Доклад на РМО воспитателей
материал
Предварительный просмотр:
Выступление
на заседании РМО педагогов ДОУ
Тема:
«Гендерный подход в процессе воспитания детей в детском саду
в соответствии с требованиями ФГОС»
(из опыта работы)
Выполнила : Горяйнова Т.И.
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми , я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило ,то что уровень знаний по данному вопросу, нужно повышать. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек не очень понятны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня»
Я уверена: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 4 направлениям:
- Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
- Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
- Построение соответствующей развивающей среды;
- Построение модели педагогического процесса;
На начальном этапе главная цель-это изучение психолого- педагогической литературы по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».Собран материал по темам«Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста». «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых»
Работа с родителями должна носить информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному », «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.
На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье.. В группе проведены конкурсы среди родителей « Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда», « Играют- мальчики, играют -девочки» ( оснащение сюжетно-ролевых игр) Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия: «День матери» , « А ну-ка, девочки», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники. Родители активные участники проводимых в детском саду мероприятий.
Реализация программы «От рождения до школы» требует организации в ДОУ материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В группе осуществляется полоролевая социализация детей. Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группе созданы условия для игр «строителей» «военных» др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием и инструментами и материалами детскую кухню и магазин.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Каких только конструкторов нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений
В оформлении помещений можно использовать простейшие маркеры гендерных различий:
- Дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п)
Педагогический процесс выстроен таким образом что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности нужно использовать дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогам следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давать типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивать их знания, а не поведение.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю , что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения. Мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим беседы на темы: «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»
Одним из приоритетных направлений развития является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, следует осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
На таких занятиях следует использовать следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
- Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
- Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
- Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
- Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
- Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и в организации трудового воспитания дошкольников.
Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Тема: «Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях»
(в рамках проблемного семинара «Взаимодействия с детьми в процессе воспитания и обучения»)...
Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....
Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."
В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...
Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп"Нетрадиционные техники рисования "
Одна из главных задач воспитания является развитие творчества.а одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию....
Доклад на РМО воспитателей
Здоровьесберегающие технологии в педагогике + тренинг с дыхательной гимнастикой....
Доклад на РМО воспитателей
Здоровьесберегающие технологии в педагогике + тренинг с дыхательной гимнастикой....
Доклад на РМО воспитателей разновозрастных групп по теме: "Система мониторинга реализации ООП ДОУ"
презентация в которой раскрываются цели, задачи, формы, результаты, мониторинга в ДОУ....