План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_shahmatam.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по шахматам
Тема: «Шахматная доска»
Цель:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, интерактивная доска, 2 котенка (белая, черная).
Ход
- Вступительная часть
- Добрый день! Меня зовут Диана Идаятовна. Мы с вами отправляемся в сказочное шахматное государство, где жили два котенка.
2. Основная часть.
- Итак, в некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный. Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля.
– Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играем.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок.
- А вы как думаете, ребята?
3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
(Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
- А так ли это, ребята?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
- А вы что скажете?
– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
- А вы никогда не хвастаетесь? Вот и вся сказка.
- В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.
Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).
Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.
Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.
Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.
Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое.
- Сколько горизонталей на доске, ребята? (дети считают)
- Всего на доске 8 горизонталей. (Ученики пальцем показывают все горизонтальные линии на своих шахматных досках)
- Ребята, посчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали? (По 4 квадрата белых и черных)
- Дети, выложите, пожалуйста, из большого набора черно-белых кубиков горизонталь.
- А теперь нарисуйте пожалуйста горизонтальную линию и в тетради.
- А теперь разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.
-Вертикальная линия, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей - 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются.
- А теперь проверим как запомнили.
Игра "Горизонталь".
- Выйдите, пожалуйста, к доске Артур и Эмилия. Возьмите по 4 пешки. Заполните одну из горизонталей пешками, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей).
Игра "Волшебный мешочек".
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.
В конце урока задайте детям такие вопросы:
- Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
- Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
- Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
- Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
- Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
- Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
- Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
- Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
- Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Интегрированное занятие для детей старшей группы План-конспект музыкального занятия. Тема: «Что нам осень принесла».
Конспект НОД, по теме недели "Что нам осень принесла"...
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя музыкальная прогулка»...
План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)
Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...
Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.
Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...