паспорт музея
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад п. Красная Горка
Паспорт
музея
«Путешествие в мир кукол»
Воспитатель:
Павлова Ольга Николаевна
Содержание
1. Паспортные данные музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. План работы по созданию музея
4. Характеристика музея
5. Планирование работы в музее
6. Перспектива развития музея
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
1.Наименование музея: «Путешествие в мир кукол»
2.Профиль мини - музея: художественно- познавательный.
3.Дата открытия «__07__» сентября_____________2019____г.
4.Дата паспортизации «____» ____________г.
5.Руководитель Павлова Ольга Николаевна
6.Должность: воспитатель группы старшего дошкольного возраста.
7.Помещение: классная комната на 1 этаже начальной школы. Экспозиция находится на полках вертикальной стены общей площадью __17,1 кв.м__
Примечание: к паспорту прилагаются 4 фотографии экспозиции музея, учетная карточка музея в формате
Excel.
8.Цель: формирование познавательных интересов дошкольников и учащихся путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении: как промышленной, так и авторской.
9.Задачи:
- Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
- Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
- Знакомство с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта через куклу;
- Включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развитие познавательной активности детей;
- Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
- Художественно-эстетическое воспитание;
- Создание кукол своими руками в соответствии с народными традициями.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип опоры на интересы ребёнка;
- Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В музее представлены разные виды кукол – традиционные народные тряпичные куклы, современные куклы, куклы в русских народных костюмах, куклы в национальных костюмах, глиняные куклы, куклы статуэтки ,фарфоровые и керамические куклы, бумажные, театральные и деревянные (матрешки).
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами малышей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сумеет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам по душе. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях общеобразовательного учреждения невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие и в их создании детей и родителей. Малыши чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.
- музейная педагогика в условиях МОУ позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- позволяет воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами ГДО;
- мини-музеи в МОУ играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- экспозиционная;
- познавательная.
Характеристика помещения:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции музея располагаются на стене на полках в помещении учебного класса общей площадью _____кв.м ,светлая, не имеет хранилища. Часть экспонатов собрана и подарена детскому саду родителями и воспитателями, часть выполнена руками родителей с детьми и педагогами.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МУЗЕЯ
№ | Этап | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1. | Подготовительный этап | Педсовет. Родительские собрания. Анкетирование. Организационная работа - Выборы и утверждение состава совета школьного музея - Составление и утверждение плана работы на учебный год - Проведение заседаний совета музея - Участие в паспортизации школьного музея | Август 2019. | 1. Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 3. Выбор инициативной группы. |
2. | Практический этап | Сбор и изготовление экспонатов. Оформление и размещение стеллажей для музея, работа с родителями. Индивидуальная работа с детьми. Работа с музейными фондами
Пополнение фонда музея. Экспозиционная работа
| В течение года. Сентябрь 2019 г. Октябрь-ноябрь 2019 г. | Создание музея |
3. | Подведение итогов | Заседание инициативной группы. Экскурсии в музей | май 2020 г. В течение года. | Воспитатель-экскурсовод проводит экскурсии в музее. |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
План работы музея « Путешествие в мир кукол»
МОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка Рыбинского района Ярославской области на 2020-2021 учебный год
Цели и задачи работы музея
- приобщение дошкольников и учащихся к общечеловеческим ценностям;
- Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
- Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
- Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
- Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа, что является неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания учащихся.
- Воспитание национальной гордости через формирование у детей интереса к духовной и материальной русской культуре, уважения к её историческому прошлому.
- Воспитание толерантного отношения к различным культурам народов России и их представителям.
- Развитие творческих способностей дошкольников и учащихся.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Организационная работа:
|
Сентябрь 2019
|
Павлова О.Н.
|
2. | Работа с музейными фондами
вспомогательного и обменного фондов.
|
В течение года |
Павлова О.Н. Актив музея |
3. | Экспозиционная работа
- проведение выставок детских рисунков по темам: - «Ребята о зверятах»; - «Папа – мой лучший друг»; - «Новогодняя ярмарка»; - «Эколята – друзья и защитники природы»; - « Весна Победы»; - оформление тематических выставок: - «Кукольная посуда»; - «Игрушечная кукольная мебель»; - «Кукольная одежда». - оформление фотовыставок: - «Я и моя кукла»; - «Куклы наших мам». |
В течение года
В течение года
| Павлова О.Н. |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- проведение на базе музея и использование его коллекций на НОД по разным видам деятельности.
-экскурсии;
-внеклассные мероприятия
Характеристика музея
Экспонаты мини – музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное (временное) хранение |
1 | Современные куклы (резиновые и пластмассовые) | Сентябрь 2019г. | постоянное |
2 | Куклы-статуэтки (фарфоровые и керамические) | Сентябрь 2019г. | постоянное |
3 | Куклы - обереги | Сентябрь 2019 г. | постоянное |
4 | Куклы игровые | Октябрь 2019 г. | постоянное |
5 | Куклы в национальных костюмах | Октябрь 2019 г. | постоянное |
6 | Театральные куклы | Октябрь 2019 г. | постоянное |
7 | Обрядовые куклы | Ноябрь 2019 г. | постоянное |
8 | Бумажные куклы | Ноябрь 2019г. | постоянное |
10 | Деревянные куклы (матрешки) | Ноябрь 2019 г. | постоянное |
11 | Куклы в костюмах народов мира. | Ноябрь 2019 г. | постоянное |
Актив музея:
- Заместитель руководителя музея –
- Оформители -
- Фотокорреспонденты –
- Экскурсоводы –
Совет музея:
- Заместитель директора по УВР –
- Педагог – организатор –
- Учитель ИЗО –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт музея" Музей народных кукол Чувашии"
Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности , а именно народных кукол Чувашии....
ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
Для группы...
ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
Воспитатели :Куркина А.А. 1квалификационная категорияРепкова М.Г.2квалификационная категорияМДОУ «Д/с№366.» г. Челябинска...
Паспорт музея "Осенний клад"
Паспорт музея "Осенний клад" (старшая группа)...
Паспорт музея
Паспорт музея ...
Паспорт музея «Русская изба»
Паспорт музея «Русская изба»...