МАК карты в работе педагога-психолога
учебно-методический материал
У каждого в жизни бывают случаи, что не только рассказать, но даже думать об этом бывает страшно.
Эти опасения частенько заставляют запихивать свои проблемы в самый дальний и пыльный угол. Но нередко это приводит к ещё большим проблемам.
Что же делать? Брать в руки метафорические ассоциативные карты. Ведь они снижают уровень тревожности, помогают преодолеть внутреннюю защиту и помогают отыскать ответы на волнующие вопросы. А специалисту, использующему МАК как инструмент своей работы, дают возможность создать безопасную обстановку и «растопить лёд» даже на начальных стадиях работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_metaforicheskie_karty.docx | 623.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИДЫ МАК (условная классификация) По школе (созданию) -Немецкая школа -Израильская школа По содержанию -Картинки По исполнению -Рисованные По возможности применения Универсальные – работают с широким кругом запросов ( Эмоции судьбы, Аллегории, SENS, Дерево как символ человека, Возможности и ограничения, Кто же Я?, Эмоции, Действовать , Дом, Сила времени и др.) Портретные, архетипичные (Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Люди и звери, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок. Ресурсные (Точка опоры, Мурчасье, Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Ресурсы и Силы, Тупики и др.) Специальные ☼Семейные, для работы с парными отношениями ☼Для работы с травмой, страхами (из сундука пошлого… ☼Для работы с детьми (Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Роботы, Сага, Дедушкины сказки, Персонита, Источник, Истоки, Я и все-все-все, Воспоминание о детстве, Семейка Гномс, Мастер сказок, Тинейджеры, Тотем, Люди и звери и др.) ☼Коучинговые (Колесо жизни, КАК, и др.) ☼Сказочные (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки, Сказочное место и др.) ☼Прочие (Пути-дороги и др.) Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. ИСТОРИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH» (англ. - удивление). В 1983 году психотерапевт Моритц Эгетмейер, с которым познакомился Эли Раман, разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого возможно подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах – так возникли Метафорические Ассоциативные карты. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента. Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом, и нужно было прокомментировать свои чувства и ассоциации . Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (SAGA) — второй колоды метафорических ассоциативных карт. В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис и Татьяна Колошина познакомили Российских психологов с этим замечательным инструментом. | Принцип использования метафорических ассоциативных карт в групповой работе с детьми. Важно, чтобы специалист, который является в данном случае одной из ключевых фигур, имел опыт групповой и/или индивидуальной психологической работы и работы с использованием МАК. При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их соответственно обстановке. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе и возрасту детей набор метафорических карт. Преимущества использования метафорических карт в игровой форме работы с детьми:
| ВАЖНО ПОМНИТЬ! Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений: 1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки диагноза. Карты могут давать информацию о человеке, психолог может интерпретировать ее, выдвигать свои гипотезы. 2. Метафорические карты – это средство взаимодействия с консультируемым, инструмент работы психолога. А это значит, что успех работы с таким инструментом зависит в первую очередь от навыков и профессионализма психолога. 3. При работе с метафорическими картами важно не давать подсказки, собственные интерпретации. Имеет значение лишь собственный выбор и понимание консультируемого. 4. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, интуицию, а не на разум и логику. 5. Не стоит делать выводы на основе выбора , нельзя этот выбор оценивать, так как он не может быть "неверным" – для консультируемого это лишь шаг к пониманию себя. Одна из задач психологической работы в целом – помочь ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...
Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...
Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"
В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...
Литература по теме "МАК-карты" в работе педагога психолога
это наборы картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций....
Эффективность использования метафорически-ассоциативных карт в работе педагога-психолога.
Что такое метафорически-ассоциативные карты?Преимущества использования карт в работе педагога-психолога.Этапы работы с метафорически-ассоциативными картами.Результаты применения метода....