"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
методическая разработка по психологии
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mak.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога. Попробовав с помощью этого инструмента исследовать область ассоциаций и образов, уже не представляю себе работу без этих чудесных карт!
(Сл.2) Сейчас я хочу обратить ваше внимание на слайд с изображением трех карт. Посмотрите на каждую из них, выберите ту, которая соответствует вашему внутреннему настрою. У каждого откликнулась определенная карта 1,2 или 3.
Вопросы: Что вы видите? Кто на ней? А если вы были бы на карте, кем бы были вы? Что вы там делаете? Какое у вас настроение? Какое отношение это имеет в вашей жизненной ситуации? Каково основное послание этой карты для меня? О чем она мне хочет сказать?
1- (реальность) вы в работе, 2- собираемся с силами, находимся в гармонии с собой со своим внутренним миром, 3- вам нужен отдых!
У каждого из нас есть собственные ресурсы. Ресурс - отдых. Отдых необходимо планировать! Планировать отпуск! Насколько вы наполнитесь энергией, настолько будете эффективно работать. Всегда надо помнить, что важно правильно организовать отдых.
(Работа с метафорическими ресурсными картами «Зонтики», участникам предложено выбрать карту).
Я вам продемонстрировала начальный этап работы с метафорическими картами. И каждый из вас выбрал ту карту, которая отражает свое внутренне состояние. Каждый в карте увидел свое.
Метафорические АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ – новое направление в арт-терапии.
(Сл. 3)
Не так важно, что на них изображено, важно какая история зашифрована в этой фотографии и что человек может по ней рассказать. Карты как психологическое зеркало, отражают проблемы не только взрослых, но и детей. Карты помогают работать с внутренним состоянием человека. Каждый раз фотографии оживляют воспоминания, чувства, бессознательно подсказывают решение проблемы.
Смысл фотографии, картинки создает сам человек, когда на нее смотрит, благодаря своему восприятия. Каждый человек, будь то ли взрослый или ребенок, наполняет фотографию своим смыслом. (У каждого из нас своя картина мира. Любую картинку, ситуацию, человека мы видим (пропускаем) через призму своего мира, своих внутренних ощущений. Каждый вкладывает свой смысл. То, что у нас внутри мы проецируем на окружающий мир (ситуации, людей, карты). Так устроен мир.
Отсюда и поговорка: "Сколько людей, столько и мнений". "У каждого своя правда". "Хочешь узнать человека, послушай не то, что о нем говорят окружающие, а что ОН говорит об окружающих".
И на самом деле, мнение каждого по своему верно. Каждый человек, принимающий то или иное решение, прав, т.к. это его решение правильное для него самого.
Вернемся к картам, как методу.
(Сл. 4) Карты создавались художниками и психотерапевтами. 1 колода-1975г.
(Сл.5) Какие бывают карты?
(Сл. 6,7,8) Карты представляют собой набор различных картинок с изображением пейзажей, людей, животных, ситуаций из жизни, предметов, объектов, иногда – абстрактных картин или коллажей:
- рисуночные;
- абстрактные - «Цвета и чувства», «Экко»;
- фотокарты.
(Сл. 9-14)
- Универсальные: «ОН», «Хабитат».
- Портретные (персонифицированные): «Персона», «Персонита», «Лица», «Образ женщины», «Тотемные животные».
- Ресурсные: « Она», «Все в моих руках», «Морено», «Источник», «Большая маленькая Я».
- Специальные: «Танду», «Семейные отношения».
- Для работы с детьми: «Ежкины сказки», «Номиналс» «Кактусы», «Детство», «Роботы»;
- Коучинговые: «Быть -Действовать -Обладать»,« Коучинговые решения»;
- Сторителлинг: рассказывание историй. «Карты дождевого червя Ивана»;
- Прочие: «Окна и двери», «Пути-дороги», «Деревья».
(Сл.15) МАК используются:
В работе с детьми я использую набор карт Камиллы Крюгер «Я и все-все-все». Персонажи этого комплекта – дети. С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.
Варианты работы с картами.
Эта процедура может быть использована на первом этапе индивидуальной работы с ребенком для установления контакта. Психолог предлагает ребенку выбрать карту, которая больше всего понравилась, и сочинить по ней историю.
Психолог в данном случае оказывает на ребенка и сочиненные им истории минимальное воздействие. Его основные задачи сводятся к созданию позитивной мотивации на работу, к анализу выбранной карты и созданной на ее основе истории.
«Страх уходи!»
Ребенок выбирает карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.
Работа с детьми (комплект «Роботы).
Комплект состоит из двух идентичных наборов карт – цветного и черно-белого.
Каждый из них включает в себя 3 вида карточек:
- изображения голов;
- изображения туловищ;
- изображения ног.
Для занятия мы берем черно-белый набор, распечатанный на простой бумаге.
Сколько карточек необходимо предъявлять ребенку? Количество должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для дошкольников 20–30 карт, для подростков – 40–50. Для гиперактивных и тревожных детей необходимо сократить вдвое.
Работа с родителями.
Так же можно использовать карты в индивидуальных консультациях с родителями. Это помогает взрослым иногда посмотреть на волнующую их проблему как бы со стороны, что в свою очередь, стимулирует к самораскрытию и самопознанию. При групповой работе в виде родительского собрания, "игра" в роботов помогает родителям сформировать новый взгляд на детей, выстроить иные детско-родительские отношения.
Варианты работы:
1) 1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.
2) 1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.
3) 1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).
4) 1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.
5) 1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.
6) 1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.
7) 1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход.
8) 1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.
Предлагаю познакомиться с еще одной техникой работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения".
Можно предложить закрытым способом достать карты, которые будут продолжением предложений:
Самое трудное сейчас.
Хочу научиться.
Надеюсь на.
Сейчас для меня важнее всего…
Сколько ни стараюсь.
Я хочу…
Моя слабость сейчас в...
В первую очередь мне нужно сделать…
Я хочу закончить.
Думаю, что.
Я хочу поразмышлять.
Хочу назвать то, что свербит и беспокоит.
Думаю, что я достаточно способен, чтобы.
Хочу начать…
Сейчас мне не хватает…
Ищу ключ к….
Моя сила сейчас в…
Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей.
и т. д. …то, что актуально сейчас.
Литература.
1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками / Генезис, - 2017.,- 200 с.
2. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
3. Толстая С. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании / С. В. Толстая. – М.: ООО «Вариант», 2019.- 260с.
4. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...
«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»
laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...
Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога
Данный мастер-класс поможет самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...
Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"
В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....
Использование Метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога ДОУ
МАК - как инструмент работы со всеми участниками образовательных отношенийКонсультации педагогов и родителей (Законных представителей), работа с детьми...