Доклад на РМО воспитателей
консультация по логопедии на тему
Здоровьесберегающие технологии в педагогике + тренинг с дыхательной гимнастикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Делимся опытом | 46.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН в последние 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. За этот период количество детей с хронической патологией увеличилось примерно в 2 раза (с 12% до 27%), а количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%)
Причины:
- неудовлетворительное состояние окружающей среды,
- деформация семейных отношений,
- недостатки в работе лечебно-профилактических учреждении.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области. А мы возьмем еще конкретнее – в системе дошкольного образования.
Мы с вами – педагоги – уже по факту своей профессии стоим на страже здоровья каждого доверенного нам человечка. Помимо работы по сохранению физического здоровья детей, в наши обязанности входит социализация ребенка. А что это такое, как не сохранение психического здоровья детей? Поэтому, с уверенностью можно сказать, что педагоги ДОУ наиболее плодотворно выполняют требования государства по охране здоровья подрастающего поколения.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.
И, как вы замечаете из своей практики, именно такие дети все чаще попадают в группы наших детских садов. Поэтому, все чаще в работу воспитателей приходят логопедические методики, которые помогают адаптировать ребенка к высоким требованиям обучения.
Разберем термин – здоровьесберегающие технологии.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии – это организованная система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В ходе коррекционно-образовательного процесса используются такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:
⎫ Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата) (Т.В. Буденная, А.В. Ястребова, З.А. Репина);
⎫ Пальчиковая гимнастика (А.Л. Сиротюк, О.И. Крупенчук, Г.А. Османова, Л.П. Савина, В.В. Цвынтарный);
⎫ Логоритмика;
⎫ Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
⎫ Развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов) (М.Н. Щитинин, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова);
⎫ Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
⎫ Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц) (Г.Г. Демирчоглян, Г.И. Рожкова, Е.А. Лапп).;
⎫ Динамические паузы, физкультминутки, коммуникативные игры (И.Е. Аверина, В.И. Ковалько);
⎫ Самомассаж, массаж биологически активных точек (су-джок)
⎫ Арттерапевтические техники. Данная технология стимулирует развитие мелкой моторики рук. Иначе ее называют «Живопись с помощью пальцев»
⎫ Кинезиологических упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
⎫ Психогимнастика, релаксационные упражнения (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова) (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
⎫ игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
⎫ тренинги на устранение отрицательных эмоций,
⎫ релаксационные упражнения,
⎫ подвижные и сюжетно-ролевые игры,
⎫ создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Такие занятия направлены на:
– развитие и совершенствование статической, динамической координации движений;
– развитие и совершенствование орального праксиса и произвольной мимической моторики;
– развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей;
– развитие просодической стороны речи: повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, длительность звучания, четкость дикции, интонация, тембровая окраска;
– развитие двигательной памяти, переключаемости движений и контроля за выполнением движений;
– развитие произвольной регуляции мышечного тонуса, формирование экспрессивной стороны речи, развитие фонематического слуха, речевого слуха, звуковысотного слуха;
– развитие дыхания;
Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс осуществляется с помощью таких педагогических приемов, как:
• речевая инструкция, предшествующая деятельности детей;
• опорные сигналы, пиктограммы, цветообозначения, аудио- и видеоматериалы;
• показ движений и действий;
• игровые приёмы.
Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдение следующих условий:
• выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
• наличие рационально организованного двигательного режима;
• благоприятный эмоционально-психологический климат;
• взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической практике у дошкольников формируются следующие умения:
• выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавного переключения с одного движения на другое;
• согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
• ориентироваться в схеме собственного тела;
• контролировать процессы возбуждения и торможения;
• владеть физиологически правильным диафрагмальным дыханием;
• снимать зрительное напряжение и утомление.
Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Тема: «Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях»
(в рамках проблемного семинара «Взаимодействия с детьми в процессе воспитания и обучения»)...
Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....
Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."
В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...
Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп"Нетрадиционные техники рисования "
Одна из главных задач воспитания является развитие творчества.а одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию....
Доклад на РМО воспитателей
Здоровьесберегающие технологии в педагогике + тренинг с дыхательной гимнастикой....
Доклад на РМО воспитателей разновозрастных групп по теме: "Система мониторинга реализации ООП ДОУ"
презентация в которой раскрываются цели, задачи, формы, результаты, мониторинга в ДОУ....
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...