Программа самообразования
материал (средняя группа)

Паспорт проекта и план самообразования на тему: " Развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы посредством организации строительных игр."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ  «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

                                                                                Студентка 4 курса,  

                                                                                специальность 44.02.01. 

                                                                                Дошкольное образование, 

                                                                                группы ДО – 4Ф (1), 

                                                                                Палченкова

                                                                                Мария Алексеевна

 

 

 

 ПМ 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

ПОРТФОЛИО

 

 

 

 

                                                                                 

                                                                     

                                                                              Возрастная группа: средняя

                                                                            МБДОУ Детский сад № 18

                                                    «Родничок»

                                                    г.Богородск

 

 

 

 

 

Дзержинск — 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Тема ВКР
  4. План самообразования
  5. Паспорт педагогического проекта
  6. Публикация на сайте
  7. Буклет для родителей
  8. Презентация

Тема ВКР:

Развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы посредством организации строительных игр.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №18 «Родничок» г. Богородск

План

профессионального саморазвития

воспитателя

Палченковой Марии Алексеевны

на 2021 – 2022 учебный год

Тема: «Развитие наглядно-образного

мышления у детей средней группы

посредством организации строительных игр»

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи

3. Источники самообразования

4. План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

5. Этапы реализации

6. Приложение

Пояснительная записка

Первоначальная картина окружающего мира формируется у человека  через психические познавательные процессы, такие как: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь. В этом ряду мышление занимает особое место, так как, оно является орудием высшей ориентации человека в окружающем мире. Это  высший познавательный процесс.

Основным видом мышления у дошкольников средней возрастной группы    постепенно становится наглядно-образное мышление;

Дошкольник   4-6 лет приобретает способность образно мыслить, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Он способен решать мыслительные задачи в представлении,  его мышление становится внеситуативным;

В этот период складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость;

Дошкольники средней возрастной группы  делают  попытки объяснить явления и процессы, что проявляется в потоке вопросов типа «Почему?»;

На  развитие  мышления  дошкольника  средней возрастной группы  постоянное влияние оказывает игровая деятельность. Полученный опыт  в игровых  ситуациях, реальных взаимоотношениях  ложится в основу особого свойства  его мышления, которое позволяет стать на точку зрения других людей, предугадать  их будущее поведение и  на основе этого строить собственное поведение. В процессе игры идет  формирование  всех  психических качеств  и личности ребенка.

Уровень развития наглядно-образного мышления, который достигается в дошкольном периоде, имеет большое значение для всей последующей жизни человека, так как является основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.

Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы по средствам организации строительных игр.  

Задачи:

  1. Выявление актуального уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы.
  2. Развитие наглядно-образного мышления посредствам организации строительных игр.
  3. Определение эффективности проведенной работы.

Источники самообразования:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. –212 с. – ISBN 5-699-03524-9 . - Текст: непосредственный.
  2. Гугуман, Т. В. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Т. В. Гугуман, А. С. Семерез. —// Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2019. — С. 39-42. – ISBN 978-5-4465-0942-3 . – Текст: непосредственный.
  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. –Санкт-Петербург: Питер, 2015. – С. 95. – ISBN 5-314-00121-7 . - Текст: непосредственный.
  4. Мухина, В.  С. Психическое развитие и обучение / В. С. Мухина. – Москва : Эксмо, 2012. – 352 с. – ISBN 5-7695-0408-0  .  – Текст : непосредственный
  5. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - В 3 книгах. – Москва: Владос, 2010. – 608 с. –  3 книга. -  ISBN 5-691-00552-9 .  – Текст : непосредственный.
  6. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / Л. А. Парамонова. – Москва: Просвещение, 2002. – 200 с. – ISBN 5-7695-0848-5 . – Текст : непосредственный.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 1999. - 360 с. – ISBN 5-691-00256-2 .  – Текст : непосредственный

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Участники

Организационно-ознакомительный этап

Сентябрь

-Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления детей средней группы (методики «Нелепицы»,  «Что здесь лишнее?»,  «Обведи контур», «Пройди лабиринт» Р.С. Немов)

-Подготовка памятки для педагогов на развитие наглядно-образного мышления

Консультация

«Роль строительной игры в развитии ребенка»

Родительское собрание «Мы на год стали старше»

Воспитатель,

дети,

родители.

Практический этап

Октября

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Найди домик»

-Строительная игра «Построим магазин для кукол», «Зоопарк для диких животных»

-Д/и «Сложи узор»

Консультация

« Рекомендации родителям по строительным играм»

Папка передвижка « Мы играем сегодня»

Воспитатель,

дети,

родители.

Ноябрь

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Четвертый лишний»

-Строительная игра «Зоопарк», «Построим дом для животных»

-Д/и «Назови одним словом»

Родительское групповое собрание «Игра это не забава»  

Дискуссия с родителями «Играем с детьми»

Воспитатель,

дети,

родители.

Декабрь

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Найди заплатку», «Кому чего не достает»

-Строительная игра «Гараж», «Построим дом для зайчика»

-Д/и «Заплатки»

Индивидуальная консультация для родителей, «Конструируем дома с ребенком»

Воспитатель,

дети,

родители.

Январь

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Группировка предметов»

-Строительная игра «Построим дом для медведя», «Терем для животных»

-Д/и «Подбери по цвету и форме»

Папка передвижка " Безопасность детской игрушки»

Воспитатель,

дети,

родители.

Февраль

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Разложи по порядку», «Где, чей домик»

-Строительная игра «По желанию детей», «Гаражи для машин»

-Д/и «Найди домик для картинки»

Консультация «Принцип воспитания по средствам строительных игр»

Воспитатель,

дети,

родители.

Заключительный этап

Март

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Найди маму малышу»

-Строительная игра «Грузовые машины», «Гаражи для транспорта»

-Игры с блоками Дьенеша

Консультация

« Развитие у ребенка уверенности, в себя через игру»  

Папка передвижка «Вечерние игры с ребёнком»

Воспитатель,

дети,

родители.

Апрель

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Разложи картинки», «Найди закономерность»

-Строительная игра «Построим дом», «Конструируем из палочек»

-Игры с палочками Кюизенера

Консультация   «Строительная игра как средство развития детей младшего возраста"

Воспитатель,

дети,

родители.

Май

-Подготовка памятки для родителей на развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы

-Повторная диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы (методики «Нелепицы»,  «Что здесь лишнее?»,  «Обведи контур», «Пройди лабиринт» Р.С. Немов)

-Игра на развитие наглядно-образного мышления «Подбери пару»

-Строительная игра «Построим магазин для кукол», «Построим домик в деревне»

-Д/и «Разрезные картинки»

Папка передвижка «Игры на развитие наглядно-образного мышления»; «Как разнообразить игровую деятельность»        

Воспитатель,

дети,

родители.

Этапы реализации:

- констатирующий этап: проведена диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы (методики «Нелепицы»,  «Что здесь лишнее?»,  «Обведи контур», «Пройди лабиринт» Р.С. Немов)

- формирующий этап: организована игровая деятельность детей средней группы как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей; разработаны рекомендации для родителей по развитию наглядно-образного мышления;

- контрольный этап: проведена повторная диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы, определена эффективность проведенной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека игр на развитие наглядно-образного мышления

у детей средней группы

«Найди домик»

Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Для проведения игры используются карточки с изображением домиков, в каждом домике по 4 окна. На чердаке каждого домика изображен предмет посуды (тарелка), овощ (морковь), фрукт (апельсин), одежды (пиджак), игрушка (пирамидка), животное (кошка) и др. Затем ребенку поочередно предлагают картинки со словами: «Найди домик для этой картинки (предмета)». После того, как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти предметы живут вместе в одном домике?».

«Четвертый лишний»

Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, логического мышления.

В ходе проведения игры ребенку предлагают серию картинок со словами: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из 4 – х предметов лишний. Почему?».

«Найди заплатку»

Цель игры -  развитие наглядно-образного мышления.

Для проведения данной игры используются картинки с отсутствием некоторых фрагментов. Ребенку предлагают выбрать из предложенных  фрагментов подходящую "заплатку" для "коврика".

«Кому чего недостает?»

Целью данной игры так же является развитие наглядно-образного мышления.

Для проведения игры необходим рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание заключается в том, чтобы ребенок смог определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

«Группировка предметов»

Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Для проведения данной игры необходимы картинки, которые представлены в приложении.

Перед тем как начать игру, ребенку дается инструкция: «Сейчас, мы немного поиграем, тебе нужно быть очень внимательным, если тебе что-нибудь не понятно задавай вопросы». Этапы работы над данной игрой.

Перед ребенком в ряд выкладывают по одной картинке из категорий: посуда, одежда, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Их необходимо рассмотреть и назвать. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Внимательно посмотри, какие картинки лежат в верхнем ряду. Теперь я возьму одну картинку (педагог берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее  вот сюда (кладет под первой картинкой)».  Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенку: «А куда ты положишь эту картинку?» и т. д. В результате должно получиться три группы по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой.

«Разложи по порядку»

Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление причинно – следственных связей, умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения.

Для выполнения этого задания  необходимы  картинки (варианты картинок представлены в приложении). Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают серии картинок. Предлагается их внимательно рассмотреть, разложить по порядку и дать необходимые объяснения.

       

«Где, чей домик?»

Целью данной игры является развитие наглядно – образного и логического мышления.

Для выполнения этого задания необходимы картинки с изображением животных и их жилищ. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все картинки и найти для каждого животного свой домик. При этом желательно, чтобы ребенок проговаривал слова, например: муравей живет в муравейнике, белка живет в дупле, медведь спит в берлоге  и т. д. Игра также способствует развитию словарного запаса у детей, развивает не только мышление, но и  любознательность, интерес к окружающему миру.

Вариант игры может быть разным: если игра проводится первый раз, то педагог по картинкам рассказывает, какое животное, где живет. Затем игра немного усложняется, и педагог предлагает детям взять сначала животных, а потом подобрать к ним домики.

«Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т. п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т. п., предлагается найти маму малышу.

«Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

«Найди закономерность»

Ход игры: перед ребенком выкладывают карточку с девятью квадратами, восемь из которых заполнены предметами, девятый пустой. Ребенку нужно выбрать из трех подходящую картинку в пустую клетку. Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок находит правильный ответ, ему предлагают объяснить свой выбор и назвать предметы обобщающим понятием.

Инструкция для ребенка: Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клетку. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.

«Подбери пару»

Для игры необходимы предметные картинки с изображением различной одежды, каждый вид которой представлен в двух вариантах: платье синее и голубое, брюки черные и серые, косынка красная и розовая, юбка желтая и оранжевая, пальто коричневое и бежевое и т. д.  Перед ребенком раскладывают картинки и просят подобрать пару каждому предмету.

Подобного рода игру можно проводить на другом материале противопоставляя предметы друг другу. Например, ремень широкий и узкий, мяч большой и маленький, дерево тонкое, толстое и т. д.

Таким образом, использование  вышеперечисленных игр и упражнений, правильно подобранных методов, средств и форм коррекционной  работы, способствует интенсивному развитию наглядно-образного мышления и других психических процессов у умственно отсталых дошкольников.

Картотека строительных игр для детей средней группы

«Построим магазин для кукол»

Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

«Зоопарк для диких животных»

Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

«Зоопарк»

Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.

«Построим дом для животных»

Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.

Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.

«Гараж»

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

«Построим дом для зайчика»

Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.

Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

«Построим дом для медведя»

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

«Терем для животных»

Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.

Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

«По желанию детей»

Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.

«Гаражи для машин»

Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.

Игра: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.

«Грузовые машины»

Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.

«Гаражи для транспорта»

Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

«Построим дом»

Цель: Составление домов разных размеров. Умение детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.

«Мастерская форм»

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход: Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.

«Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

«Построим магазин для кукол»

Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

«Построим домик в деревне»

Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.

Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Советы для родителей по развитию

наглядно-образного мышления у детей средней группы

Уважаемые родители!

Что бы помочь вам развивать наглядно-образное мышление у ребенка дома, предлагаем Вам, обратиться к нашим рекомендациям.
-Предлагайте детям план-схему, приготовленную заранее совместно с ребенком

-Читайте и создавайте  простые схематические изображения различных объектов.

-Учите детей планировать свои действия в уме.

-Играйте вместе с ребенком в дидактические игры направленные на развития мышления

-Проигрывайте новые дидактические игры по нескольку раз, но видоизменяйте их.

-Дайте возможность ребёнку самостоятельно придумать вариант решения .

-Стимулируйте  мыслительную активность  ребенка, вовлекайте его в игру.

-Четко  объясняйте  условия и правила игры, раздавайте необходимый материал.

-Наблюдайте за действиями игры  и при необходимости оказывайте помощь.

-Предлагайте задания детям в игровой форме или в виде интересных упражнений.

-Используйте различные «Головоломки с палочками», своевременно усложняя  их.

-Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры.

-Предлагайте детям различные конструктивные игры.

-Рисуйте с ребенком и изготавливайте аппликации из различного материала.

-Хвалите ребенка за его успехи и не ругайте за его неудачи!

Памятка для педагогов по развитию

наглядно-образного мышления у детей средней группы

Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:

  1. Наблюдение за красотами природы.
  2. Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.
  3. Путешествия с изучением памятников природы.
  4. Собирание пазлов разного уровня сложности.
  5. Создание рисунков по памяти или с натуры.
  6. Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.
  7. Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению.
  8. Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.
  9. Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.
  10. Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.

Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:

  1. Демонстрировать;
  2. Рассказывать;
  3. Практиковать занятия совместной деятельностью;
  4. Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
  5. Предложить создать что-то самостоятельно без примера.

Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.

Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.



Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

«Развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы посредством организации строительных игр»

Актуальность проекта

           Дошкольное детство является очень важным и ответственным периодом в жизни человека. Этот возраст связан со значительными изменениями в  развитии ребенка. Именно с периодом дошкольного возраста связано активное протекание процессов всестороннего развития ребенка, формирование новых навыков, обучение новым знаниям. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осваивает навыки общения и построения отношений с окружающим миром. Педагогов и родителей беспокоит вопрос, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным.

Введение ФГОС ДО ставит новые вопросы, требующие изучения проблем развития ребенка, в частности вопрос о развитии мышления, которое является орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.

Умственное воспитание, отмечает – это процесс развития активной мыслительной деятельности. В практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Мышление присутствует во всех  видах познавательного  процесса: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.  

         Возникновение наглядно-образного мышления узловым моментом в умственном развитии дошкольника. Но условия формирования образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Участники проекта

Педагог, дети, родители.

Цель проекта

 Формирование у детей средней группы наглядно-образного мышления посредством организации строительных игр во всех видах непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи проекта

Задачи для детей:

- повышение активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

- Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность.

Задачи для родителей:

 - укрепить связь с детьми, воспитателем.

Задачи для педагогов:

- Развивать наглядно-образное мышление в различных видах деятельности, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

-Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие наглядно-образного мышления и познавательной активности.

-Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми.

-Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.

-Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

 - укрепление связи с родителями;

- повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Сроки реализации

1 год. С сентября  по май. Долгосрочный.

Вид проекта

Групповой

Тип: Интеллектуально - познавательный

Продукт проекта

Особенности проекта

Основные принципы:

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе.

Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Принцип системности и последовательности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности.

Единство содержания форм и методов работы.

Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников.

Итоги проекта

Выявление уровня наглядно-образного мышления

Подготовительный этап

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
  • Изучить социальный заказ родителей;
  • Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг;
  • Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие наглядно-образного мышления посредствам строительных игр;
  • Подготовить педагогическую копилку для работы с родителями и детьми;
  • Провести первое родительское собрание по теме: «Значение строительных игр для интеллектуального развития детей»;
  • Обеспечить условия для реализации проекта.

  • Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей  посредством диагностического обследования;
  • Роль семьи в интеллектуальном развитии детей.

Формы реализации:

  • Отбор психолого-педагогической, методической литературы;
  • Комплексно – тематическое планирование по работе с детьми;
  • Перспективный план по работе с родителями;
  • Диагностический инструментарий;
  • Консультации;
  • Беседы; анкетирование родителей;
  • Родительское собрание.
  • Анкетирование родителей «Играет ли Ваш ребенок дома».

Основной этап

  • Организовать и провести мероприятия, согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;
  • Провести беседы, консультации с родителями;
  • Организовать и координировать участие родителей в развлечениях, досугах, в совместном изготовлении выставок детских работ;
  • Ознакомить родителей с приемами руководства играми с универсальным дидактическим материалом;
  • Знакомство родителей с системой работы по интеллектуальному развитию детей.

Мероприятия:

  • «День открытых дверей» просмотр математического занятия;
  • Совместное изготовление пособий для строительных игр (родителей с детьми);
  • Выставки детских работ; досуги:
  • «Построй сказочный дом» (родители и дети);
  • Оснащение педагогического процесса образовательных областей «Познание и «Коммуникация» компьютерными играми по развитию наглядно-образного мышления

 Заключительный этап

  • Выявить уровни развития наглядно-образного мышления у детей средней группы, после проведения различных форм и методов работы

Форма реализации:

  • Мониторинг уровня развития наглядно-образного мышления

Анализ результатов проекта

На основе теоретического анализа и опытно-практической работы определены уровни наглядно-образного мышления у детей средней группы. Как показал диагностический этап, детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления на 10% в 1 подгруппе больше, чем во 2 подгруппе. Детей со средним уровнем наглядно-образного мышления во 2 подгруппе на 10% больше, чем в 1 подгруппе. Детей с низким уровнем наглядно-образного мышления одинаковое количество в обеих группах. Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок сосредоточен на процессе игры, не замечает посторонних раздражителей, не отвлекается от игры и легко может сменить действие. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок отвлекается в процессе игры, не всегда замечает посторонние раздражители, реагирует на слова о необходимости сменить действие. Низкий уровень характеризуется тем, что ребенок отвлекается в процессе игры, всегда посторонние раздражители, реагирует на слова о необходимости действие, останавливается.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.

В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....

Программа самообразования воспитателя

Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...

Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....