Педагогический совет "Знакомство педагогов с методами ТРИЗ технологии
статья

Свиридова Любовь Михайловна

Изменения,  произошедшие  в  нашем  обществе,  требуют  новых  мыслящих людей. Как говорил Альберт Эйнштейн, «...значительные проблемы, стоящие перед нами,  не  могут  быть  решены  на  том  же  уровне  мышления,  на  котором  мы  их создали».

К сожалению, на протяжении многих лет обучение в нашей стране сводилось к запоминанию и воспроизведению. Детям давались знания в готовом виде, что лишало  их  возможности  делать  открытия,  постепенно  приводило  к  потере способности к творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет знакомство педагогов с методами  ТРИЗ-технологии.

Ход:  Начало педсовета!

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

(2слайд)

В качестве эпиграфа к нашей встрече позвольте привести слова Генри Форда:

«Когда  мы  собираемся  вместе – это  начало.  Когда  мы  держимся вместе –это прогресс. Когда мы работаем вместе – это успех».

Скажите,  вы никогда  не  задумывались  над  тем,  почему  у  одного  человека всегда множество новых идей, в то время как у других людей, живущих рядом с ним не менее образованных, а может быть даже более образованных, чем он, новые

идеи отсутствуют? Еще  древнегреческие  философы  считали,  что  логическое  мышление – наиболее  эффективный  способ  использования  нашего  разума.  Однако  многие ученые,  изобретатели,  писатели  показали,  что  все  совершенно  новые  идеи  не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Этим людям свойствен  другой  вид  мышления – нешаблонное,  который  приводит  к  созданию новых  идей,  нахождению множества  новых  вариантов и  решению,  казалось бы, неразрешимых проблем.  

Прежде чем мы начнём говорить о ТРИЗ, хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. 

 (Пример из семинара «Пять шагов к творческому мышлению»  о горной дороге и дереве) Рассуждения педагогов. Сейчас вы немного потренировались мыслить нешаблонно. А теперь послушайте задачу из книги Эдварда де Боно «Рождение новой идеи» и  помогите мне её решить.

«Много  лет  назад,  когда  человека,  задолжавшего  кому-либо  деньги,  могли бросить  в  долговую  тюрьму,  жил  в  Лондоне  один  купец,  имевший  несчастье задолжать  большую  сумму  денег  некоему  ростовщику.  Последний –старый  и уродливый – влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик  предложил  бросить  жребий:  положить  в  пустую  сумку  два  камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился,  чтобы  найти  камешки  для  жребия,  дочь  купца  заметила,  что  тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца».

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки?  Или  же  что  бы  вы  ей  посоветовали?  Запомните  или  запишите  ваши предположения и советы, мы их обязательно обсудим в конце нашей встречи, а сейчас вернёмся к разговору о ТРИЗ.

 (3 слайд) Изменения,  произошедшие  в  нашем  обществе,  требуют  новых  мыслящих людей. Как говорил Альберт Эйнштейн, «...значительные проблемы, стоящие перед нами,  не  могут  быть  решены  на  том  же  уровне  мышления,  на  котором  мы  их создали».

К сожалению, на протяжении многих лет обучение в нашей стране сводилось к запоминанию и воспроизведению. Детям давались знания в готовом виде, что лишало  их  возможности  делать  открытия,  постепенно  приводило  к  потере способности к творчеству.

(4  слайд)Между тем американский ученый К. Тейлор отмечал: «Творческая деятельность оказывает огромное влияние на все общество в целом. То государство, которое сумеет лучше всего опознать творческие личности, развить их и создать для них самые  благоприятные  условия,  будут  иметь  большое  преимущество».  России, несомненно, нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить,  поэтому  в  последние  годы  появились  новые  разработки, программы,  направленные  на    выявление  и развитие  творческих способностей детей.

(5 слайд)

Что же такое ТРИЗ-педагогика?

 Это одна из молодых известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения

изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности), созданной Российским  ученым  и  писателем-фантастом  Генрихом  Альтшуллером.  Ее современное название –прикладная диалектика.

 (6 слайд) Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию  детей,  а  научить  мыслить  системно,  с  пониманием  происходящих процессов.  ТРИЗ  может  использоваться  в  работе  с  дошкольниками  и  даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не  изменять  образовательную  программу,  по  которой  работает  детский  сад,  а максимально увеличивать ее эффективность.

Элементы  ТРИЗ  можно  применять    во  всех  образовательных  областях –

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из  проблемной  ситуации,  составляют  план  ее  решения,  придумывают  продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

 (7слайд)Главное  умение,  которое  приобретает  ребенок – это  умение  работать  с проблемами  и  самому  находить  ответы  на  поставленные  вопросы.

 Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает –палочки, посуда, камешки, пустые коробки –превращаются в какие угодно элементы. Самое главное

–вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.

 Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации  работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где)

8 слайд

 Первое.

 Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества 

«За мир через культуру».

  1. Будьте хозяином своей судьбы.
  2. Достигайте успеха в том, что Вы любите.
  3. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Стройте свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивайте свои творческие способности.
  6.  Культивируйте в себе смелость.
  7. Заботьтесь о своем здоровье
  8.  Не теряйте веру в себя.
  9. Старайтесь мыслить позитивно.

Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.

Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте..« Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно.

Четвертое.

 Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их , используя различные приемы.

Пятое.

 Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр  не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

 Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

 Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д.  Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания.  Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает  вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей  встречей со сказкой.

9 слайд  

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?

Данную работу необходимо проводить поэтапно:

Цель первого этапа–научить ребенка находить и различать противоречия,

которые окружают его повсюду.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми играми.

10 слайд

1. Игры, направленные на выявление противоречий.

Игра «Хорошо-плохо»

Правила:

По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества

одного и того же предмета, например:

«Книга –это хорошо: из книг узнаешь много интересного...»

«Книга –это плохо: она быстро рвётся... и т.д.)

Скажите, а дерево -это хорошо или плохо? Педагоги играют в игру, ниже представлены возможные варианты ответов:

Хорошо -укрывает от дождя и солнца.

Плохо -растет прямо на площадке, мешает играть в мяч.

Хорошо -украшает город.

Плохо -дерево может загореться и вызывать пожар.

Хорошо -приносит плоды.

Плохо -когда бьет ветками в стекло -страшно.

Хорошо -из дерева можно построить дом и красивые сувениры.

Плохо -в нем живут насекомые вредители.

Хорошо -птицы вьют себе гнезда.

 11 слайд

2. Игры на выявление функционального назначения объектов.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего.(разложить перед педагогами предметные картинки) Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я –лягушка. Я умею прыгать.

Я –машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам

Я –карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Педагоги играют в игру.

12 слайд

3.Метод «Мозгового штурма».Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше количество вариантов решений, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Изобретательские задачи должны быть доступными детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:

  • Как уберечь продукты от мышей
  • Как не намокнуть под дождём
  • Как выгнать лису из заюшкиной избушки
  • Как погладить футболку без утюга
  • Как накрыть стол без продуктов
  • Как не подраться из- за игрушки и т.д.

13 слайд

Правила мозгового штурма: исключение всякой критики

Поощрение самых невероятных идей

Большое количество  ответов, предложений

Чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идёт по оценке «хорошо-плохо». Т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречия с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть обязательно отражены в продуктивной деятельности.

Воспитатель должен предложить свои оригинальные  варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей, умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения не боясь критики, тактично оценивать мнения других. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций не бывает.

14 слайд

4.Игры на сравнение систем

«На что похоже» (с 3-летнего возраста).

Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (если двое игроков –называют по очереди. Выигрывает тот, кто назвал последний).

Примечание:

Похожими  объекты  могут  по  следующим  признакам:  по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Ведущий просит

объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи, например:

На что похож абажур?

Варианты ответов:

на зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге...

Педагоги  играют в игру.

 15 слайд

5.Игры на умение выявлять ресурсы объекта

«Аукцион»

(со старшего дошкольного возраста).

На  аукцион  выставляются  разнообразные  предметы.  Дети  по  очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение, например:

Для чего нужна линейка?

Варианты  ответов:  Чтобы  измерять  чего-то;    вместо  указки  использовать; можно помешать ею что-то; можно спину почесать; можно её в цель метать: на кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать...

Педагоги играют в игру.

16 слайд

Цель  второго  этапа – учить детей фантазировать, изобретать.

Изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д. Для  тренировки  развития  творческого  воображения  в  дошкольном  возрасте применяется

17 слайд

1.Метод  фокальных  объектов.(МФО)

Суть  метода  состоит  в  том,  что выбирается объект, его держат как бы в фокусе внимания и переносят на него свойства  других,  не  имеющих  к  нему  никакого  отношения  объектов.  При  этом возникают  необычные  сочетания,  которые  дальше  пытаются  развить  путем свободных ассоциаций. Данный метод применяется следующим образом:

Цель: придумать новое дерево.

ДЕРЕВО

ПЛАТЬЕ                     ВАЗА

нарядное                   высокая

красивое                    стеклянная

цветное                      стройная

кружевное                  вместительная

Наше дерево будет красивым, с высокими ветками и стройным стволом,

кружевная крона очень вместительная, чтобы укрывать нас от жары и ветра. На ветвях, словно стеклянные, висят нарядные цветные колокольчики, радуя ребят и взрослых. 

18 слайд

2. Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового объекта.

Составление загадок с помощью слов НО НЕ. 

19 слайд

3. Мышление по аналогии

Так как аналогия- это сходство предметов и явлений по каким-либо признакам, надо сначала научить детей  определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать:

20 слайд

А)личностная аналогия (эмпатия) Предложить ребёнку представить самого себя в качестве какого – нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты зданий:

  • Изобрази будильник , который забыли выключить
  • Покажи походку человека, которому жмут ботинки
  • Изобрази рассерженного поросёнка, встревоженного кота, восторженного кролика
  • Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песенку. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг.. или Рюмка водки на столе»

21 слайд

Б) прямая аналогия  основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт-аналогия стрекозы, подводная лодка- аналогия рыбы и т.д.)

(Даю задание по предметным картинкам Что общего?)

В) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке. Т.е. игнорируются все существующие законы(нарисуй радость- возможные варианты: солнце, цветок ; изобрази любовь) и. т.д.

22слайд

Содержание  третьего  этапа - решение  сказочных  задач  и  придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи

–попытаться  помочь  сказочным  героям,  попавшим  в  затруднительное

положение.

1.Решение сказочных задач.

1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Вопрос: Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал?

Ответы:

-взять с собой воду перед тем как отправиться в лес...

-зайти в лес поесть сочных ягод...

-поискать ручеёк...

-сделать след своей ногой и из него напиться..

здесь выражена изобретательность -трансформировать свой след в чужой)

2. Сказка «Курочка Ряба»

Вопрос: Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно

побежит и хвостиком махнёт?

Ответы:

-накрыть яйцо чем-нибудь

-положить на тарелку

-выдолбить в столе ямку и туда положить яйцо

-сделать стол (ответы связаны с преобразованием самого стола)

23 слайд

2.Игры со сказками.

«Салат из сказок»

Первые признаки «салата из сказок» можно заметить в детских рисунках,  где  фантастически  уживаются  персонажи из  всех  детских  сказок.  Предложите  детям

соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою

-новую сказку.

«Сказка наизнанку»

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре

«Наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер  у  ее  героев.  Положительный  характер  на  отрицательный  и  наоборот.

Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным,

например:

Красная Шапочка злая, а волк добрый... Что будет дальше?

Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами...

24 слайд

3.«Перевирание сказки»

Дети -консерваторы в отношении сказок, им хочется, чтобы все повторялось много  раз.  Но  наступает  момент,  когда  сказки  начинают  надоедать,  как  старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в пародию –появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке, например:

Воспитатель: Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...

Дети: Не Желтая, а Красная...

Воспитатель: Ах, да, Красная! Позвал ее папа и сказал...

Дети: Да нет же, не папа, а мама!

Воспитатель:  Правильно.  Позвала  ее  мама  и  говорит:  «Сходи-ка  к  тете  на полянку, отнеси ей бутерброд с сыром...» И так далее.

25 слайд

4.«Сказка в заданном ключе» (Привести пример сказки в средней группе)

Используя как бы разные ключи, можно открыть для детей сказку в другом

времени, месте действия,  предложить  им сменить поле действия, время действия, например

«Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни.

Что будет просить старуха у рыбки? «Что было потом?»

Дети  очень  любят  продолжение  сказки,  с  неохотой  расстаются  с

полюбившимися  героями.  А  почему  с  ними  надо  расставаться?  Можно  в  конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: "А что было потом?"

Например:  залез  медведь  на  крышу  теремка,  теремок  и  рассыпался.

Закачались,  загудели  все  деревья  в  лесу,  прибежали  лесные  звери,  осуждая поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.

26 слайд

5. Метод каталога Мы его сегодня и попробуем на практике.

Метод каталога позволяет  в большей степени обучить детей творческому рассказыванию. Был разработан в 20-х годах 20 века профессором берлинского университета Эрихом Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт вопросы, на основе которых будет строится сюжет, а ответ дети ищут в книге. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразить  одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое словосочетание. Здесь главное грамотно составить вопросы и расположить их а в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

  • Наличие положительного и отрицательного героев
  • Зло, причиненное отрицательным героем
  • Борьба положительного героя со злом
  • Присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

  • О ком сочиняем сказку?
  • Он добрый или злой герой?
  • Какое добро, зло делал?
  • С кем дружил?
  • Кто им мешал? Каким образом?
  • Как добрый герой боролся со злом?
  • Чем всё закончилось?

Предполагаемый  ход действия  сказки:

Жил-был…

Он был какой...?

Умел что делать?..

Делал он это потому что…

Но, в это время жила-была…

Однажды между ними случилось…

Им помогла…

Сделала она это, чтобы…

И встретил он….

И стали….

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться  и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления сказки необходимо фиксировать придуманный сюжет любыми способами: символами, рисунками, либо записывать. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную сказку. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы. Они повторяют идеи друг за другом, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся все более распространенными, интересными, волшебными, увлекательными. 

Работа с педагогами, по четверкам, составление сказки) В четвёрке -один воспитатель остальные дети.

28 слайд

На  четвертом  этапе ребенок  применяет  полученные  знания и,  используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего, ребенок  не  смог  ее  до  нас  донести, правильно  выразить,  или  мы  в  ней  не разобрались,  так  как  ребенок  в  отличие  от  взрослого  мыслит  непосредственно, неприземленно.  Если  мы,  взрослые,  пытаемся  к  решению  вопроса  подойти  с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о

законах реальной жизни.

Ну что ж, молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

 Вы же хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?  

Тогда,  как  говорил  Борис  Павлович  Никитин,  «...помогите  им

сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте и, помогая,... думайте сами».

А  напоследок  предлагаю  вам  вспомнить  ответ  на  ту  задачу,  которую  я попросила вас решить в начале нашей встречи. Ваше решение не изменилось? У кого появились новые варианты ответов?  

Всё дело в том,что шаблонно мыслящие люди сосредоточены в основном на камешке, который надо вытащить, поэтому обычно они предлагают три варианта, равным образом мало помогающие девушке:

1) отказаться тащить камешек;

2)  девушка  должна  дать  понять,  что  ей  известна  хитрость  ростовщика,  и выставить его мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради отца.

Мыслящие нешаблонно сосредоточены в основном на оставшемся камушке.

Итак, «...девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, уронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где он и затерялся.

«Какая  досада! –воскликнула  она.

–Ну,  да  дело  поправимо,  по  цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть,  она  могла  вытащить  только  белый  камешек.  Не  станет  же  ростовщик признаваться  в  собственном  мошенничестве.  Таким  образом,  нешаблонное мышление  помогло  девушке  выйти  из  безвыходного  положения.  Она  избежала нежелательного замужества и спасла отца от долговой тюрьмы.

Надеемся,  что  после  нашей  встречи  вы  все  оказались  во  второй  группе

–группе «Мыслящих  нешаблонно»!

А  попрощаться c  вами  я хочу словами Гегеля:

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».  Успехов!

Заповеди педагогического коллектива, использующего технологию ТРИЗ

в работе с дошкольниками:

1. Мы всегда отвечаем на все вопросы ребенка насколько

возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка воспринимаем всерьез.

3. Мы не ругаем ребенка забеспорядок в группе или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

4. Мы предоставляем детям группу или часть группы исключительно для его занятий.

5.  Мы  показываем  детям,  что  они  любимы  такими,  какие  есть,  а  не  за достижения.

6. Мы поручаем детям посильные заботы.

7. Мы помогаем детям строить их собственные планы и принимать решения.

8. Мы помогаем ребенку улучшить результат его работы.

9. Мы помогаем детям нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

10. Мы устанавливаем нормальный поведенческий стандарт и следим, чтобы ребенок ему следовал.

11. Мы никогда не говорим ребенку, что он хуже других детей.

12. Мы снабжаем детей необходимым материалом для любимых занятий.

13. Мы регулярно читаем детям.

14. Мы побуждаем ребенка придумывать и фантазировать.

15. Мы внимательно относимся к индивидуальным потребностям детей.

16.  Мы  находим каждый  день  время,  чтобы  побыть  с  каждым  ребёнком наедине.

17. Мы никогда  не дразним ребенка за ошибки.

18. Мы учим ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

19.  Мы  разрабатываем  практические  эксперименты,  чтобы  помочь  детям больше узнать.

20. Мы побуждаем детей находить проблемы и затем решать их.

21. В занятиях детей мы находим достойное похвалы.

22. Мы не хвалим детей беспредметно и неискренне.

23. Мы честны в оценке своих чувств к детям.

24. Не существует тем, которые мы совершенно исключаем для обсуждения с детьми.

25. Мы помогаем ребенку быть личностью.

26. Мы развиваем в детях позитивное восприятие их способностей.

27. Мы никогда не отмахиваемся от неудач детей.

28. Мы верим в здравый смысл детей и доверяем им

ТЕСТ «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет,

он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2.  Думаете  ли  вы,  что  сами  можете  участвовать  в  значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3.  Считаете  ли  вы,  что  некоторые  из  ваших идей  принесли  бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а)да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в)  продолжаете  делать  свое  дело,  даже  когда  становится  очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13.  Когда  вы  слышите  слово  на  незнакомом  вам  языке,  то  можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15.  Вы  занимаетесь  каким-то  делом.  Решаете  прекратить  это  занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы может

е делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а)  можете  отказаться  от  нее,  если  выслушаете  убедительные  аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» —3 очка;за ответ «б» —1;за ответ «в» —2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2,3, 4, 5 —веру в себя; вопросы 9 и 15 —постоянство;

вопрос 10 —амбициозность; вопросы 12 и 13 —«слуховую» память;

вопрос 11 —зрительную память; вопрос 14 —ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 —способность абстрагироваться; вопрос 18 —степень сосредоточенности

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого

потенциала.

49 и более очков.

В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет  вам  богатый  выбор  возможностей.  Если  вы  на  деле  сможете применить  ваши  способности,  то  вам  доступны  самые  разнообразные  формы творчества.

От  24  до  48  очков.

У  вас  вполне  нормальный  творческий  потенциал.  Вы обладаете  теми  качествами,  которые  позволяют  вам  творить,  но  у  вас  есть  и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков.

Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы  просто  недооценили  себя,  свои  способности?  Отсутствие  веры  в  свои  силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Консультация для педагогов «Развитие речи, мышления и воспитание финансовой грамотности у детей 5-7 лет с ТНР методами ТРИЗ-технологии»

Чтобы  заинтересовать  детей при воспитании финансовой грамотности,     организовать занятие можно с помощью ТРИЗ-технологии, например, применяя метод «Да-нетки&raq...