Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Почти у каждого ребёнка поступающего в дошкольное учреждение, есть нарушения в произношении звуков. Как мы знаем, к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
А задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. И поэтому ребёнку, как правило необходима помощь специалиста – логопеда.
Что можно сделать? Оказывается на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика слова. «Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз швейцарский педагог,пианист композитор 1865-1950г.). Всё окружающее живёт по законам ритма: смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Чувство ритма есть практически у всех людей. Это самое чувство позволяет нашим сердцам биться ровно. Здоровье ребёнка, живое детское мировосприятие, успехи в обучении и силы для творчества зависят, в том числе, и от правильной ритмичной организации жизни, когда ритмы оздоравливающе воздействуют на жизненные процессы.
Итак, ритм – это промежуток времени, разделенный на равные части (будь то секунды, часы, мили или века), которые будем называть длительностями. А чувство ритма – это не что иное, как вид памяти, который хранит эти самые равные части. То есть вы просто помните (чувствуете), сколько времени должно пройти между двумя событиями, например между хлопками. Значит, чувство ритма – это память!
Чувство ритма - одна из базовых составляющих развития ребёнка. Ритмическая способность определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов. Они, в свою очередь составляют основу звуковой культуры речи, функции письма, чтения. Показателем результативности является способность удерживать ритмический ряд любой модульности и воспроизводить его по его показу, образцу или речевой инструкции.
С раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для ребёнка форме – ритмические упражнения в стихах. Ритм речи, а особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, чистоговорок способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
НАПРИМЕР:
«Барабан»
Упражнение для младшей группы
Мне купили барабан – бам,бам,бам!
Я на нем играю сам – бам,бам,бам!
Варианты исполнения:
1. Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
5. Играть ритмический рисунок на барабане.
«Колобок»
Упражнение для средней группы
Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,
У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,
Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,
Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.
«Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. - Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,- Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: это зверь. - Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок
«Дождик»
Упражнение для старшей группы
Кто там топает по крыше? Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу? Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли. Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали? Топ-топ-топ.
Придумать с детьми игровую ситуацию, спросить у них: «Кто топает?» Если великаны, бегемот, слон, то все топают и хлопают громко; если мышки, котенок, дождик, то все хлопают или топают тихо.
Варианты исполнения:
1. Маршировать по группе, на фразу: «Топ-топ-топ» остановиться и хлопать в ладоши.
2. Все стоять в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова «Топ-топ-топ» топают ногами. На вторую – расширяют круг, на слова «Топ-топ-топ» топают ногами.
3. На слова «Топ-топ-топ» один или несколько детей играют на музыкальных инструментах.
4. Один ребёнок – чтец, он произносит текст; остальные дети- оркестр, они играют на слова «Топ-топ-топ» , но их не произносят.
«Храбрый воробей»
Упражнение для подготовительной группы
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей, воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
- Берегись, крадется кошка! –Походить на месте, показывая руками «коготки»
- Подразню ее немножко, -Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
А. Данилевская
Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает педагогам развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в свободное время, как физминутки, в режимные моменты. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Очень интересно играть с детьми с палочками с палочками.
НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)
Большие ноги шли пот дороге:
Топ-топ-топ…
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ…
Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.
ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)
Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
А днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.
Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.
Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».
Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.
ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)
1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!
В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.
Поломала каблучок. Ох!
2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.
Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.
Вновь сломала каблучок, Ох!
3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.
Побежала по дорожке, так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!
Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.
Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» - удары палочек друг о друга.
В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.
Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.
Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.
Организация работы воспитателя по развитию чувства ритма с детьми:
- Как часть занятия по развитию речи и обучения грамоте,
- Как физминутка - например на рисовании
- Между режимными моментами ( по 2-3 минуты)
- Как организационный момент на развлечениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста".
Опыт работы...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Опыт работы...
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...