Конструкт НОД "SOS - природа просит о помощи"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Обогащение представлений детей об особенностях существования животных и растений в экосистеме, сообществе (лес, водоем, пустыня).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_nod_chernavskih_ei_mbdou_dsov_skazka.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район
с. п. Унъюган
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Буратино»
Конструкт НОД
по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Раздел «Мир природы»
для детей 6-го, 7-го года жизни
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Чернавских Е.И.
п. Унъюган
Тема НОД: «SOS – природа просит о помощи»
Возрастная группа: старшая – подготовительная группа
Форма работы: познавательно - исследовательская
Цель: обогащение представлений детей об особенностях существования животных и растений в экосистеме, сообществе (лес, водоем, пустыня).
Задачи:
Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, собственные суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
Обучающие: продолжать учить детей самостоятельно устанавливать взаимосвязи в
экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
Воспитательные: воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи, сохранение природных объектов.
Предварительная деятельность: рассматривание карты мира, беседы о пожаре в лесу, безопасном поведении в природе, сюжетно ролевая игра «Больница», НОД «Доктора леса», посадка лука.
Оборудование: Презентация, раскраски.
Оборудование для экосистемы ЛЕС: стол накрытый тканью, ящик с землей, лейки с водой, грабельки, ведерко с землей, семена.
Оборудование для экосистемы ВОДОЕМ: мольберт с иллюстрацией водоема, пластмассовая песочница с водой по краю прикреплен пластилин, на поверхности насыпаны деревянная стружка, пенопласт, кусочки полиэтиленового пакета; пластмассовые деревья, сачки, перчатки, ведерки.
Оборудование для экосистемы ПУСТЫНЯ: желтая ткань, пластмассовые кактусы, 2 куклы, зонтик, засохшие ветки деревьев, бутылочка с водой, кружка, 2 полотенца.
Этапы | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Психологический настрой | Зашли в зал, встали в круг. Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. | Организует приветствие, устанавливает зрительный контакт с детьми | Участие в приветствии | Психологическая готовность |
Вводно-организационный | СЛАЙД 2. На экране мигает сигнал «SOS» - Ребята, что это такое? (ответы детей) - В каких случаях появляется этот сигнал. - Давайте посмотрим откуда поступил к нам сигнал «SOS» СЛАЙД 3. Карта, на которой размещены значки «SOS». - Посмотрите в каких природных зонах случилась беда, давайте определим по окраске на карте. - Ребята, я предлагаю отправится в спасательную экспедицию и выяснить, что там произошло, и по возможности помочь терпящим бедствие. | Привлечение произвольного внимания сюрпризный момент | Дети отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на свой опыт «В лесу. Зеленый цвет на карте обозначает лес. На речке - обозначается на карте голубым цветом. Из пустыни Желтым цветом обозначается на карте пустыня». | Формирование готовности к предстоящей деятельности |
Мотивация | - Но прежде чем отравится в экспедицию нужно подготовиться, так как путешествие может быть опасным. Давайте соберем рюкзак. Словесная игра «Собери рюкзак» Очень быстро отвечайте, Но смотрите, не зевайте! Называю я предмет, Он подходит или нет? Если «да» - в ладоши хлопни, Если «нет» - ногою топни, Только пол не провалите Все понятно? Раз, два, три! Котелок, утюг, расческа, Пылесос, сачок и соска. Вездеход, бинокль, духи Аптечка, резиновые сапоги. Компас, карта и посуда, Ласты, мяч, коньки и клюшка, Телефон, веревка, нож. Ну а соль с собой возьмешь? - Рюкзак собран, отправляемся в путь. Крепко за руки беритесь, Друг за другом становитесь. Раз-два-три, раз-два-три, По дорожке мы пошли. | Организует словесную игру | Дети стоя, слушают педагога, выполняя условия игры. | Мотивация на деятельность |
Актуализация имеющихся знаний, восприятие Проблемное задание и его решение
| Первая остановка – ЛЕС. Картина «Лес после пожара» СЛАЙД 4. - Как вы думаете, что здесь произошло? - Почему после пожара лес умирает? Д: Погибли растения, нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей. - Как решить проблему, как это исправить? - Посадить новые растения, посеять семена трав. Если мы посадим растения, кто вернется в лес Дидактическая игра с мячом «Кто вернется в лес?»: выросла трава — появились насекомые, наземные мелкие животные; выросли кустарники — появились насекомоядные птицы; выросли деревья — вернулись животные и птицы. - Я предлагаю посадить семена трав и цветов, чтобы в лес вернулась жизнь. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. В приготовленный ящик сажают семена. Необходимо землю разрыхлить, полить, посеять семена, засыпать землей и еще раз полить. Нам пора отправляться к следующему сигналу бедствия. Крепко за руки беритесь, Друг за другом становитесь. Раз-два-три, раз-два-три, По дорожке мы пошли. | Задает вопросы детям по проблеме, организует практическую деятельность | Отвечают на вопросы педагога, выстраивают цепочку, участвуют в практической деятельности. | Актуализация имеющихся знаний, выполнение посадки семян соблюдая правильную последовательность |
Расширение имеющихся представлений Проблемное задание и его решение | Вторая остановка - ВОДОЕМ. (ОБОРУДОВАНИЕ: мальберт с иллюстрацией водоема, пластмассовая песочница с водой по краю прикреплен пластилин, на поверхности насыпаны деревянная стружка, пенопласт, кусочки палетиленового пакета; пластмассовые деревья, сачки, перчатки, ведерки) В: Раньше в этом озере водилась разная рыба, водоплавающие птицы, насекомые, растения, но теперь все куда-то исчезло. Что случилось? (Ответы детей.) - Какие последствия произошли с водоемом после загрязнения (Ответы детей: погибли животные и растения, улетели водоплавающие птицы, исчезли лягушки и насекомые) В. А как человек пострадал от этого? (Ответы детей: нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха) В: А как можно поправить положение? (Ответы детей: Нужно очистить водоем от мусора и по берегам реки посадить растения) ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Дети одевают перчатки и убирают мусор при помощи сачков, «сажают» в заготовленные пластилиновые борта деревья. Нам пора отправляться дальше. Крепко за руки беритесь, Друг за другом становитесь. Раз-два-три, раз-два-три, По дорожке мы пошли. | Задает вопросы детям по проблеме, организует практическую деятельность | Участвуют в беседе и очистке водоема от мусора | Усвоение бережного обращения с водоемами |
расширение имеющихся представлений Проблемное заданиеи его решение | В: Следующая наша остановка — ПУСТЫНЯ. (Макет «Пустыня» — на желтом фоне несколько растений: кактус, саксаул, верблюжья колючка. На «песке» лежат дети - «куклы» с закрытыми глазами, около них засохшие деревья (ветки): березы, ели, сосны и т. д.) В: Посмотрите, здесь дети! Похоже, им очень плохо! (Берет кукол на руки.) Кто вы, что случилось? Это вы звали на помощь? Дети. Нас зовут Саша и Маша. Нам очень жарко, болит голова и хочется пить... Ребята, у них самый настоящий солнечный удар, нужно им скорее помочь! Что будем делать? (Дети укладывают кукол в «тень» (под зонтик), головы поднимают повыше, обмахивают их, дают воду, спрыскивают водой, кладут компресс на голову.) | Организация проблемного задания, доказательство своего ответа | Находят правильный ответ, объясняя свое мнение | Умение доказать свой ответ |
Усвоение нового | В: Им уже лучше. Ну-ка рассказывайте, что с вами произошло! Дети. Мы рассматривали книгу о пустыне, и нам стало жалко тех, кто здесь живет. У них совсем нет зелени, нет деревьев — скучно! И мы решили порадовать жителей пустыни. Взяли саженцы всяких деревьев и приехали сюда, чтобы посадить их. Но тут так жарко, нам стало очень плохо, вода закончилась, да и деревья наши засохли... Нам стало страшно, и мы послали сигнал «SOS». Почему-то ничего у нас не вышло... В: Ребята, как вы думаете, что сделали неправильно Саша и Маша? Почему в пустыне не будут расти деревья из леса (Они для этого не приспособлены.) СЛАЙД 5. Все растения пустыни приспособились к жизни в таких условиях — у них очень длинные корни, чтобы доставать воду из глубины, листьев нет, вместо них толстые веточки, в которых хранится влага, не испаряясь на солнце. А у деревьев леса корни не такие длинные и воду им не достать, да и испарится она очень быстро через листья, и дерево засохнет. (Предлагается сравнить по табличке строение березы и кактуса.) В: Маша и Саша не подумали хорошенько перед тем, как ехать в пустыню. Нельзя было так рисковать. Они не только погубили деревья, но и сами чуть не погибли. Давайте ребята, заберем их отсюда и вернемся с ними в детский сад. Крепко за руки беритесь, Друг за другом становитесь. Раз-два-три, раз-два-три, По дорожке мы пошли. | Показывает на слайде сравнительную таблицу строения березы и кактуса | Усваивают новый материал | Осознание и усвоение нового материала |
Рефлексия | СЛАЙД 6. Наша спасательная экспедиция закончилась, мы ликвидировали экологические проблемы. Давайте вспомним в каких экосистемах были проблемы и как мы это решили. - Первая остановка – ЛЕС. Какая была проблема? (Ответы детей) - Что мы сделали для решения проблемы? (Ответы детей) - Вторая остановка – ВОДОЕМ. Какая была проблема? (Ответы детей) - Что мы сделали для решения проблемы? (Ответы детей) - Третья остановка – ПУСТЫНЯ. Какая была проблема? (Ответы детей) - Что мы сделали для решения проблемы? (Ответы детей) | Задаёт вопросы для подведения итогов НОД | Дети высказываются по пройденной экспедиции | Осознают себя как участники познавательного процесса |
Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей | Ребята я предлагаю составить книгу «Правила друзей природы!», а помогут вам раскраски. | Даёт творческое задание | Дети высказывают своё отношение к предложенной идеи | Выполнение творческого задания совместно, сплоченность |
Используемая литература
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 496с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
- Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно – методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «СФЕРА», 2013.-304с.
- Интернет – ресурсы:
maam.ru Ирина Федянина. Прогулка - поход «Мы — туристы»
www.yandex.ru иллюстрации для презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Рыбка просит о помощи"
Конспект экологического занятия...
Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"
Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения ка...
SOS! Природа просит о помощи
Цель занятия: Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе....
Экологическая сказка Лесные жители просят о помощи"
Лесные звери просят людей не засорять природу. От бутылок разбитых, они ранят лапки, зверушки задыхаются от мусора. Им помогает Лесная Фея и доктор Айболит....
Конспект организованной образовательной деятельности по фцкм с детьми подготовительной группы “ SOS! – Природа просит помощи!”
Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе....
Проект для детей старшего дошкольного возраста Природа просит помощи!
АктуальностьНаша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности и богатства.Экологическое нап...