количество увеличивается, а если уберем – то уменьшается.
- Сегодня на занятии мы узнали много нового про праздник Масленицу. Вспомнили геометрическую фигуру круг и нашли эту фигуру в окружающей обстановке, научились определять каких кругов больше или меньше, пользуясь наложением и приложением.
Вы все были молодцы, внимательно меня слушали и хорошо занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-155585-1355066184.jpg)
Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)
знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-1082204-1546818102.jpg)
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-114545-1364481698.jpg)
Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"
Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-114545-1364481698.jpg)
Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"
Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/09/picture-1370718-1639067886.jpg)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»
Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1177348-1612851977.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая-наша гостья годовая» ( средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры....
Годовой план работы по парциальной программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» «Путешествие по народному календарю».
В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным воспитанием человека. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно- нравственными ценностями. Н...