Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 1 байт |
konspekt.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение комбинированного типа « Колобок»
Конспект составила
Самуль Светлана Анатольевна
Ноябрьск 2012 г.
«КАК ЛАДЬЯ ПОХУДЕЛА»
ЦЕЛЬ:Рассказать о рокировке. Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка.Развивать творческое мышление, ло¬гическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
— А я приготовил вам загадку и сказку,— встретил такими словами
малышей Король.— Вот послушайте: «Два братца через грядку глядят,
а друг друга не видят!»
Аленка догадалась первой:
— Это Короли, грядка — поле. Короли стараются не замечать друг
друга и не разговаривать, ведь они враги.
— Ну, теперь-то вы уверены, что знаете про меня все. Ничего ново¬го про себя я уже не открою?— загадочно улыбаясь, спросил ребят Ко¬роль.
— Мы так много про Вас знаем, что даже не верится, что к этому можно еще что-то добавить,— осторожно и дипломатично ответил Алеша.
— Тайны Волшебной Доски и населяющих ее фигур беспредельны, неисчерпаемы, так же как и всей Страны Шахматных Чудес. И не только про меня, но и про другие фигуры и Пешки вы узнаете несравненно больше, чем располагаете сведениями и знаниями теперь. Ну, а теперь послушайте сказку.
...Однажды собрались четыре Ладьи вместе и крепко затужили, заду¬мались над судьбой своей разнесчастной.
— Ладно, пусть мы на отшибе от всех фигур ютимся, по углам нас раскидали,— начала первой брюзжать Ладья а8.— Видно, каждому из нас уготована своя судьба, но за что же нас всех неповоротливыми увальнями величают, дразнят и насмехаются повсюду?
— Нас, как и Ферзя, тяжелой фигурой прозвали,— вторила ей землячка по горизонтальной линии Ладья h8,— а ходить-то, как Слон, не разрешают.
— Верно, подружки,— поддакнула им обеим Ладья al,— хорошо хоть оценили нас неплохо: стоим, как и пять Пешек, по 5 очков. Но вот проворства да прыти нам еще занимать да занимать, эка досада! Мне во время игры часто доводится близ Короля находиться. И вот как-то в сердцах Король обронил недовольно, что, мол, тяжелехоньки стали Ладьи на подъем, нерасторопны, видимо, бегом не занимаются, не плавают, едят чрезмерно, диету не соблюдают, малоповоротливы. Если так и дальше будет продолжаться — не стану их, пожалуй, в сражение вводить, а в резерв зашлю, как бы тяжко мне ни приходилось. Лучше пораньше с противником перемирие заключу. А когда буду сражаться со слабым соперником, то стану давать ему фору вперед — Ладью, чтобы ее духу и вовсе на доске не было!
Суров и непреклонен был Король, испугались Ладьи не на шутку, крут был тот владыка на расправу, слов на ветер не бросал никогда.
— Я придумала! Хватит вам ныть да причитать, не все еще у нас
потеряно,— весело и озорно воскликнула самая задорная Ладья Ы и пред¬ложила начать заниматься спортом.
Стали Ладьи утреннюю гимнастику делать, потихонечку да полего¬нечку бегать, плескаться и плавать часами в ванне и бассейне, сели на овощную диету — ничего мучного и сладкого, чтоб похудеть.
Заприметил их усердие и рвение Король. Но как и кого приблизить к своему трону: все места рядом с властелином давно распределены и переходят по наследству. «А пусть себе стоят по углам, как им на роду написано,— размышлял Король, но подумал и выход все же отыскал: — Разрешу-ка какой-нибудь из Ладей (какой больше посчастливится) один раз за всю игру быть подле меня». И придумал для этого хитрую вещь, которую назвал рокировкой. Но обставил ее такими многочислен¬ными условиями-ограничениями, что Ладьям не приходилось зевать. Рокировка должна была совершаться вовремя, иначе в телохранители Короля не попадешь.
— Двойной ход с Ладьей — рокировку — могу делать только я. Вот
вам и еще сведения обо мне,— самодовольно подытожил свой рассказ
Король.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ
Король не все рассказал про
рокировку, поэтому у детей могут
возникнуть вопросы:
Диаграмма 54 Диаграмма 55
— При соблюдении каких условий можно выполнять рокировку ? Ответ:1-е условие.
Если ни король, ни ладья не трогались с места (если уходили со своего поля, но вернулись вновь), рокировка не разре¬шается.
2-е условие. Если между коро¬лем и ладьями нет ни своих, ни неприятельских фигур (см. диаг¬рамму 54 б).
3-е условие. После рокировки король не должен попадать под шах от любой фигуры или пешки (см. диаграмму 55).
4-е условие. Король во время рокировки не находится под шахом.
5-е условие. При рокировке ко¬роль не должен переходить, пере¬секать поле, атакованное неприя¬тельской фигурой или пешкой (см. диаграмму 54 а).
— А как правильно выполняет¬ся рокировка?
Ответ: король приближается к ладье, например к hi на два шага, а ладья, перепрыгнув через короля, ставится на поле fl. Черный король, соответственно, приближается к своей ладье, которая перепрыгивает через него на поле f8,— это назы¬вается короткой рокировкой.
Длинная делается так же, но в дру¬гую сторону, белый король тоже пе¬реставляется на два поля на cl, а ладья перескакивает через него на поле dl, где стоял раньше ферзь, черный король, соответственно, на поле — с8, а ладья — d8.
— Для чего нужно делать роки¬ровку?
Ответ: для того, чтобы переб¬росить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безо¬пасное место.
— Значит, на первых порах ко¬роль обязан в первую очередь по¬
беспокоиться о своей безопасности?
Ответ: да, ведь он — главная фигура шахматного войска.
— Какая рокировка лучше: ко¬роткая или длинная?
Ответ: в зависимости от игро¬вой обстановки. Но чаще делают короткую, так как при длинной рокировке пешки (а2 у белых и а7 у черных) остаются незащищенными, и, чтобы их защитить, надо истра¬тить один, а то и два лишних хода. За это время в игровой обстановке на доске может многое измениться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Белая ладья" и конспекты занятий
Разработки конспектов занятий кружка "Белая ладья" к проекту "Шахматы"....
Шахматы № 14. Как ладья похудела.
Как ладья похудела.Цель: Закрепление знаний о «Ладье», ее значимости и значении при выполнении тактического приема «рокировка». Развить воображение, логику и внимание.Материал:...
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами х...
Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи
Конспект НОД по шахматамПодготовила: Сидорова Д.АДата проведения: 18.02.22Тема: Ферзь против слона и ладьиЦель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.Ход занятия:1.Введение в...
Конспект занятия "Роспись ладьи по мотивам хохломской росписи"
Расширение знаний о народном промысле хохломская роспись...
Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему «Рождение, история развития шахмат»
познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;- способствовать формир...
Фотоотчет подгруппового занятия: "Приключения с Ладой и Лидой"
Фотоотчет опроведении подгруппового занятия по дифференциации звуков "Л" и "Ль" "В гостях у Лады и Лиды" в подготовительной группе детей с ФФНР с применением двигат...