Методы ТРИЗ-технологии в детском саду
учебно-методический материал
Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_triz.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы ТРИЗ-технологии в детском саду
Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.
Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как
- Метод маленьких человечков (ММЧ). Суть его заключается в том, чтобы изучать физические процессы и свойства разных предметов, подменяя, сложные пока для детского восприятия понятия «атомы и молекулы» более понятными «маленькими человечками». К примеру, физические состояния «твердое – жидкое – газообразное» методом ММЧ объясняется как «человечки взялись за ручки — человечки стоят рядом — человечки бегают».
- Метод ТРИЗ «системный оператор» или «системный анализ». Учит детей логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства. Например, временная система «семянка – росток – цветок», пространственная система «ребенок – группа детей – детский сад – городские жители» и т.д.
- Метод «мозговой штурм». Реализуется при коллективном поиске оригинальных идей. Из большого количества предложенных детьми вариантов гласно выбирается оптимальное решение проблемной ситуации. При коллективном обсуждении, услышав предложения других детей и логически развивая мысли, дошколята могут изобрести и выдать неожиданные варианты ответов на поставленные задачи.
- Метод фокальных объектов. Отлично развивает воображение и фантазию. Внимание детей фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов.
Например, возьмем за основной объект яблоко. И попробуем охарактеризовать другие наугад выбранные понятия: улица, дождь, игрушки. Улица – длинная, красивая, с деревьями; дождь – мокрый, серый, легкий; игрушки – любимые, цветные, разные. Теперь эти свойства вещей «примеряем» к яблоку и фантазируем: Яблоко
– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)
— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)
— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)
— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)
— серое (Испорченное? Покрашенное?)
— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)
— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)
— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)
— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.
Получается целая «яблочная история», которую можно домыслить с детьми, развить в интересный рассказ.
- Метод «золотая рыбка» или типовое фантазирование. Суть метода заключается в разложении заданной проблемной ситуации на две части: реальную и фантазийную, отбрасывании реальной составляющей и выделении сказочных моментов, от которых уже логическим путем можно домыслить, прийти к возможному интересному решению. Метод развивает фантазию, логическое мышление, воображение. Можно взять любую сказку, или несколько сказок, сюжетов, проанализировать и изобрести решение.
Например: «Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку…». Убираем из сказки реально возможные события и оставляем фантастические, получаем «Жучка тянет за внучку…кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут – потянут…». Так не бывает. Они могут не тянуть, а убегать. Они испугаются и побегут друг от друга назад. Мышка убежит от кошки, а кошка от Жучки. Может их связать веревкой? Развернуть в другую сторону и пусть бегут и вытаскивают репку? А без мышки никак не получится? Мышь может снизу под землей проделать норку и помочь другим способом? Да! Может! А еще можно позвать волшебника на голубом вертолете и сверху дернуть репку!
- Метод каталога. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Это как ткнуть в каталог — книгу пальцем наугад, посмотреть фразу, проанализировать и подставить к изначальному объекту найденное новое слово. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении воспитателя дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности. Систематическое применение метода каталога дает отличный результат, если каждое занятие и полученный воображаемый итог детской активности завершать лепкой, рисованием или другими видами изобразительного искусства.
Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:
- Метод морфологического анализа
- Мышление по аналогии, синектика
- Метод «Да – нет – ка»
- Метод Робинзона
- Гиперболизация
- Акцентирование и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста методами ТРИЗ - технологии МАДОУ ЦРР д/с № 106 г. Хабаровск Воспитатель : Казакова Г.В
методика ТРИЗ в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...
Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
Педагогический совет "Знакомство педагогов с методами ТРИЗ технологии
Изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Как говорил Альберт Эйнштейн, «...значительные проблемы, стоящие перед нами,...
презентация методы ТРИЗ технологии в детском саду.
Цель использования ТРИЗ в детском саду – развитие качеств мышления...