Конструкт НОД "SOS - природа просит о помощи"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чернавских Екатерина Ивановна

Обогащение представлений детей об особенностях существования животных и растений в экосистеме, сообществе (лес, водоем, пустыня).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_nod_chernavskih_ei_mbdou_dsov_skazka.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район 

с. п. Унъюган

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Буратино»

                         

Конструкт НОД

по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Раздел «Мир природы»

                              для детей 6-го, 7-го года жизни

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Чернавских Е.И.

п. Унъюган  

Тема НОД: «SOS – природа просит о помощи»

Возрастная группа: старшая – подготовительная группа

Форма работы: познавательно - исследовательская

Цель: обогащение представлений детей об особенностях существования животных и растений в экосистеме, сообществе (лес, водоем, пустыня).

Задачи:    

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, собственные суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Обучающие:        продолжать учить детей самостоятельно устанавливать взаимосвязи в

экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Воспитательные: воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи, сохранение природных объектов.

Предварительная деятельность: рассматривание карты мира, беседы о пожаре в лесу, безопасном поведении в природе, сюжетно ролевая игра «Больница», НОД «Доктора леса», посадка лука.

Оборудование: Презентация, раскраски.

Оборудование для экосистемы ЛЕС: стол накрытый тканью, ящик с землей, лейки с водой, грабельки, ведерко с землей, семена.

Оборудование для экосистемы ВОДОЕМ: мольберт с иллюстрацией водоема, пластмассовая песочница с водой по краю прикреплен пластилин, на поверхности насыпаны деревянная стружка, пенопласт, кусочки полиэтиленового пакета; пластмассовые деревья, сачки, перчатки, ведерки.

Оборудование для экосистемы ПУСТЫНЯ: желтая ткань, пластмассовые кактусы, 2 куклы, зонтик, засохшие ветки деревьев, бутылочка с водой, кружка, 2 полотенца.

Этапы

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый

результат

Психологический настрой

Зашли в зал, встали в круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Организует приветствие, устанавливает зрительный контакт с детьми

Участие в приветствии

Психологическая готовность

Вводно-организационный

СЛАЙД 2. На экране мигает сигнал «SOS»

- Ребята, что это такое?     (ответы детей)

- В каких случаях появляется этот сигнал.

- Давайте посмотрим откуда поступил к нам сигнал «SOS»

СЛАЙД 3. Карта, на которой размещены значки «SOS».

- Посмотрите в каких природных зонах случилась беда, давайте определим по окраске на карте.

- Ребята, я предлагаю отправится в спасательную экспедицию и выяснить, что там произошло, и по возможности помочь терпящим бедствие.

Привлечение произвольного внимания

сюрпризный момент

Дети отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на свой опыт

 «В лесу.

Зеленый цвет на карте обозначает лес.

На речке

- обозначается на карте голубым цветом.

Из пустыни

Желтым цветом обозначается на карте пустыня».

Формирование готовности к предстоящей деятельности

Мотивация

- Но прежде чем отравится в экспедицию нужно подготовиться, так как путешествие может быть опасным. Давайте соберем рюкзак.

Словесная игра «Собери рюкзак»

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» - в ладоши хлопни,

Если «нет» - ногою топни,

Только пол не провалите

Все понятно? Раз, два, три!

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, сачок и соска.

Вездеход, бинокль, духи

Аптечка, резиновые сапоги.

Компас, карта и посуда,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Телефон, веревка, нож.

Ну а соль с собой возьмешь?

- Рюкзак собран, отправляемся в путь.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Раз-два-три, раз-два-три,

По дорожке мы пошли.

Организует словесную игру

Дети стоя, слушают педагога, выполняя условия игры.

Мотивация на деятельность

Актуализация имеющихся знаний, восприятие

Проблемное задание и его решение

 

Первая остановка – ЛЕС. Картина «Лес после пожара»

СЛАЙД 4.

- Как вы думаете, что здесь произошло?

- Почему после пожара лес умирает?

Д: Погибли растения, нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.

- Как решить проблему, как это исправить?

- Посадить новые растения, посеять семена трав.

 Если мы посадим растения, кто вернется в лес

Дидактическая игра с мячом «Кто вернется в лес?»:

выросла трава — появились насекомые, наземные мелкие животные;

выросли кустарники — появились насекомоядные птицы;

выросли деревья — вернулись животные и птицы.

- Я предлагаю посадить семена трав и цветов, чтобы в лес вернулась жизнь.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. В приготовленный ящик сажают семена. Необходимо землю разрыхлить, полить, посеять семена, засыпать землей и еще раз полить.

Нам пора отправляться к следующему сигналу бедствия.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Раз-два-три, раз-два-три,

По дорожке мы пошли.

Задает вопросы детям по проблеме, организует практическую деятельность

Отвечают на вопросы педагога, выстраивают цепочку, участвуют в практической деятельности.

Актуализация имеющихся знаний, выполнение посадки семян соблюдая правильную последовательность

Расширение имеющихся представлений

Проблемное задание и его решение

Вторая остановка  - ВОДОЕМ.

(ОБОРУДОВАНИЕ: мальберт с иллюстрацией водоема, пластмассовая песочница с водой по краю прикреплен пластилин, на поверхности насыпаны деревянная стружка, пенопласт, кусочки палетиленового пакета; пластмассовые деревья, сачки, перчатки, ведерки)

В: Раньше в этом озере водилась разная рыба, водоплавающие птицы, насекомые, растения, но теперь все куда-то исчезло. Что случилось?

(Ответы детей.)

- Какие последствия произошли с водоемом после загрязнения

(Ответы детей: погибли животные и растения, улетели водоплавающие птицы, исчезли лягушки и насекомые)

В. А как человек пострадал от этого?

(Ответы детей: нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха)

В:  А как можно поправить положение?

(Ответы детей: Нужно очистить водоем от мусора и по берегам реки посадить растения)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Дети одевают перчатки и убирают мусор при помощи сачков, «сажают» в заготовленные пластилиновые борта деревья.

Нам пора отправляться дальше.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Раз-два-три, раз-два-три,

По дорожке мы пошли.

Задает вопросы детям по проблеме, организует практическую деятельность

Участвуют в беседе и очистке водоема от мусора

Усвоение бережного обращения с водоемами

расширение имеющихся представлений

Проблемное заданиеи его решение

В: Следующая наша остановка — ПУСТЫНЯ. 

(Макет «Пустыня» — на желтом фоне несколько растений: кактус, саксаул, верблюжья колючка. На «песке» лежат дети - «куклы» с закрытыми глазами, около них засохшие деревья (ветки): березы, ели, сосны и т. д.)

В: Посмотрите, здесь дети! Похоже, им очень плохо! (Берет кукол на руки.) Кто вы, что случилось? Это вы звали на помощь?

Дети. Нас зовут Саша и Маша. Нам очень жарко, болит голова и хочется пить...

Ребята, у них самый настоящий солнечный удар, нужно им скорее помочь! Что будем делать?

(Дети укладывают кукол в «тень» (под зонтик), головы поднимают повыше, обмахивают их, дают воду, спрыскивают водой, кладут компресс на голову.)

Организация проблемного задания, доказательство своего ответа

Находят правильный ответ, объясняя свое мнение

Умение доказать свой ответ

  

Усвоение нового

В: Им уже лучше. Ну-ка рассказывайте, что с вами произошло!

Дети. Мы рассматривали книгу о пустыне, и нам стало жалко тех, кто здесь живет. У них совсем нет зелени, нет деревьев — скучно! И мы решили порадовать жителей пустыни. Взяли саженцы всяких деревьев и приехали сюда, чтобы посадить их. Но тут так жарко, нам стало очень плохо, вода закончилась, да и деревья наши засохли... Нам стало страшно, и мы послали сигнал «SOS». Почему-то ничего у нас не вышло...

В: Ребята, как вы думаете, что сделали неправильно Саша и Маша? Почему в пустыне не будут расти деревья из леса (Они для этого не приспособлены.) 

СЛАЙД 5. Все растения пустыни приспособились к жизни в таких условиях — у них очень длинные корни, чтобы доставать воду из глубины, листьев нет, вместо них толстые веточки, в которых хранится влага, не испаряясь на солнце. А у деревьев леса корни не такие длинные и воду им не достать, да и испарится она очень быстро через листья, и дерево засохнет.

(Предлагается сравнить по табличке строение березы и кактуса.)

В: Маша и Саша не подумали хорошенько перед тем, как ехать в пустыню. Нельзя было так рисковать. Они не только погубили деревья, но и сами чуть не погибли. Давайте ребята, заберем их отсюда и вернемся с ними в детский сад.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Раз-два-три, раз-два-три,

По дорожке мы пошли.

Показывает на слайде сравнительную таблицу строения березы и кактуса

Усваивают новый материал

Осознание и усвоение нового материала

Рефлексия

СЛАЙД 6.   Наша спасательная экспедиция закончилась, мы ликвидировали экологические проблемы.

Давайте вспомним в каких экосистемах были проблемы и как мы это решили.

- Первая остановка – ЛЕС. Какая была проблема?  (Ответы детей)

-  Что мы сделали для решения проблемы?  (Ответы детей)

- Вторая остановка – ВОДОЕМ.  Какая была проблема?  (Ответы детей)

- Что мы сделали для решения проблемы?  (Ответы детей)

- Третья остановка – ПУСТЫНЯ.  Какая была проблема?  (Ответы детей)

 - Что мы сделали для решения проблемы?  (Ответы детей)

Задаёт вопросы для подведения итогов НОД

Дети высказываются по пройденной экспедиции

Осознают себя как участники познавательного процесса

Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей

Ребята я предлагаю составить книгу «Правила друзей природы!», а помогут вам раскраски.

Даёт творческое задание

Дети высказывают своё отношение к предложенной идеи

Выполнение творческого задания совместно, сплоченность

Используемая литература

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 496с.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

  1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно – методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «СФЕРА», 2013.-304с.

  1. Интернет – ресурсы:

       maam.ru       Ирина Федянина. Прогулка - поход «Мы — туристы»

      www.yandex.ru   иллюстрации для презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"

Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения ка...

SOS! Природа просит о помощи

Цель занятия: Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе....

Экологическая сказка Лесные жители просят о помощи"

Лесные звери просят людей не засорять природу. От бутылок разбитых, они ранят лапки, зверушки задыхаются от мусора. Им помогает Лесная Фея и доктор Айболит....

Проект для детей старшего дошкольного возраста Природа просит помощи!

АктуальностьНаша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности  и богатства.Экологическое нап...