Самообразование по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Слизова Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»

 Слизова Оксана Сергеевна.
Муниципальное казённое образовательное учреждение

МКОУ«Берёзовская СОШ» (дошкольное образование)

Тема по самообразованию: «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»

Начало: 2022г.

Конец:2023г.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.

1. Ф. И. О. педагога – Слизова Оксана Сергеевна.

2. Дата рождения – 03.03.1982г.

3. Стаж работы – 15 лет.

4. Образование – высшее, БГПУ.

5. Квалификационная категория – I

6. Тема самообразования – «Опытно – экспериментальная деятельность детей в ОУ».

7. Выбор темы - «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»

по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дети с удовольствием наблюдают и принимают активное участие в опытах и экспериментах, рассказывают родителям и с нетерпением ждут следующих опытов. Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса, к сожалению не всегда хватает времени для более углубленного изучения, какого либо дополнительного материала. Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

8. Актуальность темы.

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое,

неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна данной темы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии.

Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Опытно – экспериментальная деятельность детей в ОУ»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детейначально-ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

9.Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

10.Задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

11. Основными формами реализации задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности.

Форма работы с детьми:

Групповая.

12. Методы и приёмы

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением,

- выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

13. Основные принципы,заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

14.Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается,что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ.

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать.

- расширять знания об объектах и их свойствах.

15.Основными условиями детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

не оставлять вопрос без внимания;

радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

16.Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

- природные материалы: песок, камушки, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

Безопасность для жизни и здоровья детей;

Достаточность;

Доступность расположения.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

17.Работа педагога:

Изучение научно – педагогической литературы;

Разработка перспективных планов;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, консультациях;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

18.Этапы создания системы работы:

Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

19. Работа с родителями.

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему«Лаборатория чудес и превращений».

На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.

20.Работа с педагогами:

Для педагогов будут предложены консультации:

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»;

«Требования к проведению наблюдений».

Открытый показ НОД.

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Перспективное планирование по самообразованию.

Сентябрь.

1. Опыт №1

Цель. Формирование представлений о свойствах воды.

2. Железо тонет в воде. Опыт.

Цель. Формирование представлений о свойстве металлических предметов тонуть в воде.

3. Замёрзшая вода. Эксперимент.

Цель. Расширение представлений о свойствах льда.

Октябрь.

1. Опыт №6

Цель. Формирование представлений о свойствах воздуха.

2. Свойство воды. Опыт.

Цель. Формирование представлений о свойствах воды.

3. Всё увидим, всё узнаем. Эксперимент.

Цель. Формирование представлений об увеличительном стекле (лупе).

Ноябрь.

1. Опыт №8

Цель. Формирование представлений о воздухе.

2. Белое и чёрное. Опыт.

Цель. Формирование представлений о свойствах света.

3. Солнечные зайчики. Эксперимент

Цель. Расширение представлений о свойствах света.

Декабрь.

1. Опыт №3

Цель. Формирование представлений о свойствах снега.

2. Цвет и прозрачность. Опыт.

Цель. Белая ли вода и что можно увидеть в стакане молока?

3. Тающий лёд. Эксперимент.

Цель. Расширение представлений о свойствах льда.

Январь.

1. Опыт №5

Цель. Формирование представлений о свойствах сахара.

2. О свойствах вещей. Опыт.

Цель. Формирование представлений о сходстве и различии по внешнему виду соли и сахара.

3. Что растворяется в воде? Эксперимент.

Цель. Формирование представлений о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ.

Февраль.

1. Опыт №13

Цель. Формирование представлений о свойствах хлопчатобумажной ткани.

2. Цель. Про дракона, пожирающего железо. Опыт.

Цель. Формирование представлений о ржавчине.

3. Волшебное сито. Эксперимент.

Цель. Формирование представлений о кухонной посуде (сите).

Март.

1. Опыт №10

Цель. Формирование представлений о видах почвы.

2. Эксперимент «Далеко-близко»Опыт.

Цель. Формирование представлений о теплоте.

3. Пизанская башня. Эксперимент.

Цель. Расширение представлений о свойствах воды.

Апрель.

1. Опыт №12

Цель. Формирование представлений о свойствах различных видов почвы.

2. Живой кусочек. Опыт.

Цель. Формирование представления о растениях.

3. Растительная жизнь. Эксперимент.

Цель. Расширение представлений о растениях.

Май.

1. Опыт №11

Цель. Формирование представлений о свойствах огня.

2. Мыльные пузыри. Опыт.

Цель. Формирование представлений о свойствах мыла.

3. Игры с песком. Эксперимент.

Задача. Закрепление представлений о свойствах песка. Развитие любознательности, наблюдательности. Активизирование речи детей, развитие конструктивных мнений.

Литература.

1. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дощкольника. Опыты, эксперименты, игры.

Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.

2. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.

Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.

3. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду.

Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....

Самообразование по теме "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников".

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забыл,То, что я увидел, я помню,То, что я сделал, я знаю....

План по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ"...

План по самообразованию на тему "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

В 2019-2020 году я начала работу над темой самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников». Выбрала я эту тему потому, что у детей возникает потребность в эксп...

Отчёт по самообразованию по теме « Опытно - Экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Отчёт по самообразованию по теме  « Опытно - Экспериментальная деятельность младших дошкольников»...