Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
методическая разработка (логопедия) на тему
Программа самообразования расчитана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Выездновский детский сад № 1
ПРОГРАММА
самообразования по теме:
«Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»
(2012-2013 уч.год)
Выполнила:
учитель-логопед
Лещева В.Г.
2013г.
Пояснительная записка
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены лёгкими (стёртыми) формами дизартрии.
Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.
В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.
Цель — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.
Достижение цели осуществляла посредством последовательного решения задач:
1. Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.
3. Выявить особенности просодической стороны речи.
4. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
5. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
6. Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
7. Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.
8.Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.
План работы:
1 год (2011-2012 уч.год)
Содержание деятельности | Сроки (начало -окончание | Форма предоставления результатов | Кем заслушиваем отчет |
1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования | |||
1. Подготовительный этап
2. Работа с детьми + с одаренными детьми
3. Работа с воспитателями
4. Работа с родителями
5. Самореализация
| Март-Май Апрель - Май Март - Май Июнь-Август Май Март
|
Отчет за учебный год
- Познакомилась с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
- Клинико-психологическая характеристика детей с минимальным проявлением дизартрии.
3. Выявила причины и характеристику нарушений звукопроизношений, (важное
значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при
гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы,
черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения,
опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например
врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а
также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.
4. Изучила клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
5. Систематизировала материал, апробировала игры, упражнения по развитию
просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
- Оформила пособие по дифференциальной диагностики «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
- Подготовила сообщение для воспитателей, родителей по проблеме «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».
- Провела работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики-сказки, веселые упражнения для пассивной гимнастики.
2 год (2012-2013 уч.год)
Содержание деятельности | Сроки (начало-окончание | Форма предоставления результатов | Кем заслушивался отчет |
2. Разработка программно-методического обеспечения и обобщение собственного опыта педагогической деятельности | |||
1. Работа с детьми + с одаренными детьми
2. Работа с родителями
3. Работа с воспитателями
4. Самореализация
| В течение года В течение года Сентябрь Апрель Сентябрь Декабрь В течение года В течение года В течение года Май В течение года Октябрь Ноябрь Апрель Февраль Октябрь-Ноябрь |
Отчет за учебный год
- В начале года провела анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка», одной из цели, которой являлась выявления причин дизартрии;
- Продолжение работы по преодолению стертой дизартрии воспитанников, занимающихся на логопункте, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики и т.д.;
- Подготовила тематическую выставку «Осень в гостях у грамматики. Осенние буквы», где дети вместе с родителями должны были изготовить новую изученную букву из природного материала. Коррекционно-развивающей целью являлась развитие мелкой моторики; развитие речи и коммуникативных способностей; развитие слухового, зрительного и пространственного мышления, что непосредственно необходимо при коррекции дизартрии;
- Подготовила сообщение и презентацию для специалистов и воспитателей ДОУ «Инновационные технологии в логопедической практике», где затронула вопрос о современных подходах и методах, применяемые при коррекции дизартрии. А именно, логопедический массаж, массаж языка, японская методика пальцевого массажа, Су Джок терапия, песочная терапия и др.;
- Консультации по данной теме с логопедами из других детских садов г.Арзамаса и Арзамасского района;
- Определила структуру логопедического занятия при дизартрии и после этого разработала конспект занятия по постановке звука С при дизартрии;
- Для профилактики и коррекции дизартрии подготовила речевые игры на летний период для детей от 4 до 7 лет; «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - еженедельное пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам;
- Составление и выпуск буклетов: «Самомассаж шеи и лица», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;
- Консультации для родителей «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с Дизартрией», «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»
- Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз дизартрия (Шпагин Никита, Сиротин Влад, Лаврентьев Иван);
- Были даны направление детей к детскому невропатологу для подтверждения диагноза и при необходимости назначения лечения;
- Были изучены и применение методик коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и Бутейко); Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией;
- Проведено экспресс-обследование детей 2 младшей и средней группы на предмет прикуса и дизартрического компонента;
- Проведена работа по преодолению саливации (Шпагин Никита, Жаринов Илья) и даны рекомендации родителям «Проглоти потом скажи»;
- Обобщение опыта по данной теме с логопедами на форумах в Интернете, просматривала видео-уроки по коррекции дизартрии;
- Была составлена и проведена методика обследования стертой формы дизартрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обида как эмоциональное состояние и формы ее проявления
В статье раскрывается понятие обиды, выделяется структура обиды, ее внешние проявления и причины появления....
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников
Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об о...
Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления
Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...