План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Рзаханова Диана Идаятовна

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_shahmatam.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по шахматам

Тема: «Шахматная доска»

Цель:

 • развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.


Оборудование: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска, интерактивная доска, 2 котенка (белая, черная).

Ход

  1. Вступительная часть

- Добрый день!                                                                                                                          Меня зовут Диана Идаятовна.                                                                                                   Мы с вами  отправляемся в сказочное шахматное государство, где жили два котенка.

      2.  Основная часть.

- Итак, в некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный. Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля.                                            

 – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играем.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок.

- А вы как думаете, ребята?

3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.

Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.

(Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

- А так ли это, ребята?

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

- А вы что скажете?

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

- А вы никогда не хвастаетесь?                                                                                             Вот и вся сказка.

- В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.

Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.

Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое.

- Сколько горизонталей на доске, ребята? (дети считают)

- Всего на доске 8 горизонталей. (Ученики пальцем показывают все горизонтальные линии на своих шахматных досках)

- Ребята, посчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали? (По 4 квадрата белых и черных)

- Дети, выложите,  пожалуйста, из большого набора черно-белых кубиков горизонталь.

- А теперь нарисуйте пожалуйста горизонтальную линию и в тетради.

- А теперь разверните  в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.

-Вертикальная линия, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей - 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются. 

- А теперь проверим как запомнили.

 Игра "Горизонталь". 

- Выйдите, пожалуйста, к доске Артур и Эмилия.  Возьмите по 4 пешки. Заполните одну из горизонталей пешками, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей).  

Игра "Волшебный мешочек".

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

В конце урока задайте детям такие вопросы:

  1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
  2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
  3. Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
  4. Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
  5. Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
  6. Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
  7. Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
  8. Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
  9. Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
  10. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...