Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами.
Развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе; умение анализировать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_ekologii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики
.
Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе
"Рыбка просит о помощи"
Составитель: воспитатель
Краснова Е. Р.
2012.
Задачи:
Образовательные: уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами.
Развивающие: развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе; умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание восхищаться ее чудесами.
Активизация словаря: ядохимикаты, выхлопные газы, электричество, загрязнение окружающей среды.
Оборудование: игрушка – Золотая Рыбка; живая рыбка, слайды с изображениями каменного дома, машины, завода, загрязненной реки, красивого леса и чистой реки; оборудование для опытов с водой: тарелка, бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных прозрачных пустых емкостей; банка с водой и рыбкой; волшебная палочка; деревья и пеньки для имитации леса; игрушечная машина; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе; магнитофон и запись пения лесных птиц.
Предварительная работа: беседа о воде и ее превращениях; опыты с водой; беседа о правилах поведения в природе; знакомство с стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворения с движениями Е. П. Вислогузовой «Волшебные ворота»; дидактическая игра «Правила поведения в лесу»; чтение рассказа В. Н. Танасийчука «Нефть в море». Наблюдение во время прогулки за сосульками, снежинками. Проведение экспериментальной работы «Пар - это тоже вода»», ««Лед - твердая вода», «Растворение разных веществ в воде», «Превращение льда» и т.д.
Ход занятия
Организационный момент:
Собрались мы все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.
( Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне и своим друзьям, чтобы было у нас с вами хорошее настроение) А теперь давайте присядем на коврик.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку. А вот в моих руках героиня этой сказки. Вы догадались, о какой сказке пойдет сегодня у нас с вами речь?
Дети: Да, Сказка « О золотой рыбке»
Воспитатель: правильно, я сегодня вам расскажу новую сказку « О золотой рыбке».
А теперь слушайте внимательно сказку: Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил. (слайд 1)
Вот однажды Человек пошел на рыбалку. (слайд 2) Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.). (слайд 3) Говорит ему Рыбка: "Ты - Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня отпустишь в реку". "Ладно! - говорит Человек. Надоело мне жить в деревянной избушке, - говорит Человек, - хочу дом каменный с электричеством и отоплением" (слайд 4). Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит. Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато электрические столбы с проводами появились.
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.)
"Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет". Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: "Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?"
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. (слайд 5.) Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало.
Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: "Сделай так, - приказывает человек , - чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать".(слайд 6.) Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. ".(слайд 7). Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные… Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними - других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. ".(слайд 8).
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
"Будет тебе завод, - ответила ему Золотая Рыбка, - но помни: это твое последнее желание".
Возвратился Человек, видит - завод огромный работает. ".(слайд 9).
Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма, но заснул в этот вечер счастливым.
И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. и меняет Золотую Рыбку на другую.)
А утром проснулся Человек, поглядел в окно - вокруг дым, копоть, дышать нечем. ".(слайд10 ).
Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке - земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
- Что же я наделал? - думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.
Ребята, как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.)
Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)
Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Физкультминутка «Волшебные ворота»
В волшебные ворота
Давайте все войдем
И в мир такой чудесный
Мы сразу попадем.
Могучие деревья
Здесь листьями шумят
И ветками качают
Приветствуя ребят.
Тут бабочки порхают
Невиданной красы,
Бутоны распускают
Навстречу нам цветы.
Бежит между камнями
Веселый ручеек,
И нам лицо ласкает
Прохладный ветерок.
Мы в маленьких волшебников
Здесь превратимся вдруг,
И мир еще прекрасней
Мы сделаем вокруг.
Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде. Знаете вы о воде?
Дети: Да!
Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах.
Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды.
- Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают воду из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода течет и принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.) Значит, вода жидкая и не имеет формы.
- Пробуют воду на вкус, делают выводы о том, что она без и вкуса.
- Дети нюхают и делают вывод о том, что вода без запаха.
- В стакан с водой дети кладут ложечку, камушек. Его хорошо видно, значит вода прозрачная, без цвета.
- Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка. Дети делают вывод о том, что в воде есть жизнь. В воде зародилась жизнь, жизнь без воды невозможна. Любое живое существо нуждается в воде.
( дети перечисляют водные животные и растения)
А теперь давайте всё мы закрепим. ( показ карточек)
Дети перечисляют свойства воды:
- Вода течет.
- Вода разливается.
- Вода не имеет формы.
- Вода не имеет запаха.
- Вода не имеет вкуса.
- Вода прозрачная.
- Вода не имеет цвета.
- В воде есть жизнь
А теперь профессор Водичкин хочет познакомить с стихотворением Н. Рыжовой «Волшебница вода»?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Водичкин Понравилось вам стихотворение, ребята?
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. (взмахивает 3 раза палочкой) Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут через импровизированный лес.) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?
Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди деревьев.)
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней, а заодно поиграем и вспомним правила поведения в природе.
Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель показывает детям карточки с изображением того, как правильно и как нельзя вести себя в природе. Дети должны угадать и назвать предложенные правила.
Воспитатель: Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!
Звучит фонограмма "Пение птиц".
Воспитатель: Вы - настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.
Релаксационная пауза.
Воспитатель: Лес без песни не бывает, всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как нам это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса. Рыбка нас заждалась.
Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами.
Дети снова проходят через ворота.
Воспитатель Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.
Воспитатель заканчивает занятие стихотворением:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Рыбка просит о помощи"
Конспект экологического занятия...
Конспект занятия "Рыбка"
Закрепить представления детей о рыбах...
Конспект занятия Рыбка плавает в водичке
- совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить понимать отношения рядом стоящих чисел 4и5, 5и6, 6и7и т.д.;- упражнять в порядковом счете;- продолжать фо...
Конспект по экологии "Рыбка просит о помощи"
Конспект ОД по экологии на тему "Рыбка просит о помощи" с использованием ИКТ по Образовательной области "Познание" с детьми 6-7 лет...
Конспект занятия "Рыбка, рыбка, где ты спишь…»
Цели и задачи:- развитие творческих способностей детей;-воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи;-поощрять фантазию и изобретательность детей....
Открытое занятие по экологическому образованию "Рыбка просит о помощи"
Конспект открытого занятия по экологическую образованию в подготовительной группе. Воспитывает уважительное и бережное отношение к природе, умение анализировать и делать выводы....