Программа самообразования воспитателя
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Эксперементально-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Жижикина Марина Валерьевна
Сроки реализации: работа начата в сентябре 2012 года, планируется закончить в мае 2015 года.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
- Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развитие мышления, речи – рассуждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Актуальность проблемы: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Форма самообразования: индивидуальная
Действия и мероприятия:
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
- Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития ;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности ;
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду для самотстоятельного экспериментирования детей;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Практический выход: семинар- практикум
Отчет о проделанной работе:
- Выступление на педагогическом совете.
- Слайд- презентация по эксперементально- опытнической деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
- Пополнение уголка экспериментирования.
Содержание работы по теме:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь- декабрь 2012 г. | Подбор и изучение литературы по теме; | Анкетирование родителей «Как вы относитесь к детским экспериментам» | |
Октябрь 2012 г. | Посещение курсов повышения квалификации. | ||
Январь- март 2013 г. | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для экспериментально- опытнической деятельности детей.» |
Апрель – май 2013г. | Мониторинг | Разработка системы мониторинга | Создание картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. |
Сентябрь-октябрь 2013 г. | 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей и воспитателей. |
Ноябрь- декабрь 2013 г. | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Январь- март 2014 г. | Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж | Описание приемов и методов,их использование на занятиях | Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности |
Апрель 2014Г. | Посещение курсов повышения квалификации. | ||
Май 2014 г. | «Что? Зачем? Почему?» | Изучение метода игрового проблемного обучения | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Сентябрь-ноябрь 2014 г. | «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Декабрь 2014 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей |
Январь-февраль 2015 г. | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»; |
Март- 2015 г. | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
Апрель 2015 г. | Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ |
Март-май 2015 г. | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Программа самообразования воспитателя
Согласовано ...
Программа самообразования воспитателя Скрипневой Ольги Николаевны "Развитие физических качеств младших дошкольников посредством подвижных игр"
План по самообразованию...
Программа самообразования воспитателя "Интерактивные технологии в обучении и воспитании"
Программа самообразования воспитателя...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
самообразование...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА...
Программа самообразования воспитателя
Программа самообразования воспитателя...