Ритимика-логоритмика Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста средствами логоритмики
проект
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logoritmika_2020.docx | 815.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и социальной политики Забайкальского края
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Туяа»
ГО «Поселок Агинское»
Автор-разработчик: Дашибалова Я.Б., музыкальный руководитель
Содержание
Актуальность
Цели и задачи проекта
Теоретическое обоснование проекта
Принципы и условия реализации проекта
Методы диагностики
Этапы проекта
Ожидаемые результаты
Библиография
Приложение 1. Репертуар для музыкальных занятий (с элементами логоритмики)
Приложение 2. Пальчиковые игры
Приложение 3. Репертуар для физкультурных занятий
Приложение 4. Репертуар для занятий с учителем-логопедом
(игры и упражнения)
Цель и задачи проекта
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной
законам вечного ритма».
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение.
Цель проекта:
коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевомразвитии ребёнка посредством сочетания музыки, слова и движения через лого ритмические упражнения
Задачи проекта:
1. Создание комплексной музыкально-педагогической системы, включающей
развитие связной речи детей через логоритмические упражнения, занятия.
2. Воспитание у ребёнка интереса к миру музыки.
3. Развитие у детей музыкально-ритмического слуха.
4. Формирование основ музыкальной грамоты.
5. Обогащение музыкального опыта детей.
Проект «Ритмика-логоритмика» рассчитан на 2 года обучения.
Логоритмические занятия проводятся с детьми старшего дошкольного
возраста 1 раз в неделю длительностью 25 мин музыкальным
руководителем, учителем-логопедом и с участием воспитателя.
Актуальность проекта
Актуальность разработки данного проекта обусловлена тем, что скаждым годом, по моему наблюдению, в детском саду растетколичество детей с различными нарушениями речи. Дети с такиминарушениями отстают от здоровых по показателям ловкости и быстроты, чистоты интонирования звуков. Уних плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдаетточность, ритмичность и техника их выполнения. Эти детималоэмоциональны и неуверенные в себе, застенчивы и замкнуты, чтосказывается на выразительности и пластичности их исполнительскойдеятельности.
Возможными причинами могут быть:
результат недостаточного внимания со стороны родителей,
замена живого общения с ребенком телевидением, различными
современными гаджетами, компьютерные игры
увеличение частоты общих заболеваний детей на фоне резко-континентального климата.
И мне,как, музыкальному руководителю, необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы (логоритмические упражнения) для коррекции речи ребенка. Так как, от этого зависит, качество интонирования и исполнения произведений. Для устранения этих недостатков требуетсякомплексное воздействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедическойкоррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных
и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической
ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в
звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного
запаса.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуетформированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления,
коммуникативных качеств. Поэтому основополагающий принцип проведения
данных занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыкаявляется организующим и руководящим началом на логоритмическихзанятиях, которые направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых
функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и
артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов,творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и
этические чувства
Музыка является не только важным средством развития ребенка,получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкальнотворческой деятельности, но и средством психотерапевтического,психологического воздействия, в процессе которого она выполняеткоммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Такойкомплексный подход дает возможность более широко использоватьмузыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи детям спроблемами. Важно организовывать не только групповую, но ииндивидуальную форму работы с проблемными детьми, ставить и решать, каккоррекционно-развивающие, так и психотерапевтические задачи по созданиюновых мотивов, установок, закреплению их в реальной действительности,осуществлять коррекцию эмоциональных, коммуникативно-рефлексивныхотклонений в развитии с помощью музыки.
В своей работе мы решили адаптировать логоритмику ктрадиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнивтем самым содержание методики работы с детьми Н. Ветлугиной.
Обоснование проекта. Всё, окружающее нас живет по законам ритма.
Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено
определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическаякатегория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегдасопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакцийзаключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразиекинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы,
челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим вгортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц -антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинствовариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушениемритмических процессов, происходящих в организме. И нормализацияритмической организации движений приводит к точности функционированиявсех процессов и гармонизации в работе организма.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека,а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детстварекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной длядошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных,речедвигательных, заданий и упражнений, она основана на использованиисвязи слова, музыки и движения.
Логоритмика способствует развитию и коррекции двигательной сферыдетей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения, чтов итоге помогает социальной реабилитации детей.
Особенности логоритмики:
1. В двигательные задания включается речевой материал.
2. Музыка не просто сопровождает движение, а является руководящим
началом, она имеет решающее значение для выработки спокойной и плавной
речи.
3. Этот метод стремится растормозить перенапряжённый мышечный тонус
детей.
Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен
чётко произносить все звуки, и справляться с несложными ритмическими
структурами речи. Музыка, используемая в логоритмических заданиях,
является могучим средством, корректирующим недостатки ритмического
развития.
Синхронизация речи и движения – основной приём коррекции темпоритмической стороны речи у детей различными речевыми нарушениями.
В. М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению
ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным
раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в
деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденныхдетей и активизируют заторможенных.
Логоритмика является одним из видов «кинезитерапии» (терапия
движением). Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может
проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танцетерапия,
хореотерапия, психогимнастика, ритмопластика.
Вводить элементы логоритмики в музыкальные занятия можно, начиная
со старшего дошкольного возраста. В данном проекте предусмотрен
дифференцированный подход к средствам логоритмики. В проекте
представлены конкретные задания и упражнения, развивающие чувство
ритма, так как осознание выразительного значения музыкального ритма
имеет больший развивающий эффект.
Структура логоритмического занятия
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко,
эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.
В программе логоритмического занятия:
- Нормализация темпа и ритма речи.
- Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для
успешного обучения ребенка в школе).
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Развитие пространственной организации движений (как профилактики
возникновения оптической дисграфии при обучении в школе).
- Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания.
- Увеличение словарного запаса, устранение речевыхаграмматизмов.
- Воспитание выразительности и грации движений, умения
перевоплощаться.
В основе проекта лежит модель педагогических технологий доктора
педагогических наук А.Г Гогоберидзе, содержащий комплексный подход к
развитию у дошкольников чувства ритма средствами логоритмики.
Практическая значимость проекта.
Данный проект можно определять и использовать как технологиюреализации последовательного развёртывания педагогической деятельности,
направленной на достижение целей образования и развития личности детей. Вданной работе представлено дифференцированное использование элементов логоритмики намузыкальных занятиях в детском саду, что врезультате развивает у дошкольников музыкально–ритмический слух,обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает
эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической
структуры речи.
Теоретическое обоснование проекта
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом.Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки идвижения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологиейусваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальнойкультуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятиялогопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениямикостно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильнуюосанку.
Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальноеразвитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке,движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитаниеспособности восприятия музыкальных образов и умения ритмично,выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитаниеумения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческиеспособности.
Следовательно, музыка является средством эстетического,нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать,чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творческисамостоятельно действовать.
Средства логопедической ритмики можно представить как системупостепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкальноритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельнойдвигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевойпатологией.
Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различныхнаправлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие
внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкальногоразмера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре наинструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями;игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы –тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слововводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов,инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильногодиафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы ипостепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.
Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые
движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными
и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохепроизносятся слова, фразы.
Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые иартикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счётпедагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затемпроизносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова ссогласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы,
поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль,гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраскойзвука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут бытьиспользованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, спроговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речьидёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и сдвижениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речьребёнку, имеющему речевые патологии.
Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал,
руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических
занятий:
речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для
развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для
автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.;
стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения
рук, ног, туловища с ритмом речи;
длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно
подобрать движение;
преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче
сопровождать текст движениями;
в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или
действующее лицо, чтобы исключить механические движения;
стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных
возможностей.
Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в
форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме
построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должнысоответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. Если в младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, то в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее
количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.
В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.
На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слухаиспользуют колокольчики, звучащие различно по своей высоте и дети узнают,какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.
На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации
стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты.
Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, егодеятельность, положительно влияют на личность.
Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.
Принципы и условия реализации проекта
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Обогащение музыкально - сенсорного опыта будет способствовать
всестороннему развитию детей.
Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкально-ритмический материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Занятия строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
Принцип систематичности и последовательности.
Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь
наиболее оптимальных развивающих результатов.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Весь накопленный музыкально-ритмический опыт может быть
использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной,
художественной).
Принцип педагогической поддержки.
Помогает взаимодействию с детьми в процессе развития у них чувства
ритма и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагога к
чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи взатруднительных для ребенка ситуациях.
Условия реализации проекта:
1. Педагогическая технология реализуется: в ходе совместной деятельности
учителя-логопеда и музыкального руководителя.
2. Место и время реализации технологии: режимные моменты, занятия;
музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной
деятельности детей, музыкальные занятия и индивидуальная работа
музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Этапы проекта
1. этап.
Обогащаем музыкально-слуховой опыт детей, знакомим их с музыкальным репертуаром и включаем его в повседневную жизнь ребенка; корректируем речевые нарушения.
2. этап.
Проектируем музыкально-обогащенную среду группы и организуем самостоятельную деятельность детей.
3. этап.
Проводим индивидуальную работу с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и чувства ритма в частности.
4. этап.
Обогащаем музыкальную культуру родителей. Организуем консультации для родителей с целью разъяснения значимости музыкально - звуковой среды для развития музыкально-ритмического слуха ребенка.
I этап
Обогащаем музыкально-слуховой опыт детей путем ознакомления их с музыкальным репертуаром, включение музыки в повседневную жизнь ребенка.
Для этого:
организуем режимные моменты под музыку;
используем музыку при проведении занятий. Использование моторной и ритмичной музыки во время ключевых режимных моментов способствует накоплению музыкально - слухового опыта детей и развивает их чувство ритма.
Музыка может звучать:
в утренние часы (время прихода детей в группу);
во время детских игр; во время других занятий;
во время сборов одевания детей на прогулку и по возвращении с нее;
при подготовке к тихому часу;
при подъеме (пробуждении и одевании) детей после тихого часа.
Именно на этом этапе мы дополнили традиционный музыкальный материал элементами логопедической ритмики. Структура музыкальных занятий для дошкольников обогатилась речедвигательными играми, игровым массажем и пальчиковой гимнастикой. Эти виды логоритмики помогают снимать у детей излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и развить определенные группы мышц, необходимые для развития координации, пространственной ориентировки. А эмоционально-волевой тренинг направлен, в первую очередь на эмоциональное раскрепощение, развитие эмпатии и коммуникативных навыков. В психокоррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи, может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной для ребенка позе в мягком уютном кресле. Наибольший эффект в интегративном музыкотерапевтическом сеансе дает сочетание музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Гайдна, В. Моцарта с показом картин природы, просторов лугов, покрытых цветами, с порхающими над ними бабочками.
Средства лого ритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях); — упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игра на музыкальных инструментах;
— музыкальная самостоятельная деятельность;
— игровая деятельность;
— упражнения для развития творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Услышать музыку, двигаться под неё в такт, да ещё и произносить нужные слова под неё, на первый взгляд сложная для ребёнка задача, реализуется легко. Все упражнения преподносятся детям в игровой форме, значит у них появляется интерес выполнить задание как можно лучше. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей. Репертуар для занятий: Ориентировочный перечень музыкально-ритмических заданий и игр для использования на музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. (см. в «Библиографии»).
Промежуточная диагностика по результатам работы на первом этапе. Для диагностики музыкально-ритмического слуха проводим следующие музыкально-дидактические игры.
Игра №1. «Определи по ритму »
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображён ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, барабан и др.).каждому дают по 2 – 3 карточки.
Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки (картинку после правильного ответа даёт ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
Игра №2. «Учись танцевать».
Игровой материал: Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрёшка, у детей маленькие». Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит педагог и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.
Корректируем речевые нарушения:
1) Вырабатываем правильное речевое дыхание: дыхательная гимнастика, включающая упражнения, например - «Поём песенку», «Немое кино», «Топор», «Зоопарк» и др.
2) Улучшаем фонематический слух - фонопедические упражнения.
3) Развиваем общую и артикуляционную моторику: - двигательные упражнения: «Прогулка в лес», «Грибы», «Хоровод дружбы», «Меж еловых лап», - логопедическая гимнастика.
4) Вырабатываем двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки при включении логоритмических упражнений в структуру логопедического занятия:
- логоритмические упражнения:
«Прогулка в лес» - коммуникативная игра «Здравствуй, друг», массаж спины под песню «Дождик»; - упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори» - коммуникативный танец «Хоровод дружбы» - серия игровых упражнений:«Утро», «Шарфики», «Игра с мячиками», «Муравей», «Солнце и тучка», «У моря», «Кошка», «Черепаха»
II этап
Проектируем музыкально-обогащенную среду группы и организуем самостоятельную деятельность детей.
Для этого:
обновляем музыкальный уголок в группе;
обогащаем каждую тематическую зону в предметной среде группы музыкально-ритмическим материалом.
Музыкальный уголок группы.
Для организации самостоятельной деятельности детей в музыкальном уголке размещаются специально созданные музыкальные альбомы «Песенки – ритмы», а также альбомы, содержащие песни, которые в данное время звучат в группе в основные режимные моменты, а также на занятиях. Песни, представленные в альбоме, ребенок может не только прослушать, но и исполнить, для этого в музыкальном уголке располагаются детские музыкальные инструменты. Содержание музыкальных альбомов рекомендуется обновлять раз в месяц. Также в музыкальной зоне размещаются музыкально-дидактические пособия и карточки для развития чувства ритма: - карточки с изображением коротких и длинных звуков; - большие и маленькие матрёшки; - карточки, на одной половине которых изображён ритмический рисунок знакомой песни, другая половинка пустая; - «Гусеница» для фланелеграфа и ритмические «горошины» к ней; - «Весёлый паровозик» и музыкально-ритмические картинки зверей к нему и т.д.
Промежуточная диагностика по результатам работы на втором этапе: результаты наблюдения за детьми вносим в таблицу
Ф И ребенка | Самостоятельная работа детей с музыкально-ритмическим материалом | |||||
Самостоятельно организует игровую деятельность с материалом | Самостоятельно играет на дми и исполняет песни вне занятий | Хорошо ориентируется в пособиях, карточках, текстах песен | Подыгрывает (постукивает,хлопает в ладоши) в процессе звучания знакомой песни | Активно использует музыкально-ритмический материал в других видах деятельности | ||
Луговской Кирилл | да | нет | нет | да | нет | |
РинчиновМаксар | нет | нет | нет | нет | нет | |
Асланов Артем | нет | да | нет | да | нет | |
Ринчинова Янжима | да | да | да | да | да | |
Цыденова Дари |
III этап
Проводим индивидуальную работу с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкально-ритмического слуха. С детьми, у которых наблюдаются проблемы в развитии музыкальных способностей или недостаточное развитие чувства ритма, музыкальный руководитель проводит индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, педагог в группе привлекает внимание таких детей к музыкальному уголку и помогает детям организовать в нем самостоятельную работу с музыкально – ритмическим материалом.
Промежуточная диагностика по результатам работы на третьем этапе:
Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства детям даются задания:
1) прохлопать метрическую долю знакомой песни; («спой песенку руками»); 2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение;
3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
4) отметить окончание музыки чётким прыжком или чёткой остановкой;
5) эмоционально - выразительно передать в движениях характер знакомого
музыкального произведения;
6) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
7) передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания;
8) перейти с медленного, плавного движения на быстрое, отрывистое в соответствии с характером и ритмическим рисунком мелодии.
IV этап Обогащаем музыкальную культуру родителей. Организуем консультации для родителей, разъясняя значимость для ребенка окружающей музыкально - звуковой среды.
Примерное содержание работы:
Проведение консультаций для родителей «Чувство музыкального ритма, как средство музыкальной выразительности», «Влияние чувства ритма на формирование речи детей».
Лекция - концерт для родителей «Картина мира в музыкальных ритмах».
Размещение в уголке для родителей информации о песенках-ритмах, пособиях и заданиях, рекомендуемых для совместной деятельности с детьми.
Проведение вечера досуга для детей и родителей «Папа, мама и я — музыкальная семья» (домашние задания для детей и родителей).
Ожидаемые результаты
Дети
1. Положительная динамика в развитии чувства ритма.
2. Появление способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра.
3. Усвоение эталонов тактового метра от двудольного к четырёх -, затем трёхдольному метру.
4. Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка. К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.
5. Использование музыкально-ритмического материала в свободной самостоятельной деятельности.
6. Сформированность знаний по лексическим темам.
7. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
8. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
9. Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Родители
1. Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у родителей.
2. Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально- ритмического слуха ребенка.
Педагоги
1. Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.
2. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей.
3. Творческий подход к проектированию музыкально-обогащенной развивающей среды.
Библиография
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие. - Тверь, 2002. - 92 с.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – С.Пб. «Детство-пресс» - 1999. – 64 с.
3. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» - М., 2002.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1986. - 21-57 с.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М.: Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
6. Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2010. – 144 с.
7. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2006.–120 с.
8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
9. Джерзинская И.Л. «Формирование музыкально-сенсорных способностей детей в детском саду». - М., 2005г.
10. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2004. – 185 с.
11. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2005. – 142 с.
12. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2010. -192.
13. Логопсихология: учебное пособие для студентов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С. –2-е изд. –М.: Изд.центр «Академия», 2007. –145 с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб.заведений: 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -3-е изд. - М., 1997.
Приложение1 Упражнения для усиления гласных звуков
«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.
«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.
Приложение 2
Упражнения на развитие чувства ритма.
Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа
1. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.
2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
3. Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.
4. Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пассивная гимнастика (массаж)
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
1. поглаживание: совершается в разных направлениях.
2. растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
3. вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
4. массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
5. сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Как выполнять упражнения:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
1. футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
2. ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
3. снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
4. листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
5. бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
6. кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
7. одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
8. шторм в стакан. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
9. «Подуем на плечо»
Подуем на плечо, подуем на другое. Нам солнце горячо, пекло дневной порою. Подуем мы на грудь и грудь свою остудим. Подуем мы на облака и остановимся пока.
10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
Упражнение на развитие силы голоса
1) Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.
2) Тянуть любой гласный звук максимально долго .
Упражнение на развитие просодии
Произношение слов с утрированным выделением каждого звука. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа, ллииссаа.
Приложение 3
Комплекс ритмических упражнений (для развития дыхания).
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес.
Ах! Ах! Ах! Ах! (активный выдох, восторженно, удивлённо, руки в стороны)
Вот идет сердитый еж:
Пф-пф-пф! Пф-пф-пф! (короткий активный выдох, низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела Детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! (долгий, экономный выдох)
Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят, Г-у-у! Г-у-у! (долгий выдох)
Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования на 20117-2018 учебный год Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста, как одно из средств для правильного звукопроизношения
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста, как одно из средств для правильного звукопроизношения...
Опыт работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста".
Опыт работы...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Опыт работы...
Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...