ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_muzeya.docx | 261.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
Воспитатели :Куркина А.А. 1квалификационная категория
Репкова М.Г.
2квалификационная категория
МДОУ «Д/с№366.» г. Челябинска
Содержание
- Паспортные данные мини-музея
- Аспекты музейной деятельности
- Положение
4. План работы по созданию музея
5. Характеристика мини-музея
6. Тематический план проведения занятий в мини-музее
7. Перспектива развития мини-музея
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование музея: «Музей быта татарского народа»
Профиль музея: познавательный.
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности.
Задачи:
- Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
- Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
- Через игрушку знакомить с историей и традициями народов проживающих на Южном Урале; знакомство с особенностями народного быта;
- Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
- Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- Воспитание у детей интереса к культуре своих предков;
- Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
- Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
- основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип опоры на интересы ребёнка;
- Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
- мини-музее представлены куклы в национальных костюмах народов проживающих на Южном урале.
Структура управления музеем:
Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга
- их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
- условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты.
- настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление
- назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
- музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
.
ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ
«Музей народных кукол
Южного Урала»
- Общие положения
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием кукол в народных костюмах Южного Урала. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
- Цели и задачи
2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.
2.2. Задачами музея являются:
- Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры родного края.
- Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.
- Содержание и формы работы
3.1.
Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные
формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей
воспитанников дошкольного учреждения);
Обеспечивает сохранность музейных предметов;
Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
№ | Этап | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый | |||
результат | |||||||
1. | Подготовительный | Педсовет. | Ноябрь 2016г. | 1. Определение темы и | |||
этап | Родительские | названия музея. | |||||
собрания. | 2. Выбор | места для | |||||
Анкетирование. | размещения. | ||||||
3. | Выбор | ||||||
инициативной группы. | |||||||
2. | Практический | Сбор и изготовление | В течение года. | Создание мини-музея | |||
этап | экспонатов. | ||||||
Оформление | . | ||||||
выставки. | Октябрь-ноябрь | ||||||
Индивидуальная | 2016г. | ||||||
работа | с | детьми | |||||
(подготовка | |||||||
экскурсоводов). | |||||||
3. | Подведение итогов | . | Дети-экскурсоводы | ||||
Экскурсии | в | мини- | В течение года. | проводят | экскурсии в | ||
музей | мини-музее. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
- Экскурсии, просветительская работа.
- Театрализованные досуги.
3. Работа с родителями.
4. Пополнение музея экспонатами.
месяц | содержание | задачи | участники |
сентябрь | Знакомство с русским, | Содействовать развитию эстетичес- | Руководитель |
башкирским, татарским | кого восприятия образцов народного | мини-музея, | |
национальном костюмом. | костюма, способности эмоционально | воспитатели, | |
Занятие с детьми старшей, | откликаться на воздействие | дети. | |
подготовительной группы. | художест-венного образа, учить | ||
сравнивать и анлизировать. | |||
Знакомить детей с историей | |||
народного костюма и его | |||
элементами. | |||
октябрь | «В гости к русской | Знакомство с русскими потешками | Руководитель |
красавице» | Воспитывать любовь к русскому | мини-музея, | |
Знакомство с русскими | фольклору. | воспитатели, | |
потешками. | дети. | ||
Занятие с детьми младшей | |||
группы. | |||
ноябрь | «В гости к кукле Марии» | Занятие с детьми старшей группы | Руководитель |
Знакомство с загадками. | Знакомство с устным народным | мини-музея, | |
Занятие с детьми | творчеством | воспитатели, | |
знакомство с пословицами, | дети. | ||
поговорками, прибаутками о русском | |||
быте и гостеприимстве. | |||
декабрь | «В тереме расписном я | Знакомство с пословицами, | Руководитель |
живу, | поговорками, прибаутками о русском | мини-музея, | |
К себе в избу всех гостей | быте и гостеприимстве. | дети. | |
приглашу…» | |||
январь | «Татарское чаепитие». | Показать процесс и дать | Руководитель |
Занятие с детьми среденей | возможность принять | мини-музея, | |
группы | непосредственное участие в | воспитатели, | |
приготовлении татарского блюда | родители, | ||
(печенья). | дети. | ||
Познакомить с произведением | |||
устного народного творчества | |||
(татарской сказкой). Понимать и | |||
оценивать нравственный смысл | |||
произведения. | |||
февраль | Театрализованный досуг | формировать представления детей о | Руководитель |
«Весенние обычаи | весенних обычаях и традициях татар: | мини-музея, | |
татарского народа» | отметить отличительные и сходные | Воспитатели, | |
традиции с русскими обычаями, | дети. | ||
развивать познавательный интерес | |||
детей к национальным традициям | |||
татар, культуре, национальным | |||
блюдам. | |||
март | Обычаи и традиции | Познакомить детей с русским | Руководитель |
русского народа. | обычаем- обычаем гостеприимства. | мини-музея, | |
«Масленица» | Закрепить знания о празднике | дети, | |
Масленица, ярмарка. | взрослые. | ||
Формировать эмоциональную | |||
отзывчивость и интерес к русским | |||
обычаям и традициям. | |||
Воспитывать любовь к русскому | |||
фольклору. | |||
март | |||
апрель | Анкетирование родителей | Отслеживание мнения родителей по | Руководитель |
- | данному направлению работы | мини-музея, | |
воспитатели, | |||
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МДОУ
- В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________
- Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________
- Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы?
_____________________________________________________________________________
_______
- Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?
_____________________________________________________________________________
___________
- Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________
- Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей?
_____________________________________________________________________________
_______
- Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Паспорт мини-музея "Музей боевой славы"".
Данная презентация адресована в первую очередь педагогам ДОУ работающим в направлении "Музейная педагогика". Презентация подскажет, как грамотно построить работу по данному направлению, на что следует...
Паспорт музея" Музей народных кукол Чувашии"
Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности , а именно народных кукол Чувашии....
ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
Для группы...
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)...
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)...
Паспорт Музея русского быта
Музей русского быта...
- Мне нравится (2)