Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»
план-конспект занятия (старшая группа)

Магомедова Нурияханум Камалутдиновна

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста

«Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»

Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей; закреплять шахматные понятия (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, белые и чёрные поля; познакомить с шахматными фигурами.

Развивающие:

- развивать ориентировку на шахматной доске; развивать память, внимание, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

- вызывать интерес к игре в шахматы; воспитывать навыки работы в коллективе, интерес  к  игре в шахматы, волю  к победе; укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Оборудование и материалы: Напольная шахматная доска, шахматные фигуры, замок,  карточки с вопросами, коробочка с шахматными фигурами на каждого ребенка, демонстрационная доска с магнитными фигурами, раскраски с изображением ладьи.

 

Ход занятия

 

Воспитатель:

-Колокольчик, мой дружок, ты построй ребят в кружок (звенит колокольчик).

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(На столе на шахматной доске лежит письмо)

- Ребята, у нас письмо.

- Странно, от кого же это послание? Посмотрите, ребята, на обратной стороне, что-то написано. Загадка. Отгадав ее, мы узнаем от кого пришло послание:

Я одеваюсь очень модно,

Поколочу кого угодно,

На все вопросы отвечаю:

«Отстаньте, братцы, я не знаю!» Ответ: Незнайка

Воспитатель: Да, это письмо от Незнайки. Читаю дальше.

«Ребята, я потерялся в шахматном королевстве. Чтобы мне найти дорогу, нужно выполнить задания. А, я не умею играть в шахматы. Вы поможете мне? Вместе с письмом я прислал вам ковер-самолет, на чем вы сможете прилететь.  Я жду вас. Незнайка».

- Поможем Незнайке, Ребята? (Да)

Воспитатель: Вот он ковер-самолет! Тут еще коробка с карточками.

(Воспитатель раскрывает ковер-самолет)

Воспитатель: А, это необычный ковер, ребята. На что он похож (На шахматную доску).

(Рядом с ковром лежит коробка с карточками. На карточках нарисованы шахматные фигуры)

Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свое место на шахматной доске, а какое у вас будет место вы найдите сами. Возьмите карточку с фигурой и идите на свое шахматное поле.

Дети берут себе карточки с фигурами и встают на свои места на напольной шахматной доске.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты-карточки с фигурами.

Дети по очереди показывают и называют название своей фигуры

Воспитатель: Молодцы, все заняли свои поля на ковре-самолете(на шахматной напольной доске). Полетели.

Звучит музыка.

Воспитатель: Пока мы летим, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Дидактическая игра«Доскажи словечко»:

1. Скоро бой. И ждет войска  Деревянная ____________(доска). 

2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль Его величество_________(король).

4. Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

5. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).

6. В словах «матрешка» и «формат»,  я  подчеркну не шах,  а____(мат).

7. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать__________(рокировку). 

8. У него большая роль, А зовут его              (король)

 

Воспитатель: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется.

Вот мы с вами и прилетели в страну шахмат. Здесь замок на нем карточка с заданием. Воспитатель читает: «Замок откроется, если выполните следующее задание.

Расскажите, что вы знаете об игре в шахматы».

Дети читают стихи.

1.За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

2.Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя 

Клетка белой быть должна.

3.Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

4.Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

5.Заняли свои места,

Начинается игра!

Вся в квадратах — белых, черных —

Деревянная доска,

6.Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут Король.

7.Дети в шахматы играют —

Гениальная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

 

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за ваши знания про шахматы, замок открылся и теперь мы можем попасть внутрь Шахматной страны! (Дети проходят, их встречает Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что прилетели ко мне на помощь. Помогите мне найти выход из Шахматной страны. Приглашаю вас сесть на стулья, но на каждом стуле лежит карточка с вопросом, вам нужно будет на них ответить.

Воспитатель: Незнайка, наши дети, конечно, ответят на все вопросы, но ты слушай внимательно и запоминай.

1. Родина шахмат? (Индия).

2. Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).

3. Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).

4. Сколько пешек в каждой команде шахмат? (8).

5. Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).

6. Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).

7. Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).

8. Не живёт в зверинце, Не берёт гостинцы, По косой он ходит Хоботом он водит. (Слон)

9. Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

10.У какого слона нет хобота? (У шахматного)

11. Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Я вижу следующее задание. Кто то разрезал картинки шахматных фигур. Тут лежит записка просят нас собрать правильно фигуру. Поможем? (Да)

 

Игра «Загадочная фигура».  (Ладья)

(Разрезные картинки перед участниками каждой команды. Для первой подгруппы детей – белая ладья, для второй подгруппы – черная ладья)

– Участникам команд нужно будет собрать шахматную фигуру из разрезных картинок и назвать ее.

Воспитатель: Какая фигура у вас получилось? (Белая ладья; черная ладья)

Правильно, молодцы! А я расскажу вам подробно про Ладью. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

Воспитатель:

- Сколько всего на доске ладей? (4: два чёрных и два белых)

- Как расположены? (По углам)

- Назовите «адреса» ладей на шахматной доске (белые: а1, h1; чёрные: a8, h8)

ЛАДЬЯ

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко

Ход необычный- рокировку!

Её манёвр- сплошной кроссворд:

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву тихий ход,

Но вот удар и враг в печали!

 

Воспитатель:

      Следующей по силе шахматной фигурой после ферзя на шахматной доске считается шахматная ладья. Это фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.

       Во всех странах эта шахматная фигура называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут.

       В странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя.

     Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям.(показать на демонстрационной доске горизонтали и вертикали)

     Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)

 

- Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске.  Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

- Шахматная ладья – ход показать на дем. доске

- Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

 

Физкультурная минутка:

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

 

Далее воспитатель вызывает желающих   детей к демонстрационной доске давая задания:

- поставить ладью на поле е2 и сделать ход на 3 поля влево по горизонтали.

- поставить ладью на поле с4 и сделать ход на 4 поля вверх  по вертикали.

- поставить ладью на поле d4 и сделать ход на 3 поля вверх  горизонтали

 

Закрепление знаний. 

Игра «Да – Нет»

- Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

- Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?

- Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?

- Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

- Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

- Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? (попросить желающих показать на демонстрационной доске

- Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

- На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?

- Может ли в начальном положении ладья сделать ход через фигуру?

 

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились и познакомились подробно с фигурой «Ладья». Сегодня вы смогли преодолеть все испытания и помочь Незнайке найти дорогу. Мы еще не раз заглянем в эту удивительную страну и познакомимся со всеми фигурами подробно.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, что помогли найти выход из Шахматной страны, я вместе с вами узнал и про фигуру Ладью. А теперь я вернусь к себе домой, до свидания!

Воспитатель: И нам пора возвращаться обратно в детский сад. Все помните свои места? Прошу занять свои места на шахматном ковре- самолете.(Дети под музыку встают на на ковер-самолет(напольная шахматная доска).

Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?

- Что вам показалось интересным?

- В чем были затруднения? (Ответы детей)

 - Я приготовила вам раскраски с изображением ладьи на шахматной доске. Это будет ваше домашнее задание. Раскрасите дома и принесете на следующее занятие. До свидания, ребята!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_shahmatam.docx69.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Звездочка»

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста

 «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»

                 C:\Users\Пользователь\Downloads\ладья.jpg

Подготовила и провела:

Магомедова Н. К.

г. Лангепас 2021г.

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста

«Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»

Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия.

Задачи:

Образовательные: 

- знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей; закреплять шахматные понятия (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, белые и чёрные поля; познакомить с шахматными фигурами.

Развивающие: 

- развивать ориентировку на шахматной доске; развивать память, внимание, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные: 

- вызывать интерес к игре в шахматы; воспитывать навыки работы в коллективе, интерес  к  игре в шахматы, волю  к победе; укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Оборудование и материалы: Напольная шахматная доска, шахматные фигуры, замок,  карточки с вопросами, коробочка с шахматными фигурами на каждого ребенка, демонстрационная доска с магнитными фигурами, раскраски с изображением ладьи.

Ход занятия

Воспитатель:

-Колокольчик, мой дружок, ты построй ребят в кружок (звенит колокольчик).

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(На столе на шахматной доске лежит письмо)

- Ребята, у нас письмо.

- Странно, от кого же это послание? Посмотрите, ребята, на обратной стороне, что-то написано. Загадка. Отгадав ее, мы узнаем от кого пришло послание:

Я одеваюсь очень модно,

Поколочу кого угодно,

На все вопросы отвечаю:

«Отстаньте, братцы, я не знаю!» Ответ: Незнайка

Воспитатель: Да, это письмо от Незнайки. Читаю дальше.

«Ребята, я потерялся в шахматном королевстве. Чтобы мне найти дорогу, нужно выполнить задания. А, я не умею играть в шахматы. Вы поможете мне? Вместе с письмом я прислал вам ковер-самолет, на чем вы сможете прилететь.  Я жду вас. Незнайка».

- Поможем Незнайке, Ребята? (Да)

Воспитатель: Вот он ковер-самолет! Тут еще коробка с карточками.

(Воспитатель раскрывает ковер-самолет)

Воспитатель: А, это необычный ковер, ребята. На что он похож (На шахматную доску).

(Рядом с ковром лежит коробка с карточками. На карточках нарисованы шахматные фигуры)

Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свое место на шахматной доске, а какое у вас будет место вы найдите сами. Возьмите карточку с фигурой и идите на свое шахматное поле.

Дети берут себе карточки с фигурами и встают на свои места на напольной шахматной доске.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты-карточки с фигурами.

Дети по очереди показывают и называют название своей фигуры

Воспитатель: Молодцы, все заняли свои поля на ковре-самолете(на шахматной напольной доске). Полетели.

Звучит музыка.

Воспитатель: Пока мы летим, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»:

1. Скоро бой. И ждет войска  Деревянная ____________(доска). 

2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль Его величество_________(король).

4. Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

5. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).

6. В словах «матрешка» и «формат»,  я  подчеркну не шах,  а____(мат).

7. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать__________(рокировку). 

8. У него большая роль, А зовут его              (король)

Воспитатель: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется.

Вот мы с вами и прилетели в страну шахмат. Здесь замок на нем карточка с заданием. Воспитатель читает: «Замок откроется, если выполните следующее задание.

Расскажите, что вы знаете об игре в шахматы».

Дети читают стихи.

1.За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

2.Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя 

Клетка белой быть должна.

3.Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

4.Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

5.Заняли свои места,

Начинается игра!

Вся в квадратах — белых, черных —

Деревянная доска,

6.Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут Король.

7.Дети в шахматы играют —

Гениальная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за ваши знания про шахматы, замок открылся и теперь мы можем попасть внутрь Шахматной страны! (Дети проходят, их встречает Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что прилетели ко мне на помощь. Помогите мне найти выход из Шахматной страны. Приглашаю вас сесть на стулья, но на каждом стуле лежит карточка с вопросом, вам нужно будет на них ответить.

Воспитатель: Незнайка, наши дети, конечно, ответят на все вопросы, но ты слушай внимательно и запоминай.

1. Родина шахмат? (Индия).

2. Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).

3. Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).

4. Сколько пешек в каждой команде шахмат? (8).

5. Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).

6. Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).

7. Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).

8. Не живёт в зверинце, Не берёт гостинцы, По косой он ходит Хоботом он водит. (Слон)

9. Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

10.У какого слона нет хобота? (У шахматного)

11. Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Я вижу следующее задание. Кто то разрезал картинки шахматных фигур. Тут лежит записка просят нас собрать правильно фигуру. Поможем? (Да)

Игра «Загадочная фигура».  (Ладья)

(Разрезные картинки перед участниками каждой команды. Для первой подгруппы детей – белая ладья, для второй подгруппы – черная ладья)

– Участникам команд нужно будет собрать шахматную фигуру из разрезных картинок и назвать ее.

Воспитатель: Какая фигура у вас получилось? (Белая ладья; черная ладья)

Правильно, молодцы! А я расскажу вам подробно про Ладью. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

Воспитатель:

- Сколько всего на доске ладей? (4: два чёрных и два белых)

- Как расположены? (По углам)

- Назовите «адреса» ладей на шахматной доске (белые: а1, h1; чёрные: a8, h8)

ЛАДЬЯ

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко

Ход необычный- рокировку!

Её манёвр- сплошной кроссворд:

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву тихий ход,

Но вот удар и враг в печали!

Воспитатель:

      Следующей по силе шахматной фигурой после ферзя на шахматной доске считается шахматная ладья. Это фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.

       Во всех странах эта шахматная фигура называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут.

       В странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя.

     Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям.(показать на демонстрационной доске горизонтали и вертикали)

     Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)

- Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске.  Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

- Шахматная ладья – ход показать на дем. доске

- Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

Физкультурная минутка:

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Далее воспитатель вызывает желающих   детей к демонстрационной доске давая задания:

- поставить ладью на поле е2 и сделать ход на 3 поля влево по горизонтали.

- поставить ладью на поле с4 и сделать ход на 4 поля вверх  по вертикали.

- поставить ладью на поле d4 и сделать ход на 3 поля вверх  горизонтали

Закрепление знаний. 

Игра «Да – Нет»

- Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

- Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?

- Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?

- Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

- Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

- Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? (попросить желающих показать на демонстрационной доске

- Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

- На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?

- Может ли в начальном положении ладья сделать ход через фигуру?

 

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились и познакомились подробно с фигурой «Ладья». Сегодня вы смогли преодолеть все испытания и помочь Незнайке найти дорогу. Мы еще не раз заглянем в эту удивительную страну и познакомимся со всеми фигурами подробно.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, что помогли найти выход из Шахматной страны, я вместе с вами узнал и про фигуру Ладью. А теперь я вернусь к себе домой, до свидания!

Воспитатель: И нам пора возвращаться обратно в детский сад. Все помните свои места? Прошу занять свои места на шахматном ковре- самолете.(Дети под музыку встают на на ковер-самолет(напольная шахматная доска).

Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?

- Что вам показалось интересным?

- В чем были затруднения? (Ответы детей)

 - Я приготовила вам раскраски с изображением ладьи на шахматной доске. Это будет ваше домашнее задание. Раскрасите дома и принесете на следующее занятие. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД для среднего дошкольного возраста "Путешествие Буратино в большой город"

Программное содержание:закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта;закреплять в игровой форме практические н...

Интегрированное занятие в подготовительной группе детей дошкольного возраста. «Путешествие по голубой планете».

Цель: Дать представление о форме планеты Земля. Продолжать знакомить с маршрутом, картой, глобусом.Сформировать представление о том, что Земля -  наш общий дом, на Земле много разных стран.Углубл...

конспект по математике для детей дошкольного возраста "путешествие в звездную страну"

конспект по математике для детей дошкольного возраста средней группы "путешествие в звездную страну"...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего возраста "Путешествие по волшебному лесу "

Учить сравнивать два предмета по высоте и ширине,  обозначать результат сравнения словами; закреплять умение различать количество предметов; закреплять навыки порядкового счета до 6; продолжать у...

Конспект занятия по познавательному развитию детей дошкольного возраста "Путешествие в город здоровья"

Цель занятия: Закрепить представление о здоровом образе жизни, об овощах и фруктах, и их пользе для здоровья человека....

Конспект ООД по финансовой грамотности детей дошкольного возраста. «Путешествие в магазин»

Цель: Формирование   финансовой грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Закрепить понятия: труд, профессии, цена, деньги, покупка, продажа, чек.Воспитательные:Восп...