Перспективный план по экологическому воспитанию подготовительная.
рабочая программа (подготовительная группа)

Айнур Эльдаркызы Гулиева

Перспективный план по экологическому воспитанию подготовительная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    

Перспективный план мероприятий по экологическому  воспитанию детей дошкольного возраста

«Юные экологи»

    Группа: подготовительная «Зайчата»

(«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в подготовительной группе детского сада»)

Воспитатели:

Пучкова Оксана Викторовна

Гулиева Айнур Эльдаровна

2021-2022 г.

                               Пояснительная записка

сроки

тема

Задачи

Совместная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

Растительный мир осенью»

-

Образовательная ситуация «Через добрые дела можно стать юным экологом»

- Закрепить правила поведения в природе;

- Учить находить связь растений с насекомыми.

- Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений

-Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения.

-Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

 -Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Уточнить части растений  и их функции.

-Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных.

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Начало ведения календаря.

Экскурсия на луг.

«Луг – экосистема»

Чтение «Приключения кузнечика Кузи». 

Рисование «Луг осенью»,

Беседа «Как растения готовятся к зиме»

Лепка "Плетень с подсолнухом"

Наблюдение за цветущими растениями цветника.

Аппликация

«Осенние картинки»

/из засушенных листьев/

Сбор семян-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"

 «Угадай растение»

- Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 55)

Родительское собрание «Ознакомление родителей с планом по познавательному развитию» 

Сбор природного материала, поделки из природного материала

Беседы с родителями «Как надо питаться, чтобы быть здоровым?
Консультация «О важности воспитания у детей любви к природе»

 «Чистый мир».

Дошколята – защитники лесов

-Формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять;

-воспитывать бережное отношение к объектам природы

сформировать у детей навыки безопасного поведения  в лесу, научить предупреждать лесные пожары,

-воспитывать сознательное отношение к личной безопасности и безопасности других людей,

-Создать условия для развития познавательных и творческих способностей;

Познакомить детей с Красной Книгой, разъяснить для чего ее создали

-Чтение рассказов, сказок по теме.

-Беседы о природе, о том, какое должно быть отношение к окружающей природе, как они понимают правила поведения в ней, как нужно взаимодействовать с птицами, зверями, растениями.

-Беседа о причинах лесных пожаров.

-подвижные и дидактические игры: «Назови дерево», «Сравни на ощупь»,

-Беседа на тему: «Лесные пищевые цепочки».

-Знакомство с Красной Книгой

-НОД «Красота природы бесценна»

«Спасем природу»

-«Наведем порядок на нашем участке» – элементарный бытовой труд на улице

-Поделки, рисунки на экологическую тему.

-Рисование и развешивание плакатов  «Осторожно, лес в огне».

Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов!».

-Поделки из природного материала.

-изготовление запрещающих знаков.

-Консультация для родителей «Войди в природу другом»,

-Изготовление книжек – малышек (отношение взрослого и ребенка к природе понимание правил поведения на природе, взаимодействия с окружающим миром.)

Октябрь

«Осень, осень в гости просим»

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

-Наблюдения за состоянием погоды на участке.

 -Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке".
-Игра "Какая сегодня погода"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-Песенка "Во поле рябинушка"
-Рисование "Золотая осень".

-аппликация «Осенние деревья».

- Оригами: «Кленовый лист» «Ветка рябины»
- Лепка "Лиса"

Выставка поделок.

Конкурс на тему «Осенние фантазии».

Развлечение "Осень разноцветная"
Папки-передвижки: «Прогулки на природу», «Осень золотая».,

«Планета Земля в опасности!»

Тайны грибного царства

Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой- океанами и морями. Кроме воды, есть материки- твердая земля- суша, где живут люди. Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

 -Загадки Лесовичка о грибах.
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Чтение стих-ния " Наш родной дом ".

Рассматривание глобуса, с наводящими вопросами.

Обсуждение темы: почему планета Земля в опасности.

-Лепка "Грибное лукошко".

-Оригами «Гриб»

Ноябрь

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. (Солнце- это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты- твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита- это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник- это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.)

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 67)

Солнце – большая звезда.

  Игра «Догони свою тень».

  Опыт «Волшебный лучик».

Экологическая викторина «Знатоки природы»

На бабушкином дворе

Образовательная ситуация «Сравнение домашних и диких животных»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

 

Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных- создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких- они не приспособлены самостоятельно жить в лесу; не могут строить себе гнездо, добывать корм, не  могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях).

Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Аппликация "Кисонька-мурысынька"
- Подвижная игра "Пастух и стадо"

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 110)

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
- Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

Составление мини – рассказа о домашнем животном, оформление открытки «Моё любимое животное».

Фотовыставка: «Четвероногие друзья».

Декабрь

«Поможем пернатым»

 Организация акции в ДОУ.

Образовательная ситуация «Что мы знаем о птицах»

  Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно- воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полным стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.)

-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок 
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"-
Лепка "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки (петушок))

Проведение циклов наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке.

Работа с календарём.
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
Ежедневная подкормка птиц на участке.

Изготовление книжек – самоделок о птицах нашего края

Оформление групповой «Птичьей книги».

-Оригами «Снегирь»

Сбор и сушка крошек пшеничного хлеба для подкормки птиц.

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 108)

-Конкурс на самую оригинальную кормушку. (среди родителей)

-Изготовление хлебных копилок

-Составление семейных кроссвордов о зимующих и кочующих птицах.

Январь

Лесные жители

Образовательная ситуация «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу».

Волшебница вода

Можно ли пить талую воду?»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

 (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

 Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

 

Экскурсия в лес.

Рассказ Лесовичка о лесе.
- Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу".
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

Ведение календаря.

 Изготовление книжки «Дикие животные леса»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

«Вода – источник жизни!»
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"
-Подвижная игра "У медведя во бору"

 С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 77)

Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой.

Работа с моделью маскировки животных

Работа с моделью «Этажи леса»

Показ фильма о жизни животных.

-Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
- Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

«Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?».

дидактические игры («Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.)

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 71)

Изготовление книжки «Дикие животные леса»

Изготовление открыток к Новогоднему празднику.

Оформление буклета «Вода – источник жизни!» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

.

Белый снег, пушистый снег.

Наблюдение

«Снег – он какой?

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
- С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ст
 Оформление газеты "Зимушка- зима"

Панно р. 71)

Постройка горки с помощью взрослых,

конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

«Шесть советов о морозной погоде»(папка – передвижка)

Февраль

Зимушка-зима

Наблюдение «Снежинки очень красивы» (проводится во время снегопада)

Наблюдение «Зимние узоры на окне» (задание детям для самостоятельного наблюдения и объяснения).

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Создать условия для формирования у детей знаний об особенностях и красоте посёлка в зимний период.

Воспитатель загадывает детям 2-3 загадки про узоры на окне. Например: «какой это мастер на стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?»; «Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его…»; «Вырос лес, белый весь, пешком в него не войдешь, на коне не въедешь». Дает задание: дома, в детском саду или в других местах (например, в транспорте) найти замершее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились.

-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери".

-Аппликация "Волшебный зимний лес"  (силуэтная)

-Оригами "узоры на окне"
- Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов  "Зимняя сказка"
- А.Барто "Ёлка"
-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры -забавы с санками 
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79)

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Стр. 79)

-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

Оформление панно «посёлок в зимнем убранстве»


Март

В гостях у Веснянки

.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

Оформить передвижную папку для родительского уголка«Люби и охраняй окружающую природу».

«Весна – красна»,(папка-передвижка)

Береги живое!

Познакомить детей с редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Рассматривание подснежников, объяснить,  что они занесены в красную книгу, их нельзя рвать.

Игры в лесу, слушание лесных звуков.

Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наше село чище».

Оформление выставки рисунков родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый поселок!»

Апрель

Насекомые - наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

Буклет на тему «Огонь – беда для леса!» 

Земля - мой дом

Образовательная ситуация «Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

Дать представление о суше,  водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море);  видах поселения (деревня, город, страна);    звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Познакомить детей с одним- двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

-Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"

-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

Праздник День Земли».

Оформление выставки

Оформление выставки детских работ «Как прекрасна Земля»

Изготовление плаката «Сохраним планету Земля».

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 141)

-Рассматривание семейных фотографий

Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу».

 

Май

«Умный взгляд на мусор».

Образовательная ситуация «Слепые землекопы »

Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

Работа с детьми по проекту: «Что делать с мусором?»

Разучивание стихотворения «Мусорная фантазия» Андрея Усачёва

С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 37-38)

Показ фильма о Кротах.

2. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах.

3. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию.

Анкетирование родителей

памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

Выставка «Мусорное рукоделие» (поделки из бросового материала»

Бумага, древесина, ткань.

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация

 "Полянка цветов"

 экологический праздник для детей с участием родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию....

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

В материале представлен подробный перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Ознакомление детей с окружающим миром, живой и неживой прироодой....

Перспективный план по «Экологическому воспитанию» в подготовительной группе

Перспективный план по «Экологическому воспитанию» в подготовительной группе  темаЦелевые ориентирыЛитературасентябрь«Беседа о лете»  Углубить и обобщить представления детей о лете, его ...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе

Подготовительная группа.                 Сентябрь.Тема:...