Конспект занятия по шахматам На тему: «Шахматы – пробный камень ума» для старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления и заинтересовать детей игрой в шахматы;
2. Повысить познавательный интерес к этой увлекательной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_shahmatam.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по шахматам
На тему: «Шахматы – пробный камень ума»
для старшей группы
Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления и заинтересовать детей игрой в шахматы;
2. Повысить познавательный интерес к этой увлекательной игре.
Методические приемы:
Словесный: вводная беседа, поисковые вопросы, напоминание, словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко», пояснение.
Наглядный: показ, рассматривание, анализ.
Практический: эвристический (активность, находчивость детей), выполнение задания детьми.
Словарная работа: пешка, ладья, ферзь.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры, шахматы на столы дошкольников, компьютер, видеопроектор, слайдовая презентация.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход занятия.
1. Вводная часть
Организация детей на занятие, создание положительного психологического настроя - проведение психогимнастики.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
2. Основная часть
Введение в тему занятия.
Сегодня мы начнем знакомство с удивительной игрой. Здесь в черном ящике лежит предмет, имеющий отношение к этой игре. В конце занятия, мы посмотрим, что же там находится.
Мы сегодня отправимся в сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Мы познакомимся с шахматной доской и шахматными фигурами. Где же находится это королевство? Как вы догадались оно расположено на шахматной доске.
Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигуры располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.
Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это поля. Их всего 64.Светлые квадратики– белые поля, черные квадратики –черные поля.
Появились шахматы впервые в Индии. Ее жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.
По всем 64 квадратикам шахматной доски движутся фигуры - храбрые воины шахматного королевства. Впереди армии ,в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они защищают собой фигуры. По углам стоят ладьи, похожие на башенки. Коней узнать легко. Рядом с конями слоны дальнобойные. В середине две самые важные фигуры- король и ферзь.
3.История шахмат
Эта игра, придуманная более 15 веков назад, привлекает людей и в наше время. Эта мудрая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта, дает необычайный простор фантазии. «Разумом одерживать победу!» - так древние мудрецы сформировали суть данной игры. Можно ли сказать лучше?
Знакомство с шахматной доской и фигурами.
Воспитатель: А теперь послушайте легенду. Когда-то давно существовало обыкновенное, ничем не примечательное царство-государство. И управлял им самый обычный король. И было у него два самых обыкновенных сына. Одного звали Белый Королевич, а другого – Черный Королевич. Так нарекли их за то, что один любил наряжаться в белый кафтан, а другой в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но что-то не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались они долго и упорно: никто не хотел уступать. Много воинов полегло с той и другой стороны. Порой братья сожалели, что начали такую кровопролитную войну, ведь от нее не было счастья ни тому, ни другому. Только не знали они, не ведали, как помириться. Каждый ждал, что другой первым протянет руку. И тогда явился к Белому Королевичу старый Мудрец и сказал: «Знаю я одно надежное средство, которое помирит вас с братом». Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки-квадратики.
Воспитатель: показывает демонстрационную шахматную доску.
И стал мудрец расставлять на ней забавные фигурки.
В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними – коней, по соседству с конями слонов, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором же ряду поставил в ряд белые пешки. Вот твоя шахматная армия, королевич, - молвил Мудрец. Указывая на белые фигурки.
Воспитатель: демонстрирует шахматные фигуры и расстановку фигур на доске, сопровождаемые презентацией.
Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске на самом деле были пехотинцы и конница, боевые слоны и башни. И цвет фигур был его любимый – белый. А где же армия брата? – допытывался Белый Королевич. Мудрец достал из котомки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.
Обступили Мудреца придворные. Рты пооткрывали от удивления, стали расспрашивать старика про диковинную игру, доселе никому из них неведомую.
-Игра эта называется «шахматами», - охотно пояснил Мудрец, она так интересна, увлекательна, обладает такой магической силой и загадочной красотой. И стал Мудрец обучать Белого Королевича этой мудрой и заманчивой игре. А когда обучил, то Королевич, действительно, так увлекся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Даже про войну забыл. А когда вспомнил, тотчас послал гонца к брату с предложением о мире. А если брат не даст согласия на мир, то расскажи ему, что есть у меня невиданная для него неизвестная, удивительная притягательная игра. Но покажу эту диковинку лишь после перемирия с ним.
Страшно захотелось Черному Королевичу полюбоваться на необычайную игру-забаву, и поспешил он заключить мир. А когда, прискакав к брату, он своими глазами увидел шахматное сражение, то стал упрашивать научить его этой заморской игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. Братья – Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом.
С тех дальних времен королевство превратилось в шахматное. И у них наступил мир и покой, не стало войн.
Воспитатель: что же находится в черном ящике? (ответы детей).
Педагог достает из ящика шахматы и раздает на столы учащихся.
Всего в шахматах 32 фигуры, 16 фигур у белых, и 16 у черных. У каждой армии по: 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, 1 ферзь, 1 король.
Физкультминутка
Незнайка потянулся.
Раз нагнулся.
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Пешку, видно не нашёл
Чтобы пешку отыскать.
Шахматные фигуры нужно знать.
Закрепление полученных знаний.
Словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали… (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
Воспитатель: теперь попробуйте и вы расставить войско Черному Королевичу.
Задание: расставить на доске черные шахматные фигуры, по образцу расстановки белых фигур.
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
- Что вы нового сегодня узнали? Что вам больше всего понравилась?
- Где происходит шахматное сражение?
- Какая фигура главная в шахматном войске?
- А какие еще фигуры есть в шахматах?
(воспитатель сопровождает ответы детей показом фигур и их графическим изображением).
Дорогие ребята, вам тоже стало, наверное, интересно узнать об этой игре, шахматных фигурах. На следующих занятиях мы продолжим знакомство.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР в старшей группе по теме: "Прогулка в лес"
Конспект занятия включает в себя задания и игры на развитие эмоций детей с ОНР и представляет в игровой форме упражнения на развитие эмоциональной лексики (антонимы, прилагательные в сравнительной сте...
КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2. Закреплять практическое употребление в ре...
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с использованием муль...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ из бумаги на тему: «Зонтики для наших кукол» (в старшей группе)
Работа с бумагой....
Конспект занятия по ИЗО на тему «Подводный мир» в технике "батик". Старшая группа
Конспект занятия по ИЗО на тему «Подводный мир» в технике "батик". Старшая группа...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Что нам нравится зимой?» в старшей группе
Обучение связно и выразительно составлять рассказ, совершенствовать грамматический строй речи. Обобщение знаний детей о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Совершенствование навыка слово...
Конспект непосредственно образовательной ситуации по шахматам на тему: «Шахматный конь для трех Богатырей» старшая группа
Непосредственно образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Содержание занятия соответствует поставленным цел...