Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии
статья (старшая группа) на тему
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Проанализировав программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что наиболее полно и точно задачи по обучению детей элементам астрономии представлены в программе Е.А. Панько, А.И. Васильевой «Пралеска». Данные задачи представлены на слайдах, разрешите их не озвучивать.
Приведем несколько примеров использования ТРИЗ-технологии при обучении детей дошкольного возраста элементам астрономии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_3.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач Основатель – Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов), писатель-фантаст. Главная идея - технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы Исходное положение: принцип природосообразности обучения Программа ТРИЗ для дошкольников – программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей Основное средство работы – педагогический поиск
Этапы обучения решению изобретательных задач первый этап – поиск истины и сути второй этап – «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении третий этап – разрешение противоречий четвертый этап – решение сказочных задач и придумывание новых сказок пятый этап – поиск выхода из любой сложной ситуации
Примеры использования методов ТРИЗ-технологий при обучении дошкольников элементам астрономии Игра « Да-Нет » (линейная) Цель: формирование умения задавать сильные вопросы, сужающие поле поиска ответа на вопрос. Задание – разместить планеты в соответствующем порядке за Солнцем (по величине). Отгадать, какую планету загадал педагог (значения признака слева, справа, больше, меньше, крупнее, мельче)
Игра « Да-Нет » (объектная) Цель: формирование умения задавать сильные вопросы , сужающие поле поиска ответа на вопрос. Задание: загадан астрономический объект. Надо отгадать, какой. Вопросы задаются по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд. Т.е. носят классификационный характер: - Это небесное тело? - Это планета (астероид, звезда, метеорит), - Это космическая техника? И т.д.
Игра «Хорошо- плохо» Цель: формирование умения выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, уметь оперировать противоречиями. Задание: обосновать, почему солнце полезно, почему вредно. Что должно измениться, чтобы полезные свойства солнца стали вредными? Вариант усложнения: «Солнце полезно, почему? (потому что согревает Землю, и растения хорошо развиваются). Но это может быть и вредным, почему? (потому что быстро растут сорняки, потому что, если нет дождя, может случиться засуха)…
ММЧ (метод маленьких человечков) Цель: упражнять в моделировании процессов, основанных на изменении агрегатных состояний веществ (твердое, газообразное) Задание: смоделировать строение поверхности той или иной планеты. Объяснить, почему на иных планетах нет жизни (используя элементы моделирования) Системный оператор (СО) Цель: систематизация представлений, прогнозирование развития Вселенной. Задания: Составление лунного календаря, моделирование изменения фаз Луны. Создание модели Солнечной системы: Солнце и девять планет. Каждая планета имеет свой цвет. Коллективное составление рассказа об эволюции планеты Земля с помощью многоэкранной схемы сильного мышления.
Приемы типового фантазирования. Цель: упражнять в осуществлении фантастических преобразований как самого объекта, так и его составляющих (подсистем и надсистем) Задания: Солнечная система образовалась с помощью Волшебников (помощники). Какие Волшебники постарались, чтобы звёзды образовали созвездия? (Объединение – собрал звёзды в группы, Окаменение – поместил на небо и лишил подвижности Рыбу, Рака, Скорпиона и т.д.). Что будет, если теперь волшебник Оживления вернёт созвездиям подвижность? Что будет, если волшебник Наоборот изменит свойства Солнца на противоположные (Солнце не греет, а замораживает, не светит, а образует тень и т.д.). Что случится, если волшебник перепутывания времени поменяет порядок частей суток, дней недели, времён года?
Метод фокальных объектов Цель: закрепление умения устанавливать ассоциативные связи определенного предмета с различными случайными объектами или их свойствами. Задание: придумать новый рукотворный объект с помощью МФО. Например, новое здание для детского сада со свойствами Солнца (тёплое, яркое, жгучее, ласковое, недосягаемое…) Метод морфологического анализа Цель: формирование умения систематизировать информацию и делать логические выводы на основе этой систематизации. Задание: по волшебным дорожкам времён года путешествуют природный, рукотворный объекты, а также человек. Как изменяется способ их существования и образ жизни в связи с изменением продолжительности светового дня? Как к этому приспосабливается человек?
Примерные темы образовательной деятельности по формированию элементарных представлений об астрономии ( старший дошкольный возраст ) 1. Тема: Вселенная. • Наука астрономия. • Человек- создатель науки о Вселенной. • Понятие о Вселенной. 2. Тема: Солнце. • Общая характеристика Солнца, как небесного светила. • Введение понятия «солнечная энергия». • Измерение времени (смена дня и ночи, времен года). • Определение времени по положению Солнца на небе. • Солнце как необходимый ресурс для жизни. • Сохранение здоровья: закаливание и вред, наносимый избытком солнечного облучения.
3. Тема: Солнечная система • Общая характеристика звезд. • Звезды и Солнце. • Созвездия. • Созвездия и люди, гороскоп. • Кометы, метеориты. 4. Тема: Луна. • Форма Луны, структура Луны (фазы Луны). • Луна и Солнце. • Исследования на Луне. 6.Тема «Космос» • Понятие «космос». • Профессия космонавт. • Условия работы и проживания в космосе. 5. Тема: Земля- планета. • Место Земли в Солнечной системе. • Жизнь на Земле. • Понятие «Экологическая тревога».
Программные задачи обучения дошкольников элементам астрономии ( Е.А.Панько , А.И.Васильевой« П ралеска ») • формировать представления об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом; • формировать общее представление о Вселенной; • формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого); • познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении) звезд, их названий и человека; • познакомить с понятиями «созвездия», названиями некоторых из них (Большая Медведица, Малая Медведица, Южный Крест); • познакомить с назначением карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;
• формировать представление о планетах Солнечной системы; • формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне; • познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта; • развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности; • развивать интерес к самостоятельной практической деятельности, учить делать умозаключения; • развивать воображение дошкольника; • содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга по отношению к своей планете.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
«Формирование устной речи воспитанников и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа» с помощью использования методов ТРИЗ-технологии.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....
«Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
презентация к мастер-классу «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
«Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий»
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозолог...
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине И.И. Левитана «Золотая осень» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Золотая осень» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их....