Занятие "Масленица дорогая — наша гостья годовая"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка» с. Повалиха
Утверждено:
Ст. воспитатель: МБДОУ д/с «Аленушка»
___________ Атякшева Т.А.
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе.
«Масленица дорогая — наша гостья годовая»
Воспитатели: Аляева М.В
Усова Е.С
2023г
Масленица конспект занятия в подготовительной группе. «Масленица дорогая — наша гостья годовая»
Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русском народном празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории
Необходимый материал:
Ёмкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль. Для детей фартуки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д. Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.
Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица». Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим –
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!
Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка), Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде.
Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься! Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру
У Маланьи Водящий стоит в центре. Все поют песенку: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке Семь дочерей, семь сыновей, все без бровей (закрываем брови ладошками). С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения), С такими ушами, с такими носами, С такими усами, с такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, целый день сидели, на нее (на него) глядели, делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)» Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре. Входит повар, заносит готовые блинчики. Воспитатель: Вот и блинчик и готовы, угощайтесь!
Беседа "Наш родной язык".
Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
разъяснить понятие родного языка;
сформировать понятие родного языка;
развивать любознательность и интерес к процессу познания;
воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Форма организации: беседа.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка» с. Повалиха
Утверждено:
Ст. воспитатель: МБДОУ д/с «Аленушка»
___________ Атякшева Т.А.
Беседа "Наш родной язык".
в подготовительной к школе группе.
Воспитатели: Аляева М.В
Усова Е.С
2023г
Ход занятия
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
Д: Нет.
В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы! Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.
В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю...(точку)
Дети называют ответы.
В: Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру. «Игра слов»
Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий
Мокрый – сухой
Тихий – громкий.
Тонкий – толстый…..
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки. «Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
- И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!»
Так писала Анна Ахматова.
Игры «Многозначные слова».
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор.
Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
Кран: водяной, строительный.
Иголка: для шитья, у ежа.
Лист: для рисования, на дереве.
Лук: со стрелами, овощ.
Физкультминутка.
Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).
Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся). Полотенцем вытираться.(Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев). Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).
В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.
В: Хорошо.
Вот еще: – Язык острее битвы.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
– Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
– Жало остро, а язык — острей того.
– За словом в карман не полезет.
– У языка зубы да губы два замка.
– Когда голова думает, язык отдыхает.
– Мал язык, да всем телом владеет.
– Мудра голова — короткий язык.
– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
– Никто за язык не тянет. Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.
В: Дома вы с родителями должны будите выучить одну из этих пословиц на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок.
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия. Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
– О нашем родном языке. Какой язык в нашей стране самый главный?
– Русский. А когда празднуют день родного языка?
– Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
Звучит Гимн Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"
Конспект праздничного мероприятия с использованием фольклора....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...
Конспект занятия "Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"
Задачи:1. Знакомить с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями.2. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа,умение и желание применять их в жизни...
Сценарий досуга в средней группе «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
Был проведен праздник Масленица в средней группе. В ходе праздника был использован народный фольклер. Дети принимали активное участие: пели песни, водили хоровод, готовили угощение. Затем была организ...
Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"
Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
28.02.2022 «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
В нашей группе особое внимание уделяется традициям русского народа, которые дети должны знать, несмотря на столь юный возраст. Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древ...
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая-наша гостья годовая» ( средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры....