Программа самообразования
материал (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_programmy_samoobrazovaniya.docx | 56.29 КБ |
pasport_proekta.doc | 70.5 КБ |
buklet_konstruiruem_doma.pdf | 565.04 КБ |
buklet_razvitie_myshleniya.pdf | 550.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01.
Дошкольное образование,
группы ДО – 4Ф (1),
Палченкова
Мария Алексеевна
ПМ 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ПОРТФОЛИО
Возрастная группа: средняя
МБДОУ Детский сад № 18
«Родничок»
г.Богородск
Дзержинск — 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Титульный лист
- Оглавление
- Тема ВКР
- План самообразования
- Паспорт педагогического проекта
- Публикация на сайте
- Буклет для родителей
- Презентация
Тема ВКР:
Развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы посредством организации строительных игр.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №18 «Родничок» г. Богородск
План
профессионального саморазвития
воспитателя
Палченковой Марии Алексеевны
на 2021 – 2022 учебный год
Тема: «Развитие наглядно-образного
мышления у детей средней группы
посредством организации строительных игр»
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи
3. Источники самообразования
4. План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
5. Этапы реализации
6. Приложение
Пояснительная записка
Первоначальная картина окружающего мира формируется у человека через психические познавательные процессы, такие как: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь. В этом ряду мышление занимает особое место, так как, оно является орудием высшей ориентации человека в окружающем мире. Это высший познавательный процесс.
Основным видом мышления у дошкольников средней возрастной группы постепенно становится наглядно-образное мышление;
Дошкольник 4-6 лет приобретает способность образно мыслить, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Он способен решать мыслительные задачи в представлении, его мышление становится внеситуативным;
В этот период складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость;
Дошкольники средней возрастной группы делают попытки объяснить явления и процессы, что проявляется в потоке вопросов типа «Почему?»;
На развитие мышления дошкольника средней возрастной группы постоянное влияние оказывает игровая деятельность. Полученный опыт в игровых ситуациях, реальных взаимоотношениях ложится в основу особого свойства его мышления, которое позволяет стать на точку зрения других людей, предугадать их будущее поведение и на основе этого строить собственное поведение. В процессе игры идет формирование всех психических качеств и личности ребенка.
Уровень развития наглядно-образного мышления, который достигается в дошкольном периоде, имеет большое значение для всей последующей жизни человека, так как является основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.
Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы по средствам организации строительных игр.
Задачи:
- Выявление актуального уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы.
- Развитие наглядно-образного мышления посредствам организации строительных игр.
- Определение эффективности проведенной работы.
Источники самообразования:
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. –212 с. – ISBN 5-699-03524-9 . - Текст: непосредственный.
- Гугуман, Т. В. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Т. В. Гугуман, А. С. Семерез. —// Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2019. — С. 39-42. – ISBN 978-5-4465-0942-3 . – Текст: непосредственный.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. –Санкт-Петербург: Питер, 2015. – С. 95. – ISBN 5-314-00121-7 . - Текст: непосредственный.
- Мухина, В. С. Психическое развитие и обучение / В. С. Мухина. – Москва : Эксмо, 2012. – 352 с. – ISBN 5-7695-0408-0 . – Текст : непосредственный
- Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - В 3 книгах. – Москва: Владос, 2010. – 608 с. – 3 книга. - ISBN 5-691-00552-9 . – Текст : непосредственный.
- Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / Л. А. Парамонова. – Москва: Просвещение, 2002. – 200 с. – ISBN 5-7695-0848-5 . – Текст : непосредственный.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 1999. - 360 с. – ISBN 5-691-00256-2 . – Текст : непосредственный
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Участники |
Организационно-ознакомительный этап | |||
Сентябрь | -Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления детей средней группы (методики «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Обведи контур», «Пройди лабиринт» Р.С. Немов) -Подготовка памятки для педагогов на развитие наглядно-образного мышления | Консультация «Роль строительной игры в развитии ребенка» Родительское собрание «Мы на год стали старше» | Воспитатель, дети, родители. |
Практический этап | |||
Октября | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Найди домик» -Строительная игра «Построим магазин для кукол», «Зоопарк для диких животных» -Д/и «Сложи узор» | Консультация « Рекомендации родителям по строительным играм» Папка передвижка « Мы играем сегодня» | Воспитатель, дети, родители. |
Ноябрь | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Четвертый лишний» -Строительная игра «Зоопарк», «Построим дом для животных» -Д/и «Назови одним словом» | Родительское групповое собрание «Игра это не забава» Дискуссия с родителями «Играем с детьми» | Воспитатель, дети, родители. |
Декабрь | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Найди заплатку», «Кому чего не достает» -Строительная игра «Гараж», «Построим дом для зайчика» -Д/и «Заплатки» | Индивидуальная консультация для родителей, «Конструируем дома с ребенком» | Воспитатель, дети, родители. |
Январь | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Группировка предметов» -Строительная игра «Построим дом для медведя», «Терем для животных» -Д/и «Подбери по цвету и форме» | Папка передвижка " Безопасность детской игрушки» | Воспитатель, дети, родители. |
Февраль | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Разложи по порядку», «Где, чей домик» -Строительная игра «По желанию детей», «Гаражи для машин» -Д/и «Найди домик для картинки» | Консультация «Принцип воспитания по средствам строительных игр» | Воспитатель, дети, родители. |
Заключительный этап | |||
Март | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Найди маму малышу» -Строительная игра «Грузовые машины», «Гаражи для транспорта» -Игры с блоками Дьенеша | Консультация « Развитие у ребенка уверенности, в себя через игру» Папка передвижка «Вечерние игры с ребёнком» | Воспитатель, дети, родители. |
Апрель | -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Разложи картинки», «Найди закономерность» -Строительная игра «Построим дом», «Конструируем из палочек» -Игры с палочками Кюизенера | Консультация «Строительная игра как средство развития детей младшего возраста" | Воспитатель, дети, родители. |
Май | -Подготовка памятки для родителей на развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы -Повторная диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы (методики «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Обведи контур», «Пройди лабиринт» Р.С. Немов) -Игра на развитие наглядно-образного мышления «Подбери пару» -Строительная игра «Построим магазин для кукол», «Построим домик в деревне» -Д/и «Разрезные картинки» | Папка передвижка «Игры на развитие наглядно-образного мышления»; «Как разнообразить игровую деятельность» | Воспитатель, дети, родители. |
Этапы реализации:
- констатирующий этап: проведена диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы (методики «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Обведи контур», «Пройди лабиринт» Р.С. Немов)
- формирующий этап: организована игровая деятельность детей средней группы как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей; разработаны рекомендации для родителей по развитию наглядно-образного мышления;
- контрольный этап: проведена повторная диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей средней группы, определена эффективность проведенной работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Картотека игр на развитие наглядно-образного мышления
у детей средней группы
«Найди домик»
Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Для проведения игры используются карточки с изображением домиков, в каждом домике по 4 окна. На чердаке каждого домика изображен предмет посуды (тарелка), овощ (морковь), фрукт (апельсин), одежды (пиджак), игрушка (пирамидка), животное (кошка) и др. Затем ребенку поочередно предлагают картинки со словами: «Найди домик для этой картинки (предмета)». После того, как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти предметы живут вместе в одном домике?».
«Четвертый лишний»
Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, логического мышления.
В ходе проведения игры ребенку предлагают серию картинок со словами: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из 4 – х предметов лишний. Почему?».
«Найди заплатку»
Цель игры - развитие наглядно-образного мышления.
Для проведения данной игры используются картинки с отсутствием некоторых фрагментов. Ребенку предлагают выбрать из предложенных фрагментов подходящую "заплатку" для "коврика".
«Кому чего недостает?»
Целью данной игры так же является развитие наглядно-образного мышления.
Для проведения игры необходим рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание заключается в том, чтобы ребенок смог определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
«Группировка предметов»
Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Для проведения данной игры необходимы картинки, которые представлены в приложении.
Перед тем как начать игру, ребенку дается инструкция: «Сейчас, мы немного поиграем, тебе нужно быть очень внимательным, если тебе что-нибудь не понятно задавай вопросы». Этапы работы над данной игрой.
Перед ребенком в ряд выкладывают по одной картинке из категорий: посуда, одежда, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Их необходимо рассмотреть и назвать. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Внимательно посмотри, какие картинки лежат в верхнем ряду. Теперь я возьму одну картинку (педагог берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенку: «А куда ты положишь эту картинку?» и т. д. В результате должно получиться три группы по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой.
«Разложи по порядку»
Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление причинно – следственных связей, умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения.
Для выполнения этого задания необходимы картинки (варианты картинок представлены в приложении). Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают серии картинок. Предлагается их внимательно рассмотреть, разложить по порядку и дать необходимые объяснения.
«Где, чей домик?»
Целью данной игры является развитие наглядно – образного и логического мышления.
Для выполнения этого задания необходимы картинки с изображением животных и их жилищ. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все картинки и найти для каждого животного свой домик. При этом желательно, чтобы ребенок проговаривал слова, например: муравей живет в муравейнике, белка живет в дупле, медведь спит в берлоге и т. д. Игра также способствует развитию словарного запаса у детей, развивает не только мышление, но и любознательность, интерес к окружающему миру.
Вариант игры может быть разным: если игра проводится первый раз, то педагог по картинкам рассказывает, какое животное, где живет. Затем игра немного усложняется, и педагог предлагает детям взять сначала животных, а потом подобрать к ним домики.
«Найди маму малышу»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т. п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т. п., предлагается найти маму малышу.
«Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
«Найди закономерность»
Ход игры: перед ребенком выкладывают карточку с девятью квадратами, восемь из которых заполнены предметами, девятый пустой. Ребенку нужно выбрать из трех подходящую картинку в пустую клетку. Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок находит правильный ответ, ему предлагают объяснить свой выбор и назвать предметы обобщающим понятием.
Инструкция для ребенка: Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клетку. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.
«Подбери пару»
Для игры необходимы предметные картинки с изображением различной одежды, каждый вид которой представлен в двух вариантах: платье синее и голубое, брюки черные и серые, косынка красная и розовая, юбка желтая и оранжевая, пальто коричневое и бежевое и т. д. Перед ребенком раскладывают картинки и просят подобрать пару каждому предмету.
Подобного рода игру можно проводить на другом материале противопоставляя предметы друг другу. Например, ремень широкий и узкий, мяч большой и маленький, дерево тонкое, толстое и т. д.
Таким образом, использование вышеперечисленных игр и упражнений, правильно подобранных методов, средств и форм коррекционной работы, способствует интенсивному развитию наглядно-образного мышления и других психических процессов у умственно отсталых дошкольников.
Картотека строительных игр для детей средней группы
«Построим магазин для кукол»
Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.
Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.
«Зоопарк для диких животных»
Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.
Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.
«Зоопарк»
Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.
Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.
«Построим дом для животных»
Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.
«Гараж»
Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.
Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.
«Построим дом для зайчика»
Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.
Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…
«Построим дом для медведя»
Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.
Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.
«Терем для животных»
Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.
Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.
«По желанию детей»
Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.
«Гаражи для машин»
Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.
Игра: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.
«Грузовые машины»
Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.
«Гаражи для транспорта»
Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.
«Построим дом»
Цель: Составление домов разных размеров. Умение детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.
Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.
Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.
«Мастерская форм»
Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.
Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход: Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.
Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.
«Конструируем из палочек»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.
Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
«Построим магазин для кукол»
Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.
Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.
«Построим домик в деревне»
Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.
Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Советы для родителей по развитию
наглядно-образного мышления у детей средней группы
Уважаемые родители!
Что бы помочь вам развивать наглядно-образное мышление у ребенка дома, предлагаем Вам, обратиться к нашим рекомендациям.
-Предлагайте детям план-схему, приготовленную заранее совместно с ребенком
-Читайте и создавайте простые схематические изображения различных объектов.
-Учите детей планировать свои действия в уме.
-Играйте вместе с ребенком в дидактические игры направленные на развития мышления
-Проигрывайте новые дидактические игры по нескольку раз, но видоизменяйте их.
-Дайте возможность ребёнку самостоятельно придумать вариант решения .
-Стимулируйте мыслительную активность ребенка, вовлекайте его в игру.
-Четко объясняйте условия и правила игры, раздавайте необходимый материал.
-Наблюдайте за действиями игры и при необходимости оказывайте помощь.
-Предлагайте задания детям в игровой форме или в виде интересных упражнений.
-Используйте различные «Головоломки с палочками», своевременно усложняя их.
-Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры.
-Предлагайте детям различные конструктивные игры.
-Рисуйте с ребенком и изготавливайте аппликации из различного материала.
-Хвалите ребенка за его успехи и не ругайте за его неудачи!
Памятка для педагогов по развитию
наглядно-образного мышления у детей средней группы
Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:
- Наблюдение за красотами природы.
- Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.
- Путешествия с изучением памятников природы.
- Собирание пазлов разного уровня сложности.
- Создание рисунков по памяти или с натуры.
- Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.
- Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению.
- Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.
- Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.
- Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.
Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:
- Демонстрировать;
- Рассказывать;
- Практиковать занятия совместной деятельностью;
- Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
- Предложить создать что-то самостоятельно без примера.
Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.
Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «Развитие наглядно-образного мышления у детей средней группы посредством организации строительных игр» |
Актуальность проекта | Дошкольное детство является очень важным и ответственным периодом в жизни человека. Этот возраст связан со значительными изменениями в развитии ребенка. Именно с периодом дошкольного возраста связано активное протекание процессов всестороннего развития ребенка, формирование новых навыков, обучение новым знаниям. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осваивает навыки общения и построения отношений с окружающим миром. Педагогов и родителей беспокоит вопрос, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Введение ФГОС ДО ставит новые вопросы, требующие изучения проблем развития ребенка, в частности вопрос о развитии мышления, которое является орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Умственное воспитание, отмечает – это процесс развития активной мыслительной деятельности. В практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Мышление присутствует во всех видах познавательного процесса: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Возникновение наглядно-образного мышления узловым моментом в умственном развитии дошкольника. Но условия формирования образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью. |
Участники проекта | Педагог, дети, родители. |
Цель проекта | Формирование у детей средней группы наглядно-образного мышления посредством организации строительных игр во всех видах непосредственно-образовательной деятельности. |
Задачи проекта | Задачи для детей: - повышение активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями. - Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность. |
Задачи для родителей: - укрепить связь с детьми, воспитателем. | |
Задачи для педагогов: - Развивать наглядно-образное мышление в различных видах деятельности, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. -Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие наглядно-образного мышления и познавательной активности. -Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми. -Развивать самостоятельность, инициативу, творчество. -Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями. - укрепление связи с родителями; - повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. | |
Сроки реализации | 1 год. С сентября по май. Долгосрочный. |
Вид проекта | Групповой Тип: Интеллектуально - познавательный |
Продукт проекта | |
Особенности проекта | Основные принципы: Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе. Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений. Принцип системности и последовательности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности. Единство содержания форм и методов работы. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников. |
Итоги проекта | Выявление уровня наглядно-образного мышления |
Подготовительный этап
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
- Изучить социальный заказ родителей;
- Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг;
- Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие наглядно-образного мышления посредствам строительных игр;
- Подготовить педагогическую копилку для работы с родителями и детьми;
- Провести первое родительское собрание по теме: «Значение строительных игр для интеллектуального развития детей»;
- Обеспечить условия для реализации проекта.
- Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей посредством диагностического обследования;
- Роль семьи в интеллектуальном развитии детей.
Формы реализации:
- Отбор психолого-педагогической, методической литературы;
- Комплексно – тематическое планирование по работе с детьми;
- Перспективный план по работе с родителями;
- Диагностический инструментарий;
- Консультации;
- Беседы; анкетирование родителей;
- Родительское собрание.
- Анкетирование родителей «Играет ли Ваш ребенок дома».
Основной этап
- Организовать и провести мероприятия, согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;
- Провести беседы, консультации с родителями;
- Организовать и координировать участие родителей в развлечениях, досугах, в совместном изготовлении выставок детских работ;
- Ознакомить родителей с приемами руководства играми с универсальным дидактическим материалом;
- Знакомство родителей с системой работы по интеллектуальному развитию детей.
Мероприятия:
- «День открытых дверей» просмотр математического занятия;
- Совместное изготовление пособий для строительных игр (родителей с детьми);
- Выставки детских работ; досуги:
- «Построй сказочный дом» (родители и дети);
- Оснащение педагогического процесса образовательных областей «Познание и «Коммуникация» компьютерными играми по развитию наглядно-образного мышления
Заключительный этап
- Выявить уровни развития наглядно-образного мышления у детей средней группы, после проведения различных форм и методов работы
Форма реализации:
- Мониторинг уровня развития наглядно-образного мышления
Анализ результатов проекта
На основе теоретического анализа и опытно-практической работы определены уровни наглядно-образного мышления у детей средней группы. Как показал диагностический этап, детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления на 10% в 1 подгруппе больше, чем во 2 подгруппе. Детей со средним уровнем наглядно-образного мышления во 2 подгруппе на 10% больше, чем в 1 подгруппе. Детей с низким уровнем наглядно-образного мышления одинаковое количество в обеих группах. Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок сосредоточен на процессе игры, не замечает посторонних раздражителей, не отвлекается от игры и легко может сменить действие. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок отвлекается в процессе игры, не всегда замечает посторонние раздражители, реагирует на слова о необходимости сменить действие. Низкий уровень характеризуется тем, что ребенок отвлекается в процессе игры, всегда посторонние раздражители, реагирует на слова о необходимости действие, останавливается.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.
В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....
Программа самообразования воспитателя
Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...
Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....