Тематическое мероприятие на тему: «Что такое дружба»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тематическое мероприятие на тему: «Что такое дружба» (старшая группа)
Цель: формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим.
Задачи:
- формировать умения анализировать поступки других людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова;
- учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
- обогащать чувства, развивать умение игрового общения.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Организация РППС: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, музыкальный ролик группы «Барбарики» на песню «Дружба», фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь», листы бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы.
Предварительная работа: подбор пословиц о дружбе, разучивание песен про дружбу.
Ход занятия.
- Ритуал приветствия.
- Ведущий: Добрый день, друзья! Я рада приветствовать всех вас. Хочу пожелать вам хорошего настроения, улыбок. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
- Разогрев. Игра «Молекула» (модернизируем соответственно возрасту участников)
Цель: сближение и раскрепощение участников.
Ход игры: Атомы (участники группы) беспорядочно движутся под музыку группы «Барбарики». По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины: 2-5 атомов, в течение 10 секунд. Атомы, не вошедшие в состав молекулы, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы 1 участник оставался лишним.
Ведущий:
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?
Дети дают свои определения понятию «дружба».
Ведущий: «Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении». На первое место в дружбе ставится бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Повторение пословиц о дружбе.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Друг научит, а недруг проучит.
Человек без друзей — что дерево без корней.
Доброе братство лучше богатства.
Друга люби — себя не губи.
Для дружбы нет расстояний.
Друг за друга стой — и выиграешь бой.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
В дружбе — правда.
Друга на деньги не купишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друзья прямые — что братья родные.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Без друга на сердце вьюга.
Ведущий:
- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.
Игра “Пусть встанут те, кто….”
Ведущий называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.”
Упражнение «Рисунок дружбы»
Детям предлагается нарисовать образ дружбы .
Обсуждение.
-Легко ли было образно изобразить дружбу?
-Какие цвета вы чаще использовали? Почему?
- Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?
Игра «Нарисуй друга»
Цель: развитие чувства общности, умения договариваться друг с другом.
Ход игры: дети делятся на пары, один ребенок называет элементы рисования, другой рисует, затем происходит обмен, один говорит, каким цветом раскрасить, другой красит. Побеждает пара, которая быстрее выполнила задание.
Обсуждение:
-легко ли было вместе работать?
-Что при этом чувствовали?
- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?
Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек”).
Показ слайдов.
Слайд №1
Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.
Слайд №2
- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
Слайд №3
- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
Слайд №4
“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.
Слайд №5
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
Слайд №6
“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.
“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.
Слайд №7
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.
На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
Слайд №8
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Слайд №9
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Слайд №10
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
- Одно только уничтожит их дружбу.
Слайд №11
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.
Слайд №12
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
Слайд №13
Ведущий: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).
- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).
- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?
- Хотите ли вы быть самыми дружными в детском саду? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, напечатаем их на специальном бланке и повесим на видное место, чтобы никто не забывал. Дети составляют правила дружбы. Ведущий показывает распечатанную заранее памятку “Правила дружбы”, читает и обобщает сказанное.
- Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.
Слайд №14
Моделирование ситуации.
Слайд №15
На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.
Если бы я обидел своего друга, то я…
Если бы мой товарищ получил одобрение, то я…
Если бы мой друг обидел меня, то я…
Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
Если бы у меня были конфеты, то я…
Если бы твой друг сломал твою любимую игру, то я…
Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
Слайд №16, видеоролик
На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” - “Ловись рыбка”.- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?
Упражнение “Цветок дружбы”.
Слайд №17
Ведущий: Ребята, надеюсь вы со мной согласитесь, что дружба-это важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашей группы. Возьмите цветную бумагу такого цвета, который вам больше всего нравится, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Придумайте своё пожелание для Золотой рыбки, что бы вы попросили для своих товарищей. Дети выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он подвешивается магнитами на экран.
Ведущий: Красивый у нас получился цветок дружбы? Вам он нравится? Дети делятся впечатлениями.
- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей.
Упражнение « Ритуал прощания».
В произвольном порядке дети прощаются друг с другом при помощи любого прикосновения. Звучит музыкальный клип группы “Барбарики” на песню «Дружба».
Список литературы.
1.Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения)./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: “Ось-89”, 2005.
2.Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ М.Р. Битянова – СПб.: Питер, 2003г
3.Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. – М.: Ось-89, 2014 г.
5.Сайт: viki.rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе .Тема: «Что такое дружба?»
Материал содержит две таблицы: "Формы и методы совместной деятельности", "Логика образовательной деятельности"....
презентация на тему : "Что такое дружба"
В презентации подробно раскрыта тема дружбы. Стихи, загадки и пословицы о дружбе....
Конспект занятия в старших и подготовительных группах по теме: «Что такое дружба?»
Развитие у детей старших групп коммуникативных навыков;сплочение детей и улучшение взаимоотношений....
Консультация для детей на тему: "ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?"
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?Кто же такой друг? Правила дружбы.АНКЕТА НА ТЕМУ: «Дружный ли твой класс?»...
Конспект ООД в старшей группе на тему: «Что такое дружба?».
На занятии дети познакомятся с понятием «настроение», научатся определять эмоциональное состояние по графическому изображению.Научатся анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференциров...
Календарно-тематическое планирование на тему: "Что такое хорошо,что такое плохо" в старшей группе.
Календарно- тематическое планированиев Доу. Тема: "Что такое хорошо,что такое плохо" в старшей группе....
Конспект беседы на тему «Что такое дружба? И кто такой друг?» в средней группе
Цель: обобщение представлений детей о дружбе и друзьях.Задачи: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба»; развивать у детей способность к сопережи...